Министерство образования РФ
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
Филиал в г-к. Анапа
Курсовая работа
по дисциплине: «Международный туризм и международные туристские организации»
тема: «Религиозный туризм и его место в системе туристской деятельности»
Анапа 2010 г
Содержание
Введение
Глава I. История паломничества
Глава II. Формы религиозного туризма
Заключение
Список литературы
Введение
В последние годы все более усилилось значение туризма в жизни современного общества. Этому способствует рост доходов населения, увеличение количества свободного времени все большая открытость регионов и другие факторы.
Туризм как досуговая деятельность существует много столетий. С незапамятных времен простое человеческое любопытство влекло людей в путешествия без какой-либо определенной цели. Сегодня туризм активно развивается, люди стали путешествовать осмысленно – в образовательных, религиозных, оздоровительных целях. Туризм стал играть такую роль в жизни общества, что превратился в уникальную крупномасштабную мировую индустрию, а туристические ресурсы становятся важнейшей частью национального богатства многих стран.
Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры – туристские объекты, которые пользуются всевозрастающим спросом. Памятники религии, истории и культуры представляют существенную мотивировку посещения, того или иного региона или города. Во Франции около 60% памятников находящихся под охраной государства, являются и туристскими религиозными объектами.
Развитие общественного интереса к религиозному туризму не обошло и Россию. Наблюдается процесс становления туристских фирм по организации религиозных и паломнических туров, а также некоторые паломнические службы, организуются при монастырях, церквях и других религиозных организациях. Только за последние 3-4 года в России значительно увеличилось количество туристов, совершающих паломничество к святыням России, а также направляются за границу с религиозно- познавательными целями. Основные маршруты таких поездок пролегли в Израиль, Италию, Грецию, Кипр, Турцию, Египет, Саудовскую Аравию. Наибольшее распространение в нашей стране получили такие религиозные направления, как христианство (православие и католизм), ислам и иудаизм.
Глава I. История паломничества
Существенное влияние на туристические потоки оказывает религиозная мотивация. История религиозного туризма уходит корнями в века. Ранние засвидетельствованные сведения о путешествиях с культовыми целями относятся к периоду Античности. Древние греки и римляне посещали святилицы и храмы. Самый известный культовый центр Эллады находился в Дельфах. Он имел общегреческое значение благодаря своему оракулу. Многочисленные странники приходит сюда, чтобы узнать предсказания жрицы – прорицательницы Тифии.
В эпоху Средневековья миграция по религиозным мотивам, продолжая развиваться, приобретает новые черты. Паломничество принимает массовый характер в своеобразной форме Крестовых походов. Они предпринимались под знаменем борьбы «неверных» (мусульман) и освобождения от них святых мест христиан.
Паломническое движение заметно расширилось в XV веке и особенно в XVI веке. Вместе с ростом его масштабов усиливается неоднородность потоков. Для многих из тех, кто отправлялся на Святую землю, паломничество служило лишь прикрытием для реализации своих интересов, подчас очень далеких от вероисповедания. Среди пилигримов были дворяне, искавшие посвящения в рыцари в Иерусалиме у Гроба Господня, политические и военные агенты королей, стремящихся овладеть оккультными знаниями, творческие личности которые по поручению короля Франции Франциска II собирали в Палестине рукописи для парижской библиотеки, наконец, купцы, путешественники с торговыми целями.
В XIX веке священные путешествия принимают организованную форму. Начиная, с 1861 года ежегодно во Франции снаряжался паломнический караван в знак покаяния за преступления республиканского правительства против церкви. Число его участников достигало 300-400 человек. С конца 1870 года францисканцы стали отправлять такие же караваны из Вены и Мюнхена.
Сегодня, как и много веков назад, религиозные убеждения являются одним из главных мотивов путешествий. Верующие странствуют для поклонения святыням в надежде обрести душевное спокойствие, избавиться от тяжкого недуга.
Для географического изучения широкой и весьма пестрой картины паломничества используется районирование. В мире выделяются 11 макрорегионов паломничества:
· Христианская Европа
· Северная Америка с доминирующим положением христианства и многочисленными другими религиями
· Латинская Америка с преобладанием христианства и местными традиционными религиями
· Северная Африка с преобладанием ислама
· Западная и Восточная Африка, где господствует ислам, и существуют отдельные центры христианства и традиционной религии
· Западная Азия с доминантой ислама и анклавами христианства и иудаизма
· Южная Азия. Где получил распространение иудаизм и буддизм. А также имеются центры христианства, джайнизма, сикхизма и ислама
· Юго-восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама и христианства
· Восточная Азия с господствующим буддизмом, конфуцианством
· Центральная Азия с доминантой буддизма
Глава II. Формы религиозного туризма
1. Паломничество - посещение религиозных святынь с целью молитвенного общения, труда и сбора пожертвований на восстановление и развитие монастыря или храма. На Руси это называлось богомольем, а паломничеством считали поездки на святую Землю для поклонения Гробу Господню, которые организовывали Российско-Палестинское общество. По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не менее 10 дней и чаще всего приходилась на религиозные праздники.
Центры христианского паломничества
В христианском мире существует много святых мест в различных районах земли. Но наиболее почитаемые среди них находятся в Европе: Рим (Италия), Париж и Лувр (Франция), Фатима (Португалия), Варшава (Польша), Монсеррат (Испания) и др. Миллионы паломников устремляются в эти центры в надежде увидеть чудесное явление или поклониться священным реликвиям и приобщиться к к исходящей от них благодати.
Особенно почитаемы у христиан реликвии, связанные с крестными муками и смертью Иисуса Христа. Наиболее известное из них – терновый венец – находится в Париже, в соборе Нотр - Дам. Он был продан константинопольским императором французскому королю в XIII веке. Венец покоится на хрустальном кольце, и его выставляют для поклонения в Страстную Пятницу при стечении большого числа пилигримов. Много паломников собирается здесь и во время Всемирных дней христианской молодежи. Они проводятся по инициативе Папы Римского Иоанна Павла II начиная с 1985г. Ежегодно на этот крупнейший форум католической молодежи съежатся до 500 тысяч верующих студентов.
По преданию, тело Иисуса после смерти было обернуто в кусок льняной ткани, пропитанной мирром и елеем, и помещено в пещеру в скале. Саван бережно сохранили и стали ему поклоняться как священной реликвии. Однако на протяжении последующих веков было создано немало его подделок. К середине XIXвека осталось 42 плащаницы, претендующих на подлинность. Самая известная среди них – саван, подаренный Людовику Савойскому в XV веке. При пристальном рассмотрении на ткани видны очертания мужчины с терновым венцом на голове и многочисленными ранами и ссадинами на теле. Плащаница хранится в серебряном бронированном ларце в кафедральном соборе Турина (Италия). Один раз в четверть века она выставляется на всеобщее обозрение. В такие годы Турин посещают до 3 млн. паломников. В 1978г. Люди выстаивали в очереди по 16 часов, чтобы взглянуть на реликвию.
Другая святыня – капли крови, традиционно приписываемые Иисусу Христу, находится в бельгийском городе Брюгге. Некогда иерусалимский патриарх передал их в дар крестоносцу графу Тьери Эльзасскому. По возращении из похода он выстроил капеллу, где надлежало хранить реликвию. Сегодня каждую пятницу священную кровь в хрустальном сосуде можно увидеть, а во время праздника Дней крови – поцеловать святыню. Раз в год, в четверг на Страстной неделе реликвия в красивом ларце из серебра и золота выносится из капеллы. Торжественная процессия проходит по улицам Брюгге. В ней принимают участие тысячи паломников.
Крест с надписью «Иисус из Назарета Царь Иудейский», на котором распяли Иисуса Христа, нашли в Иерусалиме Святая Елена, мать римского императора Константина Великого, содействовавшего распространению христианства. Она же отыскала несколько святых гвоздей и копье, пронзившее Христа. Со временем эти реликвии разошлись по всему христианскому миру, положив начало известным центрам паломничества. Отдельные части «истинного креста» остались в Константинополе (совр. Стамбул), другие попали в Александрию, Дамаск, Антиохию (совр. Антакья), а также на Кипр и в Закавказье.
2.Экскурсионные туры на религиозную тематику проходят, как правило, за один день и определял интерес не только для взрослых туристов, но и для детей.
География экскурсионного туризма религиозной тематики.
Близкие паломничеству потоки формируются экскурсионным туризмом религиозной тематики. Такие поездки обычно не столь продолжительны как странствия верующих, рассчитаны на детей и взрослых, организуются в любое время года и не привязаны к культовым праздникам. Если для богомольца важен духовный момент , то турист отправляется в путешествие по Святым местам с культурно – познавательной целью. В некоторых турах одновременно могут участвовать как паломники, так и туристы. По маршруту они посещают культовые святыни и архитектурные памятники прошлого, что позволяет светским людям приобщиться к духовным традициям. Проведение подобных туров требует скрупулезной подготовки. Группа подбирается особенно тщательно, чтобы в нее не попали люди, которые абсолютно чужды вера и уважение к церкви. Ее сопровождают хорошо знающий тему экскурсовод, желательно человек верующий, и представитель церкви. С помощью последнего собравшиеся получают представление о духовных ценностях.