Министерство образования и науки Украины
Киевский университет туризма, экономики и права
Реферат
На тему:
Мобильная архитектура отдыха и туризма
По дисциплине: «Рекреационные комплексы»
Киев 2010
План
Вступление
1. Мобильная архитектура
2. Планировочная организация мобильных сооружений туризма
3. Необычные отели
Выводы
Литература
Вступление
Древнеримский архитектор Витрувий считал, что архитектура это совокупность трех составляющих – пользы, прочности и красоты. Эта формула остается современной и сегодня. Гармоничное сочетание функционального, конструктивного и эстетического факторов дает в результате не просто здание, а произведение архитектуры, отражающее особенности своей эпохи. Являясь продуктом синтеза искусства и техники, архитектура во все времена была отражением экономической ситуации в обществе, чутко реагировала на социальный заказ и достижения технического прогресса. Появление тех или иных типов архитектурных сооружений всегда определялось общественным укладом и национальными особенностями страны, системой религиозных верований и народными традициями. В современном мире в эпоху научно-технического прогресса и расцвета новых технологий, в период экономической интеграции и глобализации происходит бурное развитие туристического и гостиничного бизнеса. Процесс объединения Европы, открытие «железного занавеса», широкое распространение новых информационных технологий делают мир более открытым. С каждым годом растет количество людей, путешествующих с деловыми или туристическими целями. Полноценный комфортабельный отдых, возможность увидеть новые города и страны, посетить исторические места и достопримечательности, насладиться красотой природы – заветная мечта многих. За осуществлением этой мечты, за воплощением волшебной сказки в жизнь и отправляются современные путешественники. Часто мотивом для поездки может быть просто желание сменить обстановку. Поэтому роль гостиницы в современной инфраструктуре туризма трудно переоценить. Она должна оправдать все ожидания клиента, стать для него на время уютным и комфортабельным домом, запомниться чем-то индивидуально-неповторимым. Именно создание положительного имиджа гостиницы, представление о ней у клиента как о привлекательном месте, куда хочется вернуться еще раз, и является целью владельца и персонала и, в конечном итоге, залогом коммерческого успеха предприятия. Имидж гостиницы – понятие сложное и многогранное, он становится результатом воплощения в жизнь концепции отеля, той идеи, которая ложится в основу его создания. Можно сказать, что положительный имидж появляется при гармоничном единстве формы и содержания. При этом архитектурное решение гостиницы является формой, а работа сервисных служб – содержанием.
Архитектура отеля или гостиничного комплекса – понятие сложное и многогранное, включающее в себя внешний облик зданий, их внутреннюю планировку, ландшафтную организацию территории и внутреннее убранство помещений. Каждая составляющая важна и самостоятельна, но только в комплексе, соединяясь в одно гармоничное целое, они становятся законченным художественным образом, соответствующим общей идее отеля. Роль архитектуры в формировании имиджа гостиниц необычайно важна. Выразительный архитектурный облик становится тем визуальным фактором, который производит самое первое и сильное впечатление на клиента. Анализируя многообразие существующих на сегодняшний день в мире отелей и гостиничных комплексов, можно сделать вывод, что практически все современные архитектурные направления и течения нашли здесь свое отражение. Это связано с тем, что являясь сложным и комплексным по своему назначению объектом, сочетающим в себе наряду с жильем общественно-развлекательные функции, гостиница позволяет архитектору воплотить самые смелые новаторские идеи, создать выразительный и запоминающийся образ.
Именно создание такого яркого образа, а не просто сооружения, и является той целью, которую ставит перед автором проекта заказчик-инвестор. При этом важно, чтобы объект был гармонично вписан в существующую застройку или окружающий природный ландшафт. Выразительный пластический облик, самобытный, запоминающийся интерьер, использование национальных особенностей местной архитектуры и традиционных материалов – вот те архитектурные средства, которыми создается неповторимая атмосфера – неотъемлемая часть имиджа отеля. Архитектурно-планировочные решения гостиниц часто диктуются природно-климатическими факторами, культурно-историческими особенностями определенного региона, его архитектурными традициями. Именно использование традиционных для данной местности планировочных приемов и строительных материалов в сочетании с неожиданными новаторскими идеями обеспечивает гостинице столь привлекательный для приезжих национальный колорит. Применение в декоре и оформлении интерьера специфических деталей – произведений искусства или авторского дизайна, антикварной мебели или изделий ремесленного творчества завершает формирование цельного и яркого художественного образа гостиницы, запоминающегося клиенту на эмоциональном уровне. Кроме этого огромное значение имеет рациональная функциональная организация пространства гостиницы – разделение его на гостевую и служебную зоны и обеспечение удобной связи между ними, а также современное инженерное оборудование. Таким образом, еще на стадии проектирования, а затем и строительства формируются основы благоприятного имиджа предприятия и закладывается база для его процветания.
В современном мире существует огромное количество отелей. Они различаются по назначению, вместимости, этажности, типу конструкций, уровню комфорта, месту расположения и иным признакам. Все эти признаки в свою очередь оказывают влияние на архитектурно-планировочное решение, а значит и на имидж гостиницы. Ведь сегодня гостиница перестала быть просто местом для временного ночлега. Высокого уровня комфорта уже недостаточно. Для успеха в конкурентной борьбе необходимо учитывать требования современного рынка. Просто развлекать гостей и обеспечивать их комфорт – теперь этого слишком мало, надо еще и удивлять, а может даже ошеломлять. Так какими же архитектурными средствами добиваются успеха ведущие отели мира? Каковы основные современные тенденции, в каких направлениях развивается архитектура отелей?
1. Мобильная архитектура
Использование в туризме индивидуальных транспортных средств - автомобилей, мотоциклов, катеров, лодок — повлияло на развитие кемпингово-мотельного туризма. Первые мотели были построены в США еще в конце 20-х годов XX в., а кемпинги появились в 30-х годах как сезонные учреждения (англ. campingот camp— располагаться лагерем). В конце 50-х годов в США функционировало уже 60 тыс. автотуристских учреждений. В этот период акционерное общество отелей (НС А) разработало два типа мотелей («Чартерхауз») — многоэтажный и малоэтажный (1—2 этажа), с возможностью размещения в различных условиях местности. Предложено также комбинированное использование высоких и низких зданий, обеспечивающее разнообразие типов номеров и взаимосвязи «стоянка автомобиля — номер». Помещения общественного питания располагают у въезда на территорию мотеля и сблокированы с многоэтажным зданием мотеля, создавая удобства как для проживающих, так и для посетителей. Одноэтажные жилые павильоны размещаются по периметру территории, образуя внутренний дворик- сад с детской площадкой и плавательным бассейном.
В конце 50-х годов в США, Великобритании, Франции для проведения летнего отдыха стали использовать передвижные кабины-вагоны — трейлеры (анг. trailerот trail— тащить). В США были разработаны различные виды трейлеров — от простого вагона-прицепа до хорошо оборудованной квартиры. Например, трейлер «Пентхауз» имеет пять спальных мест, оборудован санузлом, плитой, встроенной мебелью.
Трейлер как передвижное жилье на колесах предопределил появление мобильных сооружений для летнего отдыха. Мобильные сооружения впервые появились у народов, ведущих кочевой образ жизни. Для первых мобильных построек использовали шкуры животных или войлок, натянутые на деревянный каркас. Палатки, шатры, кибитки, повозки применяли для устройства военных лагерей во время завоевательных походов еще в древние века. В средние века для проведения ярмарок, базаров, цирковых и театральных представлений возводили сборноразборные сооружения. Потребность в таких сооружениях появилась в 50-х годах прошлого столетия в связи с развитием массового летнего отдыха. Так, на выставке в Цюрихе в 1958 г. был представлен маленький сборно-разборный домик для туристов. Впервые такой дом был построен в 1956 г. в Валлисе (Швейцария). Он представляет собой призму треугольного сечения («Тригон»), одна из плоскостей которой может подниматься и опускаться, превращаясь в террасу перед остекленной стеной дома. Дом состоит из жилой комнаты на 6 спальных мест, кухни-ниши, санузла, кладовой.
Мобильные сооружения в виде передвижного сборно-разборного летнего дома, транспортируемого при помощи специальных средств на подготовленную площадку, получили развитие в 70-х годах в США, Великобритании, Швеции, Германии, Франции в различных конструктивных решениях и видах материалов. Например, во Франции разработали ячейки, состоящие из двух основных элементов: один образует пол, потолок и опорный пилон, другой — фасадный, с оконными или дверным проемами либо сплошной без проемов. Передвижной дом для загородного отдыха в Великобритании с откидными и вращающимися плоскостями оборудован всеми инженерно-техническими устройствами. В США разработали проект летнего многоэтажного дома «Интерпод» с конструктивной основой (железобетонный столб с консолями), на которую крепят легкие жилые ячейки с полным оборудованием и меблировкой.