Контрольная работа
Введение
1. Правовое регулирование музейно-выставочной деятельности
2. Международные стандарты в СКСиТ
Заключение
Список литературы
Введение
Правовые аспекты в области музейного дела необходимы для его дальнейшего развития и эволюции. Они закрепляют деятельность и условия регулирования культурных ценностей, а также влияют на отношения музеев с государством, физическими и юридическими лицами.
На современном этапе туризм является наиболее динамичной отраслью мировой экономики. Туризм относят к разряду отраслей, которые будут определять мировое экономическое развитие в будущем столетии. Структурная перестройка современного туристского рынка - очевидный процесс. Важно придать ему разумное направление, помочь и поддержать государственной, законодательной и исполнительной властью на федеральном, региональном и местном уровнях.
1. Правовое регулирование музейно - выставочной деятельности
Музей стал необходимой составной частью социальной и культурной жизни. Приобщение к общечеловеческим и национальным культурным ценностям является неотъемлемым элементом становления человеческой личности. По выражению Н.А. Бердяева «человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек». Духовная жизнь общества включает наследие исторического прошлого в качестве своего активного компонента, придает прошлому функции своеобразного аналитика поступков настоящего. К. Ясперс считал, что настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем на себе. Сейчас в мировой цивилизации обозначился новый этап осмысления культурного наследия. Проблема сохранения и эффективного использования материальных и духовных свидетельств минувшего становится в один ряд с такими глобальными проблемами, как экологическая, демографическая, энергетическая, проблема войны и мира. Императив безусловного сохранения культурного наследия был прочно интегрирован в поведение людей повсеместно в мире на протяжении всей человеческой истории. Стремление к охране своего прошлого - это, в сущности, проявление инстинкта самосохранения человека как вида. Питирим Сорокин усматривал в уважении национальной культуры важнейшее условие, как внутреннего социального мира, так и мира международного. «Когда их (т.е. культурных ценностей) единство, усвоение и гармония ослабевают... увеличиваются шансы международной и гражданской войны». Очевидно, насколько тесно это связано с сегодняшней ситуацией в российском обществе. Разрушение ценностных ориентиров ведет к социальным проблемам, с которыми мы столкнулись сегодня: кризис нравственности и правосознания, социальная нестабильность, и, как следствие, рост преступности, обесценивание человеческой жизни[1].
Музей является связующим элементом в системе культурное наследие — общество. Однако эта связь не может быть идентифицирована однозначно, привязана к одной определенной системе координат. В разные эпохи в понятия «культурное наследие» и «музей» вкладывалось различное содержание, основанное на смене социально-экономической, идеологической и культурно-образовательной парадигм. Важно также учитывать аксиологические установки социума по отношению к культурному наследию и его интерпретации в музее. «Ценность, подобно времени, относительна», - констатирует А. Тойнби.
Музей является хранителем культурного наследия, транслятором культурно-исторической памяти народа. Длительное время отечественный музей рассматривался как пассивный участник социально-экономических отношений, как организация, нуждающаяся в инвестировании, не способная быть интересным партнером. Такой традиционный взгляд на российский музей популярен и сейчас. Его устойчивость обусловлена в том числе слабой проработанностью гражданско-правового статуса музейных организаций, не позволяющей музеям ярко проявлять себя в социально-экономических отношениях. Этот взгляд не отражает современных тенденций социализации культурной сферы. Музей участвует в формировании вектора развития общества, определяет знаковые элементы духовной сферы, придает им материальное воплощение через свои коллекции. Однако формы участия музея в отношениях во многом зависят от государственной музейной политики. Государство, как наиболее заинтересованный в сохранении культурного наследия субъект, с помощью механизмов правового, экономического регулирования должно создать специфические правила активного поведения музея. Важная роль в государственном регулировании музейной деятельности принадлежит гражданско-правовым нормам. Именно гражданско-правовое законодательство определяет возможности легитимного участия субъекта в социально-экономическом пространстве. Разработка правового статуса музея должна быть направлена на предание музею статуса активного, самостоятельного участника общественных отношений. Вторым актуальным направлением государственного регулирования в музейной сфере является разработка гражданско-правового компонента охраны музейных ценностей, как специфических объектов гражданских прав. В связи с либерализацией отношений собственности, развитием негосударственного музейного сектора, включением музейных ценностей в экономический оборот необходимо в законодательстве создать систему норм, регламентирующих этот сегмент отношений.
Данная работа посвящена историческим особенностям формирования правового статуса музея в России, анализу юридического статуса отечественных музейных организаций, исследованию возможных путей оптимизации правового регулирования музейной деятельности, гражданско-правовым особенностям оборота музейных ценностей[2].
Степень разработанности проблемы. Вопросы правового обеспечения музеев и музейной деятельности в настоящее время актуальны. Необходимость реформирования культурного сектора осознается не только властными кругами, но и общественностью. Правовые аспекты деятельности культурных организаций в целом, и музеев в частности, составляют ядро новой концепции роли и места организаций культуры в жизни России. Задача правового регулирования - создать реальный, адаптированный к современным условиям механизм правовой интеграции культурных учреждений (в нашем случае музеев) в социальное пространство. Однако проблемы новой организации культурной жизни поднимаются, преимущественно, на страницах публицистической печати, этим вопросам практически не уделяется внимание на научном уровне. Проблема юридической личности музеев, легитимного поведения музеев в пределах правового пространства России до настоящего времени оставалась за рамками научных интересов ученых-правоведов.
В 90-е г.г. прошлого века появились работы, в которых анализируются вопросы экономической составляющей деятельности музея. В работах В.Ю. Дукельского, М. Гнедовского, Л.Н. Годуновой анализируются различные аспекты маркетинговой политики музея, исследуются направления экономической деятельности музейных организаций. Музей как субъект экономических отношений, по мнению этих авторов, нуждается в расширении поля экономической деятельности. Исследователи экономических отношений в музейной сфере отмечают отсутствие традиции самостоятельной экономической деятельности музея в России, неразработанность правовой базы для патисипаторного поведения музея в бизнес-отношениях.
В последнее время стала достаточно популярна тема оборота и охраны культурных ценностей. Работы А.П. Сергеева, Д.В. Мазеина, Н.В. Михайловой посвящены культурным ценностям как специфическим объектам гражданских прав. Авторы анализируют особенности правоотношений, возникающих по поводу культурных ценностей. Особое место во всех работах занимают вопросы их гражданско-правовой охраны. Работа А.П. Сергеева сохраняет свою значимость и как труд, в котором имеется теоретическое обоснование ряда правовых дефиниций (культурная ценность, памятник истории и культуры и другие), раскрываются традиционные для нашей правовой системы механизмы регулирования общественных отношений в сфере оборота культурных ценностей. Книга имеет научный интерес как правовое исследование пограничных с музейными отношений, была использована для формирования методики юриди ческого анализа настоящего исследования. Р.Б. Булатов, Л.И. Вилков исследуют международно-правовые акты, посвященные охране культурных ценностей, возможность применения международного опыта в этой сфере.
В цивилистической науке ряд работ посвящен исследованию правового статуса некоммерческих организаций. В работах Н.В. Козловой, О. П. Кашковского, Е.А. Абросимовой и других исследуются вопросы юридической личности некоммерческих организаций, пределы их правоспособности, способы участия в гражданско-правовых отношениях. И.В. Ершова, Г.Б. Леонова, Ю.Г. Лескова, и другие анализируют особенности организационно-правовой формы «учреждение», специфику вещного права — оперативного управления. Акцент в этих работах сделан на исследовании правовых возможностей, содержащихся в конструкциях «учреждение» и «оперативное управление». По мнению авторов гражданско-правовой статус учреждений нуждается в дополнительной правовой разработке, конкретизации.
В настоящем исследовании использовались работы по истории музейного дела в России. В работах A.M. Разгон на основе архивных данных анализировался процесс становления музейной сети, формирования официального государственного интереса к сохранению исторического прошлого в дореволюционной России. Сборник «Музей и власть» объединил в себе статьи, посвященные анализу взаимоотношений отечественной государственной власти и музея как института культуры в течение XVIII -XX веков. Эти идеологически корректные, основанные на первоисточниках исследования, дают научное представление о том, как обстояли дела в сфере функционирования музеев с момента их появления в России до современного этапа. Спецификой вышеназванных работ является то, что, несмотря на использование в них нормативного материала, они не содержат юридического анализа законов и подзаконных актов Российской империи и СССР. Авторы не ставили себе эту задачу. Их работа ограничивалась политологическими и историческими аспектами. Разработка и конкретизация понятийного аппарата (музей, памятник истории и культуры, наследие, музейная коллекция), правовые методы защиты музейных ценностей, правовой статус музея и так далее, то есть то, что является предметом юридического анализа, осталось за пределами внимания исследователей музейного дела в СССР.