В проблемах отдыха местного населения практикуются некоторые решения - например, бесплатное пользование пляжами при предъявлении паспорта или льготы на путевки в ведомственные базы отдыха. Однако сама по себе закрытость пляжей выглядит во многих случаях дискриминацией. И мэры многих крымских городов от такой практики отказались.
Для снижения риска инвестиций в сферу туризма нужны серьезные организационные решения. По примеру Германии время каникул в разных областях (или группах областей) Украины должно быть со смещением. Таким образом, чтобы летние каникулы, например, в Черниговской и Черкасской областях, начинались уже с 12 мая и заканчивались 15 августа, а, например, в Харьковской и Сумской областях - начинались 20 июня и заканчивались 1 октября. Каникулы студентов также могут быть по решению вузов более разнообразными по времени. Реальный купальный сезон (с учетом еще и все более многочисленных бассейнов) - с начала мая по конец октября. Туризм, спорт, образовательные и приключенческие программы для школьников, студентов, семейного отдыха должны осуществляться ритмично круглый год. Это сможет снизить их стоимость в 1.5-2 раза и создать лучшие возможности для дополнительных услуг.
Местная молодежь должна иметь возможность вне высокого сезона беспрепятственно пользоваться спортивными сооружениями здравниц, бесплатно посещать музеи и выставки. Помимо просветительских и оздоровительных целей для всех такая система должна служить профессиональной ориентации, отбору талантливой молодежи и ее профессиональной подготовки на будущее для этих же курортных, экскурсионных и спортивных учреждений.
Информация. Потенциальные европейские рынки туризма требуют внимательного изучения. Они вовсе не так выгодны, как традиционный московский поток, разве что привязка к отдыху в августе у них не так сильна.
В общих чертах, август и сентябрь надо при планировании оставить за отдыхающими из России. Но при этом, больше внимания в информационной политике уделять майским программам и бархатному сезону на Западном и Юго-Восточном побережье.
Для европейских туристов основной упор надо делать на курортное лечение, туристические программы для пожилых, а также программы активного туризма и спорта. Все это может проходить за пределами высокого сезона. Европейцы и сами в большинстве своем будут ориентироваться на льготные цены размещения и обслуживания.
Успешные в туризме страны обычно снабжают туристов картами и буклетами уже на въезде. Проблему самозваных гидов, квартирных маклеров и теневого сектора размещения в Крыму решат не квартирно-посреднические бюро и не налоговая полиция. Только миллионные тиражи бесплатных и достоверных туристических изданий, справочные системы в Интернет, бесплатная рассылка видеопрограмм и мультимедийных дисков на региональные телестудии Украины, России и других стран.
Необходимы и льготы в издании более подробных путеводителей и туристических карт, особенно тех, которые рассчитаны на школьников, молодежь, укрепление семейных ценностей.
Отдельная тема - роль кино и телесериалов в раскрутке определенных регионов и определенных стилей отдыха. Сейчас мало кто помнит советский фильм "3+2", определивший на десятилетия стиль "дикого" автотуризма. Но при всей известности английского фильма "Плод созрел" ("Греческая смоковница"), мало кто из специалистов туризма задумывается о том, что фильм сыграл огромную роль в раскрутке молодежного приключенческого (авантюрного) туризма для всех стран Средиземноморья. Ну а Греция, конечно, получила имидж не груды развалин, а страны, где интересно, весело и необычно.
Кадры - сейчас наиболее слабое место крымского туризма от самого верхнего уровня до магазинов или кафе. С одной стороны, это отсутствие системы открытых конкурсов, лицензий, тарификации, пренебрежение к дипломам, семейственность. Конечно, на уровне кафе или частного пансионата работа одной семьи дает огромные преимущества и снижает стоимость услуг и уровень цен. И, наверное, должны быть государственные льготы и возможность бесплатного образования, а также периодического повышения квалификации.
С другой стороны, персонал в сфере туризма и курортов работает на износ. Никакие нормы охраны и нормирования труда не выдерживаются.
Эксплуатация детского и женского труда идет на уровне 19 века.
Женщины во многих торговых палатках работали в сезоне 2004 года с середины июля по конец сентября без выходных и перерывов, ночуя в этих же палатках. Дети 12-14 лет на аттракционах или прокатах картингов работали с 8 до 23 часов без выходных в течение почти двух месяцев.
Официанты в приморских кафе, ночуя в них же просто на коврах топчанов, спали по 3-4 часа в сутки. О какой вежливости и культуре обслуживания могла идти речь в августе, когда людей просто шатало от недосыпания?
В практике детских оздоровительных учреждений укоренилась "традиция" приглашать вожатых из-за пределов Крыма, поскольку они соглашаются работать за еду и ночлег. Местная образованная молодежь практически не имеет никаких шансов получить работу.
Большая часть кадровых проблем Крыма, возможно, решится в рамках общих процессов нормализации жизни Украины. Однако должны быть и особые механизмы, учитывающие то, что дети и молодежь в курортных районах живут в особой среде "вечного праздника", где формирование трудовой этики не может быть пущено на самотек. Дети мечтают быть не космонавтами, когда вырастут, а отдыхающими. Нужны простые и массовые методы профессиональной ориентации, укрепление престижа массовых профессий - продавца, бармена, водителя, администратора, гида, милиционера.
Кстати, нельзя не отметить, что в последние годы жалобы на крымскую милицию и автоинспекцию от отдыхающих из России стали редкостью. Можно сказать, что наши силовые структуры, с одной стороны, осознали важность курортников, с другой - уже многие годы в учебные заведения набирается достаточно способная молодежь, привлеченная фильмами типа "Полицейской академии", "Полицейские на велосипедах" и "Менты".
Хотелось бы и больше сериалов вроде "Любовь на снегу", где показана молодежь, обслуживающая туристов на горнолыжном курорте, или "Спасатели Малибу". Сериалы теперь имеют огромное влияние, а Крыму нужны вовсе не адвокаты, экономисты или дипломаты. Нужны люди, к которым туристы будут возвращаться за хорошим настроением, незабываемыми ощущениями, здоровьем.
Крыму надо избавляться от сезонных кадров из других регионов. Это касается и милиции, и поваров, и вожатых, и работников проката и аттракционов. Все, кто работает непосредственно с туристами и отдыхающими должны делать это на профессиональной долговременной основе. Начинать получение знаний и навыков с 6-10 лет в детских кружках, получать после школы специальное образование и сертификацию. Специалист должен знать местное начальство и контролирующие органы, а они должны знать его - годами, и создавать условия для его роста. Сейчас несчастные случаи с аквалангистами или с гидроциклами зачастую связаны только с низкой квалификацией персонала, который набирается случайно. Пищевые отравления из-за того, что в столовых трудятся практиканты из областей Украины или просто чьи-то родственники, также станут редкостью, если повара будут местными и с многолетним опытом. Сейчас множество опытных крымских кондитеров и поваров вынуждены весь год сидеть без работы, а летом просто торговать в палатках.
Крымские профсоюзы и органы самоуправления должны, в первую очередь, заботится о рабочих местах и перспективе профессионального роста для своих жителей, как и бизнесе для своих предпринимателей. Без этого инвестиции из других стран и регионов превращают нас просто в ненужное дополнение к крымскому пейзажу.
В крупных здравницах вполне возможно в межсезонье организовать для детей сотрудников спортивные и творческие кружки в целях подготовки для этих же здравниц инструкторов лечебной физкультуры, плавания, дайвинга, фитнеса, гидов для активного туризма, арт-терапевтов и других специалистов, способных расширить сферу платных услуг.
Отдельная большая тема - крымские татары в туризме. К сожалению, сами они к этому не вполне готовы, молодежь не воспринимают свою национальную культуру как дополнительную возможность карьеры и заработка. Даже в таком простом вопросе как кафе или маршрутки. В кафе блюда в основном узбекские, в маршрутках звучат уголовные песни на русском языке. Национальные праздники проводятся в узком кругу, нет национального спорта. Показателен пример того, что в Судаке, например, на средства бюджета существует интернат для девочек, которые занимаются хоккеем на траве. Этот вид вместе с крымскотатарскими кадрами перенесен из Узбекистана. Зрелищность и престижность его весьма сомнительна, а ценность для туризма - нулевая. Тоже можно сказать и о боксе, карате или брейк-дансе, которым увлечены многие крымскотатарские юноши. Шансы заработать на этом - весьма слабы. А вот национальная борьба на поясах, конные виды традиционных состязаний на праздниках, пастушеские силовые состязания, атлетические элементы в национальных танцах и даже классическая восточная каллиграфия на стенах зданий - из всего этого надо спроектировать некую искусственную парадную крымскотатарскую "культуру на показ". Как это было сделано, например, в Таиланде, где крестьяне вовсе не ходят поплясать на деревенские праздники в золоте и перьях. Классическая русская ресторанная культура с балалайками и медведями тоже в свое время была создана искусственно и исключительно "на продажу".
Так называемые проекты строительства национальных центров туризма, о которых упоминалось при самозахватах земель в Морском или Тихой бухте, пока сложно обсуждать. В реальности в этих местах можно работать только два месяца в году. Крымские татары по всему побережью работают сезонно, приезжая из предгорных и степных районов, они ночуют в этих же летних кафе просто под навесами.
Без решения общих стратегических проблем сезонности, свободных рыночных механизмов, целенаправленного информационного перераспределения потоков отдыхающих проблемы крымских татар на побережье (как и проблемы людей других национальностей) не решатся.