4. Национальные традиции. Зарождение нынешней венгерской культуры совпадает с обращением венгерского народа в христианство в конце 10 в. В период правления короля Иштвана I (1000 - 1038) государство и общество были перестроены по западноевропейским образам, остатки старых традиций искоренены, а всякое влияние восточной культуры исключено. Латинский язык, который использовался Римско-католической церковью, стал официальным языком Венгрии. Это означало, особенно в Средние века, что подавляющее большинство летописцев, ученых и педагогов были священниками. В эпоху Ренессанса итальянские ученые и мастера искусств стекались ко двору короля Матиаша IКорвина (годы правления 1458 - 14900), который покровительствовал деятельности гуманистов. В 15-17 вв. появилась венгерская национальная идея, согласно которой венгры являются " бастионом западной цивилизации для защиты против антихристианского турецкого империализма. Это идея сохранилась и в 20 столетии. Венгерская академия наук, основанная в 1825, была весьма важным инструментом.
Ассимиляции западных элементов в венгерскую культуру. В последней четверти 19 в. Значительное влияние на культуру страны оказали венгерские евреи. Приблизительно с 1900 и до Второй мировой войны группа ведущих венгерских интеллектуалов стремилась реализовать программу, охватывавшую те части национальной культуры, которые были ближе всего к прогрессивной западной культуре. Церковь в Яке, церковь в Ньирбаторе, дворец Эстергази в Фершеде, собор в Тате, собор в Пече, башня в Сегеде, здание парламента и Национальный музей, Национальная художественная галерея, дворцовый комплекс XIII-XVII вв. с Королевским дворцом и крепостью в Будапеште. Венгрия - страна музыки и танца, различных фестивалей - музыкальных, театральных, цветочных карнавалов.
Национальная культура имеет богатые традиции, однако в силу периферийного положения страны в Европе и языковой изолированности сравнительно мало известна за пределами Венгрии. Наиболее заметный вклад в развитие венгерской культуры внесли писатели и поэты Шандор Петёфи (1823-48; лирические и революционные стихи, поэма "Витязь Янош"), Кальман Миксат (1847-1910; основоположник критического реализма в венгерской литературе), Эндре Ади (1877-1919; стихи социального протеста), Дюла Ийеш (1902-83; поэт реалист), драматург Имре Мадач (1823-64), композиторы Ференц Лист (1811-86), Бела Барток (1881-1945), Золтан Кодай (1882-1967), Имре Кальман (1882-1953), художник Михай Мункачи (1844-1900), скульптор Жигмонд Кишфалуди Штробль (1884-1975), кино режиссёры Золтан Фабри (1917-84), Миклош Янчо (род. в 1921) и др.
5. Венгерская кухня известна далеко за пределами страны и имеет следующие особенности:
Венгерская кухня разнообразна и богата мясными блюдами. В мясных блюдах доминируют свинина и свиное сало. Девизом венгерских кулинаров по-прежнему являются строчки из оперетты Кальмана: "Коли мясо, так свинина, коли сало - острый шпик". Пища в Венгрии жирная и тяжёлая.
Вкус блюд обеспечивают в разных своих ипостасях лук и перец-паприка.
Классическими для венгерской кухни считаются кушанья, соединяющие в себе первое и второе блюда. Таково, например, лечо (lecso) - блюдо из лука, помидоров, паприки и слабо-копчёной свиной колбасы - kolbasz. Богатую традицию имеют многочисленные кушанья под названием pörkölt. Это своего рода гуляш, который может быть из говядины, телятины, курятины, крольчатины, свинины, баранины или мяса дикого кабана. То же блюдо, но тушённое в сметане, называется паприкаш (paprikas). Главными приправами к нему служат обычно свиной жир, лук, молотый перец, иногда стручки паприки и помидоры.
Традиционный деликатес - характерные для венгерской кухни всевозможные виды жаркого. Например, жаркое из молочного поросёнка, фаршированного рубленым свиным окороком без жира, называется "девственное жаркое" (szüzpecsenye). Венгерский ростбиф (rostelyos) - это жаркое из говядины, которое приготавливается в самых разных вариантах, но непременно содержит кусок мяса из бедра или спины животного. Наиболее известными являются хортобадьский ростбиф, который подаётся с мучными клёцками и всевозможными травами, и ростбиф "по рецепту князя Эстерхази" - с майонезно-горчичным соусом.
Дичь в Венгрии чаще всего подают в жареном или тушёном виде с тёмным, густым соусом.
Со времен Австро-Венгрии популярен шницель по-венски. Он должен быть очень тонким, обильно панированным сухарями и, разумеется, готовиться из телятины и на свином жиру. Деликатесом считается шницель, фаршированный мозгами.
Венгерская колбаса салями. В Европе широко известна венгерская сырокопчёная колбаса салями (salami).
Среди рыбных блюд известен fogas, судак из Балатона. Но наиболее знаменита уха халасле (венг. halaszle). Это нечто большее, чем просто рыбный суп. По традиции её готовят из разных сортов рыб с добавлением лука, паприки и помидоров. Но есть множество и других вариантов, не обходящих вниманием, по сути, ни одну из пресноводных рыб. По традиции, это блюдо съедают как первое, а на второе идёт turoscsusza - вермишель с майонезом и со шкварками (хорошо прожаренными, хрустящими кусочками шпика).
На десерт в Венгрии подают тоненькие слоёные блинчики (palacsinta), нафаршированные чем-нибудь сладким. Наиболее изысканными считаются блинчики по-гундалевски, названные так в честь знаменитого будапештского гастронома Кароя Гунделя. Блинчики по-гундалевски фаршируют орехами и обливают шоколадным соусом.
6. Венгрия - среднеразвитое индустриально аграрное государство, активно участвующее в международной торговле. ВВП - 62,5 млрд долл., ВВП на душу населения - 6,2 тыс. долл. (2002). При доле национально го производства в мировом ВВП 0,15% доля внешней торговли страны в мировой торговле составляет 0,47% (2000). Темпы инфляции последовательно сокращаются с 28,2% в 1995 до 5,3% в 2002. Структура ВВП (2001): сельское и лесное хозяйство - 4,3%, промышленность и строительство - 32,0%, торговля и сфера бытовых услуг - 12,8%, транспорт и связь - 9,1%, финансовая деятельность - 21,7%. Наиболее заметными изменениями структуры ВВП Венгрии в 1990 е гг. стало сокращение доли аграрного сектора и увеличение доли услуг. Доля частного сектора в ВВП - более 80% (в 1990 - 10%). Пик приватизации пришёлся на 1995, а к 1999 этот процесс был в основном завершён. В 2002 в государственной собственности находилось 190 предприятий (в большинстве своём малорентабельных). Правительство П. Медьеши намерено к 2006 оставить в собственности государства ок.40 предприятий (в основном лесхозы и транспортные компании "Волан"). Доля иностранцев в структуре собственности венгерской экономики достигла 30%. Из 200 крупнейших венгерских предприятий ок.160 находятся в частичной или полной иностранной собственности, каждое десятое предприятие в Венгрии имеет иностранного компаньона, соучредителя или владельца. Под контролем иностранного капитала находится 90% отрасли коммуникаций и дальней связи, 70% банковско-финансового сектора, 60% энергетики страны.2/3 продукции венгерской обрабатывающей промышленности дают предприятия, находящиеся в иностранной собственности.
7. Развитие спорта. В 1991 имелось 2676 спортивных клубов с числом членов более чем 270 000 человек. Футбол-главный вид спорта; имеются более 3000 футбольных полей и более100 000 футболистов. В Венгрии очень популярны шахматы. Два венгерских гроссмейстера, Лайош Портиш и Золтан Рибли, в начале 1980-х годов входили в первую десятку шахматистов мира. В 1984 Жужа Полгар заняла не только самое высокое место в мире среди шахматистов-юниоров, но и стала мировым лидером среди женщин-шахматисток. Восемь лет спустя ее сестра Юдит в пятнадцатилетнем возрасте стала гроссмейстером международного уровня. В 1980-е 1990-е годы венгерские пловцы под руководством Кристины Эгерсеги успешно выступали на олимпийских играх и других международных соревнованиях.
1. Масляк П.О., Олейник Я.Б., Степаненко А.В. Словарь - справочник ученика по экономической и социальной географии мира. - К.: Либра, 1996.
2. Энциклопедический справочник: Все страны мира. - М: Вече, 2001.
3. Энциклопедия для детей: Дополнительный том: История 20 века. Зарубежные страны. М.: Аванта +, 2002.
4. Страны мира: краткий энциклопедический справочник / Авт. - сост.: В.А. Аникеев. Издательский Дом А. Громова; Минск; Современный литератор, 2000.