Смекни!
smekni.com

Адаптивная физическая культура как средство реабилитации инвалидов (стр. 4 из 9)

Все это требует значительной, а иногда принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или, по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов, организационных форм.

Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (видов) общей физической культуры, который называется "оздоровительно-реабилитационная, или лечебная физическая культура" [9] или "двигательная реабилитация" [3]. Данный раздел, как отмечает Б.В. Евстафьев, посвятивший специальную монографию анализу основных понятий в теории физической культуры, в качестве главной цели предусматривает «... восстановление временно утраченных функций после заболевания, травм и т.д.».

По сложившейся в нашем обществе системе мировоззренческих взглядов, инвалидами и лицами с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья должны заниматься представители здравоохранения, социального обеспечения, образования, но не физической культуры.

Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет недостаточная разработанность теоретических, концептуальных проблем физической культуры инвалидов. Проведенный А.В. Сахно [11] анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблеме здоровья, определению его качественных и количественных параметров, позволил ему утверждать, что между понятиями "здоровье человека" и "инвалидность человека" была воздвигнута непроходимая стена и что эти понятия трактовались как взаимоисключающие. В частности, понятие "здоровье", изложенное в уставе Всемирной организации здравоохранения как "состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов", фактически отождествляется с "абсолютным здоровьем" и, естественно, не допускает и мысли о возможности наличия здоровья у инвалида, так как он обладает тем или иным дефектом (физическим или психическим). Такая постановка вопроса, по существу, отказывала огромной группе людей - инвалидам - в здоровье и здоровом образе жизни, ядром которого является рациональная двигательная активность человека или, более обобщенно, физическая культура. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что допуск к занятиям физической культурой в школе, техникуме, вузе, в той или иной спортивной секции и тем более к участию в соревнованиях выдает врач, который должен констатировать соответствующий уровень здоровья у желающих участвовать в физкультурно-спортивной деятельности.

Все эти положения с учетом той или иной медицинской специальности вполне понятны. Однако они, с одной стороны, сужают цели, задачи, средства, методы, организационные формы реабилитации, ориентируют их в зависимости от профиля заболевания или инвалидности на общепринятые в официальной медицине средства и методы и явно недооценивают роль движения и вообще физической культуры личности участвующего в этом процессе; а с другой - лишний раз подтверждают, что медицинская реабилитация находится лишь на пути выхода из рамок лечебно-госпитальной парадигмы. В соответствии с последней, кстати говоря, неоднократно подвергавшейся критике [1, 13], главная цель медицины - излечение конкретных болезней в больницах, поликлиниках, санаториях, реабилитационных центрах с помощью лекарств и медицинской техники под руководством и наблюдением специалистов-медиков, а не максимально возможное развитие жизнеспособности человека (здорового, больного, инвалида), его телесно-двигательных и психических потенций, отпущенных природой и имеющихся (оставшихся) в наличии в процессе жизни.

Таким образом, в отличие от адаптивной физической культуры медицинская реабилитация в большей степени направлена на восстановление нарушенных функций организма, а не на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что требует от больного или инвалида значительно большей активности и самостоятельности. Кроме того, используемые в реабилитации средства, так или иначе, ориентированы на составляющие традиционной медицины: медицинскую технику, массаж, физиотерапию, психотерапию, фармакологию и т.п., а не на естественные факторы - движение, здоровый образ жизни, рациональное питание, закаливание и др.

ЛФК как метод комплексного лечения, использует нозологический принцип по наиболее важным заболеваниям, органно-системный подход при дифференциации частных вопросов и отражает задачи конкретных направлений в отечественной медицине. Более того, как считают специалисты, даже физическая культура и спорт являются организованной формой вторичной профилактики, необходимой для сохранения результатов, достигнутых в процессе лечения больных.

Адаптивную физическую культуру нельзя сводить только к лечению и медицинской реабилитации. Она является не только и даже не столько средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм, составляющих полноценную жизнь человека в его новом состоянии, образовавшемся в результате травмы или болезни. Адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация и другие виды адаптивной физической культуры как раз и ставят задачи максимального отвлечения от своих болезней и проблем в процессе соревновательной или рекреационной деятельности, предусматривающей общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.

На значительное расширение сферы традиционной медицины, опьяненной успехами в лечении ранее неизлечимых болезней и спасении умирающих и "видящих" только в этом главную задачу служения людям, направлены такие ее "ветви", как валеология [1, 10] и профилактическая медицина [12].

Однако, подчеркивая, что в отличие от медицины, занимающейся больными, валеология - это наука о здоровье здоровых людей, а также находящихся в состоянии предболезни или имеющих факторы риска, И.И. Брехман - один из авторов и инициаторов ее появления, по существу, как бы по инерции исключает хронически больных и инвалидов из числа тех, для кого она предназначена. Хотя, безусловно, он, скорее по сложившейся традиции, забывает эту категорию населения, нежели полагает, что валеология и вообще валеологический подход к жизни им не нужны. Как это ни парадоксально, но здесь повторяется ситуация, сложившаяся в сфере физической культуры. Те люди, для которых и валеология, и физическая культура нужны более чем для кого бы то ни было, оказываются за "бортом" их концептуальных схем.

Что же касается профилактической медицины, то, безусловно, признавая ее огромнейшую роль в оздоровлении населения России, особенно с учетом его сегодняшнего состояния, необходимо обратить внимание читателей на то, что это все-таки медицина:

1) по главной цели - профилактика конкретных заболеваний;

2) по кадровому обеспечению - медицинские работники;

3) по средствам - различные лекарственные препараты, рекреационно-реабилитационные комплексы и т.п.

Если проанализировать современные технологии Российского института профилактической медицины - одного из лидеров данного направления: ингаляция различных лекарственных и растительных препаратов, гало-, аэрофито-, аэроионо-, фототерапия; музыкальная, аудиовизуальная терапия; диетотерапия; биосауны; гидромассаж; солярий и другие, - то станет вполне очевидной их эколого-медицинская направленность.

Однако надо отдать должное директору данного института - доктору медицинских наук, профессору П.П. Горбенко, который в отличие от многих медицинских работников в своей концепции профилактики уделяет большое внимание двигательной активности пациентов (работе на универсальных тренажерах, тредбане, велоэргометре, степ - тренажере и т.п.) и вообще формированию их физической культуры в самом современном понимании этого слова. Разумеется, двигательная активность, предлагаемая в технологиях института профилактической медицины, представляет собой реализацию в большей степени рекреационного направления физической культуры, главная идея которой состоит в активации, поддержании или восстановлении физических и духовных сил, профилактике утомления и вообще в оздоровлении через удовольствие [3, 4].

Таким образом, отмечая несомненную пользу современных технологий профилактической медицины для инвалидов, подчеркнем, что адаптивная физическая культура предполагает значительно более широкое привлечение средств и методов данного вида культуры, являющегося базой, основой социализации личности инвалида, его адаптации к трудовой деятельности или переквалификации и вообще саморазвития, самовыражения и самореализации.

Таково место адаптивной физической культуры среди дисциплин, активно использующих движение в работе с различными контингентами населения.

Что же касается других дисциплин, занимающихся проблемами лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и инвалидов (тифло -, сурдо -, олигофренопедагогика, логопедия и др.), то в них те или иные компоненты физкультурно-спортивной деятельности практически не используются. Это объясняется предметом этих дисциплин, специфическими целями, задачами, средствами и методами.

То же самое можно сказать и о целом ряде дисциплин, рассматривающих отдельные компоненты здоровья и здорового образа жизни. Например, гигиена изучает главным образом среду обитания, диетология - преимущественно лечебное питание и т.д.

Возвращаясь к проблеме подготовки специалистов для работы с инвалидами в области физической культуры, необходимо констатировать, что здесь уже сделаны первые шаги, имеется определенный, хотя и небольшой опыт, опубликованы научные статьи и учебные материалы.

При этом особо следует отметить подвижническую деятельность специалистов-дефектологов бывшей АПН СССР, Одесского, Славянского и Красноярского государственных педагогических институтов, МОГИФКа и ВНИИФКа. Представители двух последних организаций - А.В. Сахно и В.С. Дмитриев - подготовили к изданию двухтомный сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов, являющийся этапной работой в этом направлении.