Российская международная академия туризма
Курсовой проект
по предмету «Программный туризм»
на тему: Особенности организации и перспективы развития паломнического туризма
Тула 2011
Одна из характерных черт православия — почитание святых и святынь. Чтобы поклониться святыням, многие христиане отправляются в паломничество: путешествие по святым местам. Первоначально паломники направлялись именно к местам земной жизни Иисуса Христа, на Святую Землю, откуда традиционно привозили пальмовые ветви (отсюда и пошло слово «паломничество»). Со временем паломничеством начали называть любые путешествия по святым местам православного мира. Паломничество отличается от туризма, прежде всего, особым настроем путешественников и целями поездки, хоть «технические» детали во многом и совпадают.
Регионы и города, которые посещают паломники — это святые места, которые прославились благодаря чудесам, совершенным Богом, Богоматерью, святыми — либо связаны с событиями истории православного народа и жизни святых.
Комбинированные паломнические туры на сегодняшний день являются одними из самых интересных. Их яркая особенность — своеобразный «выход за границы» современных государств. Очень часто одна паломническая поездка с очень цельной и однозначной духовной миссией, посвященная тесно взаимосвязанным между собой событиям и религиозным фигурам, проходит по территориям самых разноплановых государств, связанных, однако, общим прошлым.
Поэтому одним из самых важных моментов при организации любого комбинированного тура, объединяющего посещение нескольких святынь, является программная составляющая — то, ради чего паломники и отправляются в путь. Главное в таких турах вовсе не число стран, которые посетит паломник, а именно духовный элемент.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть особенности организации и перспективы развития паломнического туризма в России. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:- изучить историю возникновения паломнического туризма;- охарактеризовать основные ресурсы паломнических туров в России и в мире;- проанализировать специфику организации паломнических туров;- рассмотреть примерные программы туров в самые популярные места паломничества в России.Христианская традиция паломничества имеет давнюю историю — в 10 веке она уже насчитывала не одно столетие. С самого начала существования Церкви жизнь верующих включала в себя посещение мест, связанных с жизнью Иисуса Христа, его Пречистой Матери, святых апостолов и мучеников. Эти места, бывшие объектами поклонения уже первых христиан, тоже вскоре стали называться святыми. В 325 году император Константин Великий издал указ о строительстве христианских храмов в святых местах: в Вифлееме — на месте рождения Спасителя, и в Иерусалиме — над пещерой Гроба Господня, а территорию Палестины он объявил Святой Землёй.
В результате этого к 4 веку в Иерусалим и Вифлеем стали стекаться для поклонения главным святыням христианства тысячи богомольцев, положивших начало массовому паломническому движению на Святую Землю. Иерусалим открыл всему миру свои святыни и вернул себе своё древнее название — до Константина, во времена языческих императоров, он назывался Элия-Капитолина. В сознании христиан всего мира Иерусалим стал Святым Городом, местом поклонения Христу.
Богомольцы 4 века почитали и святые места, связанные с Ветхим Заветом, посещали места захоронения праведников древности, пророков, царей и библейских патриархов. Местное население стало буквально теряться в море паломников, которые не щадили ни сил, ни средств для увековечения памяти о земной жизни Иисуса Христа. В Палестине было построено великое множество храмов и монастырей, а для нужд странствующих богомольцев Церковь благословила строительство вдоль основных паломнических путей постоялых дворов, гостиниц, приютов, странноприимных домов и охраняемых колодцев.
На 7 Вселенском Соборе, ознаменовавшем победу над ересью иконоборчества, было принято определение, согласно которому Богу подобает служение, а иконам следует воздавать поклонение. Это определение, имеющее характер церковного догмата, связано и с темой православного паломничества. Паломники в византийской церковной традиции называются «поклонниками» — то есть людьми, которые совершают путешествие с целью поклонения святыням.
Поскольку определение Вселенского Собора не было принято на католическом Западе, возникла разница и в понимании паломничества внутри христианства. Во многих европейских языках паломничество определяется словом «пилигрим», которое в переводе на русский язык означает только «странник». Паломники в Католической Церкви совершают молитвы на святых местах, занимаются медитацией. Однако то поклонение святыням, которое существует в Православной Церкви, в католицизме отсутствует. Это же можно сказать и о протестантах. Поэтому традиции паломнических путешествий к святым местам и вообще сам термин «паломничество» в своём прямом значении относятся, прежде всего, к Православию.
Русское православное паломничество ведёт своё начало с первых веков распространения христианства в Древней Руси, то есть ещё с 9-10 веков. Таким образом, ему уже более тысячи лет. Кстати, у слова «паломничество» есть синонимы: странничество, поклонничество, богомолье. Самыми ранними словами для обозначения паломничества и названия участника этого процесса служили слова «странничество» и «странник», встречавшиеся в творениях отцов Церкви, богословской и церковно-исторической литературе. Как правило, странник — это человек, который всю свою жизнь посвятил только хождению по святым местам, оставив другие занятия — в отличие от богомольца, отправляющегося в конкретное паломничество и после этого ведущего прежний образ жизни. А в конце 19 — начале 20 века, во время расцвета русского паломничества в Святую Землю, в России широко употреблялось слово «поклонник». Оно предельно ясно показывает смысл паломничества, который заключается именно в религиозном поклонении святым местам.
Постепенно на Руси возникли и свои центры паломничества. Путешествие к ним всегда воспринималось как духовный и физический подвиг. Вот почему на поклонение часто отправлялись пешком. Собираясь в паломничество, православные христиане получают благословение на его совершение или у епархиального архиерея, или у своего духовного наставника.
Одна из характерных черт православия — почитание святых и святынь. Чтобы поклониться святыням, многие христиане отправляются в паломничество: путешествие по святым местам. Первоначально паломники направлялись именно к местам земной жизни Иисуса Христа, на Святую Землю, откуда традиционно привозили пальмовые ветви (отсюда и пошло слово «паломничество»). Со временем паломничеством начали называть любые путешествия по святым местам православного мира. Паломничество отличается от туризма, прежде всего, особым настроем путешественников и целями поездки, хоть «технические» детали во многом и совпадают.
Регионы и города, которые посещают паломники — это святые места, которые прославились благодаря чудесам, совершенным Богом, Богоматерью, святыми — либо связаны с событиями истории православного народа и жизни святых.
Паломнические туры на сегодняшний день являются одними из самых интересных. Их яркая особенность — своеобразный «выход за границы» современных государств. Очень часто одна паломническая поездка с очень цельной и однозначной духовной миссией, посвященная тесно взаимосвязанным между собой событиям и религиозным фигурам, проходит по территориям самых разноплановых государств, связанных, однако, общим прошлым.
Поэтому одним из самых важных моментов при организации любого тура, объединяющего посещение нескольких святынь, является программная составляющая — то, ради чего паломники и отправляются в путь. Главное в таких турах вовсе не число стран, которые посетит паломник, а именно духовный элемент. Всегда необходимо четко понимать, зачем именно люди отправляются в то или иное место и зачем он выбирает тот или иной тур.