Смекни!
smekni.com

Потенциал развития туризма в РБ (стр. 5 из 14)

4 июля в последнюю схватку вступила горстка артиллеристов 98-го противотанкового дивизиона. Боеприпасов у них не было. Закопав знамя и документы, бойцы вступили в рукопашную схватку с ворвавшимися немецкими пехотинцами. Часть красноармейцев последними выстрелами покончили с собой. Остальные, израненные и обессиленные, были взяты в плен. Защитниками крепости были сделаны надписи на стенах: «Умрём, но из крепости не уйдём», «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина». Ни одно из знамён воинских частей, сражавшихся за крепость, не досталось врагу [5, с. 87].

В марте 1956 года было принято решение увековечить память героев Брестской крепости, превратив Цитадель в мемориальный музей, а на её территории воздвигнуть монумент.

Торжественное открытие мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» состоялось 25 сентября 1971 года. Комплекс охватывает восточную часть Цитадели и Кобринского укрепления. Главный вход, пробитый через Восточный вал, решён как проём в виде пятиконечной звезды в монолитном железобетонном блоке, опирающемся на стены казематов. Сколы звезды, пересекаясь, образуют сложную динамическую форму. Длина железобетонного блока составляет 44 м, высота – 10 м, ширина – 35 м.

От главного входа торжественная аллея ведёт через мост к площади Церемониалов, которая может вместить до 22 тысяч человек. Слева от моста располагается скульптура «Жажда» – фигура защитника, который опираясь на автомат, тянется каской к воде. По сложившейся традиции, солдатская каска всегда полна водой и цветами. К площади примыкают здание Музея обороны Брестской крепости.

Композиционным центром ансамбля является монумент «Мужество» – выполненная из бетона скульптура советского воина высотой 33,5 м на фоне реющего знамени.

Сегодня крепость является памятником истории, фортификации, боевой славы и главной достопримечательностью Бреста. Ежегодно сотни тысяч жителей Беларуси и зарубежных граждан приходят сюда почтить память неизвестным солдатам, погибшим при защите Родины.

1.3 Выдающиеся представители духовной культуры

1.3.1 Евфросиния Полоцкая, Кирилл Гуровский, Франциск Скорина

Белорусская земля с давних времен была богата выдающимися представителями духовной и культурной жизни, чьи имена и произведения ныне известны миру. В XII веке Беларусь прославили Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский, в XVI и XVII веках – Франциск Скорина и Симеон Полоцкий.

Святая Евфросиния Полоцкая, княжна Предслава, родилась около 1101 года в Полоцке. С 12 лет, по собственному желанию, она поселилась в Софийском соборе и стала переписывать церковные книги для его библиотеки, ставшей уже тогда крупнейшим духовно-культурным центром и Полоцкого княжества, и всего древнерусского государства. Этой святой миссии Ефросиния Полоцкая отдала немало лет своей жизни, явившисьпервой белорусской и, по некоторым данным, даже восточнославянской просветительницей [34, с. 399].

Она переписывала и распространяла книги, возможно, писала и летописи, и свои собственные произведения. «Житие Евфросинии Полоцкой» стало первым житием в Беларуси – сохранился список XIV века с оригинала конца XII века.

В 1161 году по инициативе Евфросинии Полоцкой на месте деревянной церкви Преображения, где она поселилась к тому времени, был построен каменный Спасо-Преображенский собор – единственный памятник зодчества XII века в Беларуси, уникальный образец древнего белорусского зодчества. Спасо-Евфросиниевский Собор повлиял на всё дальнейшее строительство православных храмов в восточно-славянских землях. Этот символ духовного порыва дошел до наших времен почти в первозданном виде. С именем Евфросинии Полоцкой связано и создание мужского Богородицкого монастыря с храмом Пресвятой Богородицы.

Полоцкая княгиня стала первой женщиной на Руси, которая была канонизирована в святые. С 1943 года мощи преподобной Евфросинии Полоцкой хранятся в Полоцком монастыре.

Кроме Евфросинии Полоцкой на ниве литературной и культурно-просветительской деятельности плодотворно трудились Кирилл Туровский, прозванный за свое ораторское мастерство Златоустом, а также Климент Смоляцич, Аврамий Смоленский и др.

Знаменитый проповедник и духовный писатель XII века Кирилл Туровский (1130–1182 гг.) родился и прожил всю жизнь в древнем белорусском городе Турове. Он был высокообразован и специально учился красноречию. Уже в зрелые годы принял пострижение в монастыре, из которого через некоторое время ушел в «затвор», «затворился в столп» – отдельно стоячую башню, в которой занимался духовным самосовершенствованием. Именно, в затворе он написал некоторые дошедшие до нас произведения, наполненные аскетическим воодушевлением, стремлением к познанию Бога и мира [34, с. 403].

Кирилл Туровский остался в истории выдающимся религиозно-политическим деятелем, «Златоустом, больше всех на Руси воссиявшим». До наших времен дошли его «Слова» – проповеди, поучения, молитвы, каноны. Он стремился донести до современников смысл и значение христианских догматов и символов. Его произведения значительно обогатили язык и культуру белорусского народа. Кирилл Туровский причислен к лику святых. В центре Турова, на замковой горе поставлен памятник Святителю Белорусской земли.

Благоприятные условия для развития культуры возникли с образованием в XIII в. Великого княжества Литовского. В нем старобелорусский язык стал государственным. Юридически это было закреплено в 1566 г., когда был принят во второй редакции Статут Великого княжества Литовского. Близость Великого княжества литовского к странам Центральной и Западной Европы, достаточно высокий для того времени уровень духовного развития его населения благоприятствовали тому, что и в этот край пришли прогрессивные идеи Возрождения (Ренессанса) и Реформации.

В это время белорусский народ дал мировой цивилизации немало выдающихся деятелей науки и культуры, среди которых первое место принадлежит белорусскому и восточнославянскому первопечатнику, просветителю и мыслителю Франциску Скорине, который родился в Полоцке, предположительно в 1480-х годах. Франциск получил прекрасное разностороннее образование в Краковском университете и получил степень «доктора свободных искусств» [34, с. 425].

В 1517 году в Праге Франциск Скорина начал свою книгоиздательскую деятельность. 6 августа 1517 года в Праге вышла Псалтырь – первая из книг «Библии русской», напечатанная на кириллице. К 1520 году вышли 23 библейские книги Ветхого завета, ставшие уникальным, удивительным памятником мировой культуры, белорусской культуры.

Франциск Скорина являлся крупнейшим просветителем своего времени. Одним из высших орденов независимой Республики Беларусь стал орден Франциска Скорины.

1.3.2 Марк Шагал

Марк Шагал – график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства. Один из лидеров мирового авангарда 20 века. Творчество художника всю жизнь было неразрывно связано с его «малой родиной» – небольшим белорусским местечком Лиозно и городом Витебском.

Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 года в местечке Лиозно в еврейской семье. Отец будущего великого экспрессиониста Захар Шагал работал на рыбном складе. В семье было девять детей, старшим из которых и был Марк. В 9 лет Марк начал брать частные уроки рисования. Его первыми холстами стали развешанные над кроватью мешки [6, с. 226].

Первым учителем Шагала стал яркий витебский художник Иегуда Пэн. Дальнейшую учебу Марк продолжил в Петербурге: он был принят без экзаменов сразу на третий курс школы Общества поощрения художеств, которой руководил Николай Рерих. Позднее Шагал поступил в знаменитую частную школу Елизаветы Званцевой, где преподавал его земляк – белорус Лев Бакст, уроженец Гродно.

По возвращении в родной Витебск Шагал встречает свою музу – Беллу Розенфельд. Именно тогда на его полотнах появляются летающие над милым сердцу местечком влюбленные.

В 1910 году художник уезжает в Париж, который называл «вторым Витебском». Он поселился в знаменитом «Улье» на Монпарнасе, где сразу оказался в центре главных событий на «кухне» живописи. Для первых картин Шагала, его друг поэт Гийом Аполлинер (также имеющий белорусские корни) придумал определение – «surnaturel», что значит сверхъестественное. Позже это слово перефразировалось и стало термином – сюрреализм. Но Шагал все время был в поиске нового и отказался подписаться под манифестом сюрреалистов. Поэт Блез Сандрар (Blaise Cendrars) назвал Марка Шагала лучшим колористом своего времени [6, с. 228].

В 1914 году в Берлине прошла первая персональная художественная выставка Шагала, на которой было представлено 40 картин, 160 гуашей, акварелей и рисунков. Этот показ стал началом триумфа художника.

После Октябрьской революции Шагал становится комиссаром искусств губернского отдела народного образования в Витебске. По его инициативе в городе было открыто Народное художественное училище, где работали лучшие художники, скульпторы и искусствоведы того времени – Иегуда Пэн, Мстислав Добужинский, Казимир Малевич, Эль Лисицкий и другие.

Позднее художник переезжает в Москву, где за 30 дней создает цикл живописных панно для зрительного зала Еврейского камерного театра – композиции «Введение в Еврейский театр» и «Любовь на сцене», четыре аллегории искусств «Музыка», «Танец», «Драма (Театр)», «Литература», а также фриз «Свадебный стол».

В 1922 году Марк Шагал покидает Россию. В 1923 во Франции выходит в свет книга Марка Шагала «Моя жизнь» с авторскими иллюстрациями. Его выставки проходят по всему миру: в Париже, Берлине, Кельне, Дрездене, Нью-Йорке, Будапеште, Амстердаме, Базеле, Праге, Лондоне.

В 1941 году Шагал с семьей был вынужден искать спасения от нацизма и переехать на временное жительство в США. Здесь он создает удивительно красочные декорации и костюмы к балетам П. Чайковского и И. Стравинского.