Смекни!
smekni.com

Основы фехтования (стр. 5 из 5)

Действия, применяемые в шпажном бою, по структуре движений напоминают приемы и действия рапиристов. Однако специфика шпажного фехтования накладывает отпечаток на технику положений и движений вооруженной руки, которые имеют много вариантов - от почти выпрямленной руки (кисть закрыта гардой) до полностью убранной руки из линии укола. При общей тенденции посыла острия оружия в цель кратчайшим путем необходимо уметь одновременно смещать гарду в различные стороны при уколах в руку с углом, в туловище и ногу с оппозицией. Постоянное сочетание угрозы укола в руку противника с защитой собственной кисти и предплечья гардой - основа техники управления оружием.

Определенное значение имеет то, что шпага отличается от рапиры по форме и весу. Шпажисту трудно и опасно противодействовать атакам противника только контратаками или защитами оружием. Это вызывает необходимость широко пользоваться в обороне сочетаниями защит оружием с контратаками и отступлениями. Наиболее характерное сочетание действий - контратака в руку с разрывом дистанции и защита оружием.

Выполняя защиту и ответ, спортсмен должен постоянно учитывать возможность нанесения противником повторного опережающего или одновременного укола. В таком случае решающее значение приобретает умение сопровождать укол оппозицией, при выполнении которой на помощь зрительному восприятию приходит осязание, именуемое у фехтовальщиков «чувством оружия». Поэтому не случайно в шпажном фехтовании заметно преобладают защиты с отведением, облегчающие применение ответов с оппозицией. Сложность противодействия атакам вынуждает шпажистов держаться в бою на дистанции несколько большей, чем в боях на рапирах, и бдительно сохранять ее.

Сложные проблемы приходится решать и атакующему. Преодоление в атаке большой дистанции и постоянная забота об устранении возможной контратаки со стороны противника предъявляют повышенные требования к подготовке атаки, выбору ее момента, к точности и согласованности движений. Активный посыл оружия вперед шпажисты начинают в различные моменты выпада — до снятия впереди стоящей ноги с пола, одновременно с началом махового движения и в середине его. Координация движений вооруженной рукой и ногой зависит от расстояния острия клинка до цели, а также от действий противника.

В процессе поединков нередки ситуации, когда оба шпажиста оказываются в непосредственной близости друг от друга. Такие ситуации могут возникать или непредвиденно для спортсменов, или создаваться одним из фехтовальщиков. Ближний бой возникает в моменты, когда оба фехтовальщика одновременно начинают атаки, а также при нанесении ответов с оппозицией и сближением. В подобных случаях шпажисты стремятся как можно быстрее вернуть острие оружия в линию укола и поразить противника в ближайшую часть тела, а это приводит к ближнему бою с поворотами туловищем, силовым единоборством оружием, глубоким взятием оружия на себя.

Чувство времени и дистанции, предугадывание намерений противника, высокие показатели интенсивности, концентрации и переключения внимания лежат в основе достижения высоких спортивных результатов.

1.5 ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕХТОВАНИЯ НА САБЛЯХ

фехтование шпага рапира сабля

С фехтованием на других видах оружия фехтование на саблях роднит общность основ техники и тактики, закономерностей, присущих единоборству на холодном спортивном оружии. Аналогичными являются и подавляющее число методов и педагогических задач, используемых в тренировочном процессе, боевой и соревновательной практике.

Специфика сабельных боев ярко выражена в технике основных положений и движений, атак, защит, встречных нападений, подготавливающих действий, в эффективности различных боевых средств, дистанции ведения боев, уровне и диапазоне требований к развитию определенных специализированных умений.

Существенные особенности боевой деятельности фехтовальщиков на саблях во многом вытекают из правил ведения боев, которые определяют возможности поражения противника, регламентируют форму, размер и вес оружия, поражаемую поверхность, «тактическую» правоту действий и др.

Большая поражаемая поверхность (туловище, руки, голова), два способа поражения противника - удар и укол, тактическая правота атак и ответов при одновременных ударах (уколах) определили высокую результативность действий нападения. Возможность нанесения удара в любой плоскости превращает атаку в самое важное средство для достижения победы, а также делает преднамеренное ведение ближнего боя крайне трудным и для специальной тренировки практически бесперспективным.

Простота выполнения контратакующих ударов по руке, как ближайшему месту поражаемой поверхности, гибкость сабельного клинка, а также усложненность защиты оружием из-за разнообразия плоскостей нападения и вертикальных движений оружием диктуют строгое сохранение дальней дистанции.

Необходимость постоянно маневрировать, быстро передвигаться по дорожке на значительные расстояния определила специфику боевой стойки (центр тяжести тела несколько выше, чем в фехтовании на рапирах), естественное положение левой руки с тем, чтобы наиболее широко использовать весь арсенал передвижений. Трудность защиты, особенно против атак с действием на оружие, требует разнообразия исходных положений и свободы подготавливающих движений оружием, частого опускания острия клинка вниз.

Из-за постоянных глубоких перемещений в боях вперед и назад, стремления саблистов к внезапности и глубине нападений и отступлений широкое применение находят различные варианты выпада, шага и выпада, «стрелы» и их комбинаций, отступления скачками, переходящими в быстрый бег назад и др. Важнейшую роль играют подбор и соблюдение оптимальной дистанции для каждой боевой ситуации, так как ошибка в выборе дистанции позволит противнику беспрепятственно приблизиться и нанести удар или лишить атакующего возможности результативно завершить нападение.

Существующая в тактической борьбе с противником большая опасность для атакующего получить опережающий удар (укол) в ходе нападения (особенно по руке) обусловила применение широкого круга подготавливающих действий, атак с действием на оружие, атак с целью парировать возможную контратаку противника по ходу сближения.

Преимущественно вертикальные движения оружием и относительно большая дистанция боя позволяют широко использовать атаки в открывающийся сектор поражаемой поверхности, а также преднамеренно-экспромтные атаки с двумя или несколькими вариантами завершения, в которых спортсмен выбирает сектор для нанесения удара в ходе атаки или совмещает намерение атаковать с возможностью парировать контратаку по ходу сближения. От подобных нападений очень трудно защищаться оружием, однако их применение предъявляет высокие требования к уровню развития у спортсменов сложных реакций и предвосхищений пространственно-временных параметров движений.

Фехтование на саблях характерно разнообразным использованием атакующих действий с различной быстротой выполнения в тактических целях, а также насыщенностью действиями, основанными на быстроте дилеммных реагирований и переключений. Значительное место отводится вызовам в ходе выполнения действий нападения и обороны, рассчитанным на использование ранних привычных реагирований противников, поиску наиболее результативных средств борьбы с контратаками.

Особое значение в достижении высоких результатов имеют быстрота и прямолинейность движений оружием в атаках (ответах), устойчивость техники защитных движений оружием, разнообразие защитного арсенала, точная реакция. Широкое и рациональное использование маневра позволяет вести бой ближе к противнику, атаковать проще по форме, создавать моменты для нападений после подготавливающих сближений и отступлений, атаковать на подготовку.

Особенностью тренировки саблистов являются более высокие специфические требования к диапазону и уровню развития комплекса сложных реагирований, так как превалирующее место в боях занимают действия, основанные на проявлениях дилеммных реакций и реакций с переключением. А при выполнении этих действий решающее значение имеет точность пространственных и пространственно-временных предвосхищений дистанционных и моментных характеристик движений оружием и передвижений (своих и противника). Поэтому уровень подготовленности фехтовальщика на саблях во многом характеризуется точностью предвосхищений в атаках, контратаках, защитах, ответах; способностью спортсмена сохранить качество движений оружием и передвижений в ситуациях, требующих перестройки двигательных структур (или их сохранения, несмотря на сбивающие факторы - рефлекторные «помехи»), степенью овладения комплексом специализированных умений.