Смекни!
smekni.com

Ценностное содержание туризма в представлениях российской студенческой молодежи (стр. 11 из 23)

- побудительной;

- рекреационной.

Однако для более полного анализа социокультурных функций туризма, на наш взгляд, следует рассмотреть не только явные, но и латентные функции. Р.К.Мертон определяет, что «явные функции – это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы и которые входили в намерения и осознавались участниками системы». Явные функции туризма нами уже были определены ранее в этом параграфе. В случае же с латентными функциями Р.К.Мертон пишет, что «латентные функции те объективные последствия, которые не входили в измерения и не были осознаны» [57, с. 226].

По мнению Р.К.Мертона, «в основе разграничения между явными и латентными функциями лежит следующее: первые относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению или адаптации некоторой определённой социальной единицы (индивидуум, подгруппа, социальная или культурная система); вторые относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же самого порядка» [57, с. 234].

На наш взгляд, о наличии латентных функций свидетельствуют результаты ответов молодых людей на вопрос: видят ли они в туристской поездке возможность изменить своё семейное положение? Среди полученных ответов «да» ответили 22,52 %, «нет» – 65,76 %, «возможно/всё возможно» – 4,5 %, «не исключено» – 0,9 %, «смотря куда ехать» – 0,9 %, «вообще-то нет, но всякое бывает» – 0,9 %, «никогда» – 1,8 %, «затрудняюсь ответить» – 1,8 %, «не знаю» – 0,9 %.

Для анализа полученных данных нам представляется целесообразным объединить сходные по смыслу ответы. Таким образом, у нас получается, что не видят в туристской поездке возможности изменить своё семейное положение 67,56 % молодых людей. Положительно ответили на этот вопрос 29,76 % молодёжи.

Процент ответивших «да» составляет практически треть опрошенных молодых людей. Какой же половой состав и семейное положение у ответивших положительно на этот вопрос в настоящий момент? Из ответивших «да» 54,54 % – это незамужние женщины, 33,33 % – холостые мужчины, по 6,06 % составляют замужние женщины с детьми и женатые мужчины также с детьми.

Среди ответивших «нет» 63,15 % составляют незамужние женщины, 25 % – холостые мужчины, 5,26 % – это замужние женщины без детей, 3,94 % – замужние с детьми, 2,63 % – это женатые мужчины с детьми.

Таким образом, мы видим, что семейное положение не является основополагающим при ответе на вопрос: видят ли молодые люди в туристской поездке возможность изменить своё семейное положение. Так же ответы на этот вопрос не зависят от возраста молодых людей. В каждой категории представлены люди от 17 до 30 лет.

Следовательно, на основании всего вышесказанного мы можем пред-положить, что туризм может выполнять такую латентную функцию, как изменение семейного положения в результате туристского путешествия.

Таким образом, нами определены фундаментальные функции туризма: воспроизводящая, регулятивная, интегративная, социализации.

В рамках теоретического осмысления социокультурных функций социального института туризма нами использована триада П.Сорокина: личность – общество – культура. Выделение на основании данной триады культуры туристского общества позволило нам рассматривать туризм как культуру и, следовательно, в социальном институте туризма выделить следующие социокультурные функции: адаптивную; человекотворческую; информационно-коммуникативную; побудительную и рекреационную.

Природа социального явления туризма способствует существованию адаптивной функции социального института туризма в форме того, что туризм позволяет постигать условия окружающей среды через ознакомление человека с миром. Адаптация к способам и образцам социального поведения и действия происходит в процессе туристской деятельности, когда индивиду приходится принимать правила поведения в организациях, осуществляющих перевозку пассажиров или средствах размещения, а также в туристских центрах. Адаптивная функция осуществляет ориентирование индивида в ценностях своей группы, что ведёт к тому, что турист в результате совершенного путешествия осознает такую категории ценностей как ценности туристского отдыха, в которую входят ценности нравственные, эстетические, связанные с витальными основами жизни и социальные. Туризм способствует более лёгкому общению с людьми, способствует расширению социальных контактов.

Человекотворческая функция культуры реализуется в туризме через удовлетворение потребностей человека в отдыхе, организации его досуга.

Влияние информационного поля на человека проявляется в том, что в социальном институте туризма турист ещё до поездки получает информацию о страны пребывания, а во время самого путешествия он впитывает информацию о культурном наследии новых для него территорий. Кроме того, в природе туризма заложено общение, которое осуществляется повсеместно: в туристской группе, с обслуживающим персоналом, с местным населением. В этом случае возможно даже взаимодействие культур. Всё это реализация информационно-коммуникативной функции туризма.

На её основании в туризме действует побудительная функция. Получив объём информации о других странах, народах и культурах, человек уже получил побудительный мотив к действию. Он готов отправиться в путешествие.

Кроме вышеописанных составляющих природы туризма следует отметить, что туризм – это одна из популярнейших форм организации отдыха и проведения досуга. И, следовательно, туризм выполняет рекреационную функцию.

Эти выделенные функции в дальнейшем нашем исследовании будут проверены эмпирически.

1.3 Социокультурный аспект институционализации туризма

Для понимания социокультурного содержания туризма как социального института, имеющего длительный путь своего развития, необходимо рассмотрение его генезиса на разных этапах исторического социокультурного развития.

Согласно «Российской социологической энциклопедии» под институционализацией понимается процесс формирования различных типов социальной деятельности в качестве социального института. Важными предпосылками этого процесса являются:

1) возникновение определённых общественных потребностей в новых типах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических и политических условий;

2) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и регуляторов поведения;

3) интернализация индивидом новых социальных норм и ценностей, формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий [70].

Ещё одним важным компонентом институционализации является организационное формирование социального института: создание его материальной, финансовой, ресурсной базы. Обычно это совокупность людей, учреждений, наделённых материальными и финансовыми средствами для выполнения определённых социальных функций [45, с. 208].

П.Бергер и Т.Лукман в трактате по социологии знания «Социальное конструирование реальности» определяют институционализацию как «осуществление взаимной типизации опривыченных действий деятелями разного рода» [11, с. 92].

В настоящее время многообразие туризма и длительность его исторического развития обусловили интерес учёных к исследованию данного феномена. Сегодня предпринимаются попытки систематизации и периодизации процесса развития туризма.

Так, К.А.Евдокимов в работе «Социальный институт туризма в условиях преобразования современного российского общества» выделил четыре этапа:

- доинституциональный период (предыстория туризма с древнейших времен до XІX в.);

- период первичной институционализации (элитарный туризм с XІX по XX вв.);

- период вторичной институционализации (зарождение массового туризма – начало XX в. – до второй мировой войны);

- заключительный период институционализации (современный этап развития общества) [27].

Создавая свою классификацию степени институционализации туризма, К.А.Евдокимов основывается на периодизации истории европейского туризма. Эта периодизация приводится в работах Л.П.Воронковой, [83, с. 118], Е.В.Масловой, В.Сапруновой.

Согласно теории П.Бергера и Т.Лукмана процессу институционализации предшествует деятельность по опривычиванию своего поведения. Авторами эта деятельность именуется также как хабитуализация.

Длительная социальная ситуация способствует взаимной типизации опривыченных действий, т.е. институционализации. В этом процессе можно выделить следующие этапы:

- всеми членами социальной группы всегда разделяется и доступна для их понимания типизация опривыченных действий. «Действия типа Х должны совершаться деятелями типа Х»;

- постепенно в ходе общего исторического процесса создаются взаимные типизации действий;

- подверженность человеческой деятельности социальному контролю [11, с. 92].

Нам представляется целесообразным для решения задач данного исследования применить положения теории П.Бергера и Т.Лукмана к исследованию исторического становления социального института туризма.

Прежде всего, следует выделить события, которые происходили на стадии опривычивания деятельности (хабитуализации). К ней можно отнести такие первые путешествия, как переселения и колонизацию, военные походы, пиратство, торговые и дипломатические экспедиции, паломничество и миссионерство. Эти путешествия являются характерными для Руси и других стран.

В становлении социального института туризма в мире выделяются следующие события на стадии хабитуализации. Прежде всего, это первое плавание египтян по Средиземному морю, историческое свидетельство которого относится к XXVІІ в. до н. э. Оно было совершено по велению фараона Снофру [17, с. 285]. Со временем способы перемещения человека трансформировались, изменялись в зависимости от стадии развития человечества. В античные времена путешествия это в основном торговля, образование, паломничество и лечение. Древняя Греция способствовала зарождению спортивных поездок: Олимпийские игры собирали зрителей и участников со всех уголков страны.