Смекни!
smekni.com

Ценностное содержание туризма в представлениях российской студенческой молодежи (стр. 3 из 23)

- быта культуры;

- многие другие [40, с. 3, 6-7].

Как мы видим, И.И.Кравченко в совокупность социальных базисных ценностей включил большое количество различных категорий разнообразнейших ценностей, что даёт нам возможность, используя данный принцип выделения категорий ценностей, в целях нашего исследования предположить существование категории ценностей туристского отдыха.

Совсем иную типологию ценностей предлагает Н.И.Лапин. Согласно его теории первым и простейшим признаком для типологии ценностей является предметное содержание. При делении в соответствии с этим признаком выделяются социальные, культурные, экономические, политические, духовные и прочие ценности. Такого плана ценностей можно определить десятки и сотни. По этому же признаку можно установить наиболее общие, базовые ценности. Данные ценности составляют базу ценностного сознания людей и подспудно влияют на их поступки в различных областях жизни. Этих ценностей малое количество, особенно, если их соотносить с потребностями людей.

Следующим фундаментальным, по мнению Н.И.Лапина, критерием для типологии ценностей с точки зрения социокультурного смысла служит различение ценностей на терминальные и инструментальные. «Терминальные или целевые ценности обобщённо выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей. … Их в свою очередь подразделяют на личностные и социальные. В инструментальных ценностях запечатлены одобряемые в данном обществе или иной общности средства достижения целей. … Это нравственные нормы поведения и качества, способности людей». Автор подчёркивает, что целевые ценности устойчивее и имеют более высокий статус по сравнению с терминальными ценностями.

Ещё одна предлагаемая Н.И.Лапиным типология ценностей, на наш взгляд, является наиболее интересной. Данная типология основывается на отнесении ценностей к соответствующим потребностям индивидов:

- витальным – простейшим или первичным потребностям, значимым для сохранения и продолжения жизни;

- интеракционистским – более сложным потребностям в общении, взаимодействии с другими людьми;

- социализационным – ещё более сложным потребностям в усвоении ценностей, норм, образцов поведения, одобряемых в данном этносе, обществе, культуре;

- смысложизненным – высшим по сложности и функциям потребностям в наполнении своей деятельности общим смыслом, значимым для всей жизни [46, с. 6].

Представленная выше типология, по нашему мнению, наиболее соответствует целям данного исследования, следовательно, мы считаем целесообразным использовать её в дальнейшем при анализе ценностных ориентаций молодёжи в сфере туризма.

Кроме этой типологии Н.И.Лапин выделяет ценности на важном социокультурном основании, состоящим в соотнесении ценности с тем или иным типом цивилизации. На этом основании можно различать традиционные и современные ценности, а также общечеловеческие.

Следующим основанием для типологии ценностей может служить роль ценностей для функционирования и развития общества как целостной системы. Такое основание можно обозначить как функциональное. Согласно ему ценности делятся на интегрирующие и дифференцирующие. Кроме этого на данном основании можно выделить одобряемые и отрицаемые ценности.

Наряду со всем вышесказанным Н.И.Лапин подчёркивает, что «для прикладных целей особое значение приобретает типология ценностей по их месту в статусно-иерархической структуре ценностного сознания членов общества» [46, с. 7]. По такому принципу выделяются четыре группы ценностей:

1) ценности высшего статуса, «ядро» ценностной структуры;

2) ценности среднего статуса, которые могут перемещаться в составе ядра или на периферию, поэтому их можно представить как «структурный резерв»;

3) ценности ниже среднего, но не самого низкого статуса, или «пе-риферию» – они также подвижны и могут перемещаться и в «резерв» или «хвост»;

4) ценности низшего статуса, или «хвост» ценностной структуры, состав которого малоподвижен.

Изучение институционализации туризма ставит вопрос: на каких социокультурных ценностях базируется данный социальный институт?

Т.Парсонс в работе «Система современных обществ» пишет, что «ценности занимают ведущее место в том, что касается исполнения социальными системами функций по сохранению и воспроизводству образца, так как они суть не что иное, как представление о желаемом типе социальной системы, которые регулируют процессы принятия субъектами действия определённых обязательств» [66, с. 18].

Отличительной особенностью ценностей в традиционном обществе было то, что они базировались на религиозном фундаменте. Периоды развития цивилизации, связанные с ранним христианством и наследием Рима связаны с наличием чётких и резких границ между христианской церковью и мирским обществом, которое в свою очередь было подвержено влиянию церкви. В концепции Августина допускалась мысль о моральном совершенствовании мирского общества «под христианским влиянием». Средние века связаны со стремлением церкви к «утверждению сугубо христианского свода знаний, который мог бы служить путеводителем на пути создания Христианского общества» [66, с. 52–59]. В сфере туризма и путешествий этот период связан с тем, что люди в своих поездках преследовали в основном паломнические и религиозные цели, что соответствует основным ценностям данных эпох.

«Ренессанс положил начало высокоразвитой секулярной культуре, выделившейся из общей религиозной матрицы». Следует отметить, что развитие секулятивной культуры происходило внутри религиозных рамок. В эпоху Ренессанса в сфере культурной деятельности произошло как разделение, так и интеграция религиозного и светского. «Это был решающий поворот в начавшемся ещё на ранних стадиях христианства процессе освящения вещей «от мира сего» религиозными ценностями и устроения «града человеческого» по образу Божьему» [66, с. 66–70]. Туризм и путешествия в этот период продолжают носить паломнический характер, но благодаря проникновению в общество светских ценностей туризм приобретает черты торгового, образовательного и лечебного. Высшие сословия населения способствуют развитию элитарных путешествий.

Все эти события приводят к появлению ценностей индустриального общества. На следующей ступени развития обществ – в обществах индустриального типа ценности становятся преимущественно светскими, происходит утрата влияния религии на жизнь общества. Происходит общее развитие светской культуры, подчёркивающей познавательную рациональность в философии и науке. Т.Парсонс пишет, что «на уровне культуры в качестве соответствующего аспекта ценностей выступает то, что принято называть моралью. Мораль предполагает оценку объектов опыта в контексте социальных отношений». В европейских обществах происходит процесс генерализации ценностей. В этом процессе можно выделить две стороны. «Во-первых, основой ценностного согласия должна была стать «мораль» как нечто более общее, чем любая из вероисповедальных позиций. …Во-вторых, возникла общая приверженность ценности рациональности постижения мира» [66, с. 29, 93-94]. В обществе утверждается активистская система ценностей. Таким образом, путешествия начинают своё развитие потому, что они являются средством постижения мира.

На основе утвердившейся в обществе системы ценностей получают свое развитие путешествия связанные с общей потребностью людей в отдыхе. В формирующейся индустрии туризма наибольшим спросом у потребителей начинают пользоваться экскурсии и познавательные туры. Ценностные устои общества приводят к появлению массового туризма.

Процесс зарождения, формирования и действия ценностей индустриального общества пришёлся на период с XVII по первую половину XX вв. «В следующие сто с лишним лет, – пишет Т.Парсонс, – будет продолжаться процесс оформления того типа общества, который мы назвали «современным» [66, с. 189]. В дальнейшем учёные определили этот тип общества как «общество постиндустриальное». Данное общество, с его ценностями и потребностями, представляет наибольший интерес для нашего исследования, так как многие исследователи полагают, что Россия идёт по пути формирования постиндустриального общества.

По мнению В.Иноземцева, становление нового общества пришлось на период с начала 70-х до конца 80-х гг., хотя отдельные тенденции (например, динамика занятости, обеспечивавшая доминирование сферы услуг над материальным производством) стали формироваться сразу после Второй мировой войны.Само понятие «постиндустриальное общество» было впервые употреблено в 1959 г. ДаниэломБеллом на международном социологическом семинаре в австрийском Зальцбурге, в широко признанном теперь значении – для обозначения социума, в котором индустриальный сектор теряет ведущую роль вследствие возрастающей технологизации, а основной производительной силой становится наука.Этому же учёному принадлежит и одно из наиболее развёрнутых определений постиндустриального общества. Согласно его определению, постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений... во всё большей степени зависит от достижений теоретического знания [31].

МануэльКастельс в исследовании «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» выделяет три утверждения и предсказания классической теории постиндустриализма:

1. Источник производительности и роста находится в знании, распространяемом на все области экономической деятельности, через обработку информации.

2. Экономическая деятельность смещается от производства товаров к предоставлению услуг. За сокращением сельскохозяйственной занятости следует необратимое сокращение рабочих мест в промышленном производстве в пользу рабочих мест в сфере услуг, которые, в конечном счёте, должны сформировать подавляющую долю занятости. Чем более развитой является экономика, тем больше занятость и производство должны быть сосредоточены в сфере услуг.