Можно подумать, что великие открытия в географии еще впереди – это будущее нашей науки».6
Немного подробнее о развитии картографии будет рассмотрено ниже.
Развивающаяся русская картография с самого начала была государственным достоянием. Во второй половине XV в. на Руси стали появляться первые описания отдельных местностей, так называемые писцовые книги. Имелись и зародыши географических карт, или «чертежи». К 1570 году (некоторые историки географии полагают, что к 1600 г.) был создан «Большой чертеж ко всему Московскому государству». Это была карта всей территории московской Руси, которая, к сожалению, не дошла до нас.
В 1613 г. Была впервые составлена карта Федором Годуновым и отпечатана нидерландским картографом Гесселем Герритсом географическая карта России, сохранившаяся до наших дней.
Достижения русской картографии стали возможны благодаря смелости и целеустремленности русских путешественников и первооткрывателей. Все они, двигаясь на восток, составляли «чертежи» и описания, известные под названием «скаски» и «росписи», которые легли в основу сводных географических описаний Сибири. Первая такая карта появилась уже в 1667 г. (так называемый «Годуновский чертеж» Сибири – по фамилии тогдашнего тобольского воеводы Петра Ивановича Годунова).
Наиболее выдающимся произведением русской картографии того периода считается первый географический атлас «Чертежная книга Сибири», созданный В Тобольске картографом-самоучкой С. У. Ремезовым в 1701 г. И включавший 23 карты, которые были составлены по материалам русских первопроходцев.
Позднее он продолжил работу и вместе с сыновьями составит также «Хорографическую чертежную книгу» и «Служебную чертежную книгу».
Стремительное развитие походов и путешествий в петровскую эпоху способствовало углублению и расширению сведений по географии Российской империи. Описывая этот период, Жюль Берн полагал, что «Важнейшими моментами в географической деятельности этого времени были: 1) организация морских и сухопутных инструментальных съемок страны и составление карт; 2) изучение природных ресурсов страны и состава населения; 3) поиски торговых путей из России в среднюю Азию, Китай и Индию; 4) устройство сухопутных и водных путей сообщения внутри страны и соединение краевых морей при помощи каналов; 5) открытие школ и преподавание в них географии и забота о появлении научной географической литературы»7 Географические представления стали принимать систематический характер. Осуществлялось картографирование и отдельных районов государства, по которым помимо карт, «чертежей» составлялись географические справочники «дорожники», имевшие практическое значение (см. приложение №5).
Знаменитые писатели в роли «человека путешествующего» и познающего наш мир
В эпоху Просвещения и Нового времени в Европе благодаря развитию системы гостеприимства, совершенствованию транспорта все больше людей образованных, писателей отправляются в дальние путешествия с целью познакомиться с народами я их культурами. Путешествия писателей постепенно превращаются в традицию, благодаря которой мы имеем замечательное собрание путевых заметок, дневников, беллетризованных путеводителей и, конечно, увлекательных романов, написанных под впечатлением посещения дальних стран. XVIII столетие стало эпохой, в которой широкое признание читающей публики получили романы в письмах. Это такие романы, как «Юлия, или Новая Элои-за» Ж.-Ж. Руссо, «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна, «Страдания молодого Вертера» И. Гете и, конечно, «Письма русского путешественника» Н. Карамзина.
Позднее, в начале ХIХ в. эта литературная традиция будет продолжена, и в свет выйдут замечательные произведения, появившиеся в результате увлекательных дальних поездок самих писателей: «Путешествие из Парижа в Иерусалим» Ф. Р. Шатобриана, «Рим, Неаполь и Флоренция» и «Прогулки по Риму», принадлежащие перу Стендаля, «Путешествие на Восток» А. де Ламартина, «Путешествие в Египет» А. Дюма и А. Доза, «Путешествие в Россию» Т. Готье, «Книге путешествий» Г. Флобера и др. Не отставали от них и отечественные писатели Большой вклад в сокровищницу литературы о путешествиях внесли «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и др.
Интересны география путешествий и цели путешествий известных писателей, в которых находили отражение традиции путешествий того времени, а также их личные интересы и творческая индивидуальность. Для большинства писателей традиционными маршрутами были Италия, Греция и Египет, а также далекий и по-прежнему таинственный Восток. Достаточно притягательными для путешественников будут просторы России, от посещения которых известный французский писатель А. Дюма оставит многотомные «Путевые впечатления в России».
Произведения Жан-Жака Руссо, основное повествование книг которой разворачивается на фоне пейзажей Швейцарии, во многом предопределили интерес путешественников к этой стране. Швейцария не имела столь древних памятнике истории и культуры, как Италия и Греция, но описанные с любовью картины горной Швейцарии, окрестности Лозанны способны были волновать и привлекать читающую публику из разных европейских стран. Определенную роль в изменении мотивации путешествий сыграла книга Лоренца Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии».
Книги о путешествиях вдохновляли своих читателей посмотреть своими глазами на описываемые страны, их удивительную природу и города. Путевые заметки и дневники во многом предопределяли географию путешествий. Читатели, впрочем, начинали путешествовать задолго до того, как садились в дорожные кареты. Они сопереживали героям книг, попадали вместе с ними в различные приключения, восторгались древними памятниками, размышляли о судьбах народов и культур.
Русских путешественников издавна привлекал ближний Восток. Паломники, купцы, военные и дипломаты оставили немало очерков и описаний этих земель. Поклонение гробу Господню, Вифлеемским яслям, гробнице Богоматери, омовения в Иордане - все это было целью верующих путешественников. Привезенная пальмовая ветвь (а именно отсюда пошло само слово «паломники») символизировала духовное преображение и очищение. Для писателя религиозное чувство сопровождается живым интересом к светской жизни в стране, к обычаям и культурам живущих там народов.
Интерес к Ближнему Востоку не угасает среди русских путешественников. Позднее география путешествий русских писателей заметно расширится, и немаловажную роль в этом сыграют путевые записки Карамзина.
Николай Карамзинзнаменит своими работами двойной силой, т.к. ему суждено было дважды сыграть роль в истории туризма. В начале XIX в., когда он в библиотеке Троице-Сергиева монастыря нашел список «Хожения за три моря» Афанасия Никитина, сделав тем самым путешествие русского купца известным современникам, поскольку честь открытия пути в Индии принадлежит русскому купцу. Во второй раз благодаря путешествию самого Карамзина, описанное им в «Письмах» способствовало культурному обмену между Россией и Западом, привело к усилению потоков путешествующих в описанные им страны. И это неудивительно, поскольку двадцатитрехлетнего Карамзина посетить уголки Швейцарии вдохновили романы Руссо. «В пять часов по утру вышел я из Лозанны, с весельем в сердце - и с Руссовою Элоизою в руках. Вы, конечно, угадаете цель сего путешествия. Так, друзья мои! я хотел видеть собственными глазами те прекрасные места, в которых бессмертный Руссо поселил своих романтических любовников. Дорога от Лозанны идет между виноградных садов, обведенных высокою каменною стеною, которая на обеих сторонах была границею моего зрения. Но где только стена перерывается, там видны, с левой стороны разнообразные уступы и возвышения горы, Юры, на которых представляются глазам или прекраснейшие виноградные сады, или маленькие домики, или башни с развалинами древних замков; а на правой — зеленые луга, обсаженные плодовыми деревьями, и гладкое Женевское озеро, с грозными скалами Савойского берега. — В девять часов был я уже в Веве (до которого от Лозанны четыре франц. мили), и, остановясь под тению каштановых дерев гульбища, смотрел на каменные утесы Мельери, с которых отчаянный Сен-Прё хотел низвергнуться в озеро, и откуда писал он к Юлии...».8
Маршрут и время путешествия Карамзина помогли ему воочию увидеть Европу в самый бурный ее период. Карамзин становится очевидцем событий Великой французской революции, знакомится с вольностями швейцарской жизни и галантными жителями европейских городов. Как считают ученые, Карамзин тем самым завершил петровскую европейзацию России.
Подводя итоги главы о знаменитых писателях как «людей путешествующих и познающих мир», можно сказать, что для образованного, наблюдательного и «чувствительного» путешественника, каким был, несомненно, Карамзин, была очевидна высокая цель путешествий. Обращаясь к соотечественникам, он пишет о том, что путешествие «питательно для духа и сердца нашего». Путешествие излечит от скуки и разочарований, заставит полюбить человечество, поможет освоить плоды культуры. В этой оценке путешествия сходятся многие русские писатели.
Россия достаточно давно оставалась страной загадочной для иностранного путешественника, да и ее жителей редко можно было встретить на дорогах Европы. Лишь изменения, затронувшие Россию в петровские времена, коренным образом меняют положение вещей. Сам царь Петр Первый был неутомимым путешественником. Впервые он побывал в Европе в1697 году, затем было путешествие 1716-1717 гг., во время которого он знакомился с культурой, наукой, овладевал секретами различных ремесел. Благодаря его поддержке русские купцы осваивали рынки этих стран. Много путешествовали и петровские сановники, завязывая дипломатические связи с европейскими государствами. Именно с петровских времен берет начало традиция образовательных путешествий молодых людей из России, посланных Петром Первым «за моря в науку». Эти традиции были продолжены во времена Екатерины II, которая сама также много путешествовала по России и Европе. В 1772 г. Она посетила знаменитый водопад Иматра в Финляндии, которая в то время входила в состав Российской империи, что привело к возрастанию интереса петербургской состоятельной публики к этому, вскоре ставшему модным, курорту.