«Человек путешествующий» в современном мире начал совершать путешествия не только в направлении зарубежья, но и по экскурсиям, музеям, что способствовало дальнейшему развитию, как путешествий, так и самих «познавательных развлечений».
Вот как об этом пишет Воронкова Л. П.:
«Во второй половине XVIII в. появляются первые сведения о школьных экскурсиях. Одним из первых организаторов экскурсионной работы с детьми часто называется декабрист И. Д. Якушкин, который, находясь в ссылке в Тюменской губернии, практиковал летние походы и экскурсии. Учащиеся женской школы отправлялись на экскурсии с целью изучения животного и растительного мира. Понимая важность этого вида учебной и воспитательной работы, государственные и образовательные органы активно пропагандируют опыт проведения таких экскурсий и разрабатывают рекомендации по проведению учебных экскурсий, которые в 1786 г. были введены в «Устав народных училищ».9
Кроме того, для первого этапа развития туризма в России характерно внимание к лечебно-оздоровительному отдыху. Первые мероприятия по разведке минеральных вод и их эксплуатации с лечебными целями проводились по личной инициативе Петра Первого, который, ознакомившись с европейскими курортами, решил открыть «ключевые воды» в России.
Особенностью российского туризма можно считать появление большого числа общественных организаций, которые стали уделять различным видам туризма большое внимание. Среди них были различные общества любителей природы, которые способствовали распространению и пропаганде туризма как здорового образа жизни и формы познания окружающего мира. В самом начале XX века в Петербурге было создано Русское горное общество, учредителями которого были географы Д.Н. Анучин и И.В. Мушкетов.
Общество стало заниматься развитием горного туризма в России. Его организаторы считали, что путешествия по горам являются идеальным средством отдыха и укрепления организма. Они имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение, горный воздух, чистая природа, красота далеких уголков отечества-все это, по мнению авторов «Ежегодника Русского горного общества», будет способствовать воздействию на душу путешественника, а выполнение еще какой-нибудь задачи, географической, естественноисторической, археологической или просто туристской способно принести поистине нравственное удовлетворение путешественнику.
С конца XIX века широкое распространение получает велотуризм, велоспорт, а к началу XX века относятся и первые увлечения автомобильными путешествиями. В Санкт-Петербурге в 1902 году возник один из первых клубов путешественников.
Русское туристское общество развернуло широкую работу по пропаганде туризма. Оно впервые провело путешествия паломников к святым местам. При Обществе была комиссия по организации экскурсий для школьников по России. В 1911 г. правление Общества переезжает в Москву.
Активное участие в просветительской работе принимали различные общественные организации и клубы, которые наряду с непосредственной организационной туристской и экскурсионной деятельностью содействовали выпуску первых специализированных экскурсионных изданий: «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей» и уже упоминавшийся журнал «Русский экскурсант».
Подводя итоги первого просветительского этапа развития туризма в России, можно сказать, что его цель была достигнута. Были созданы и успешно функционировали различные общественные организации туристов и путешественников, издавались специализированные журналы. Развивались бюро путешествий, появлялись первые представительства зарубежных туристских фирм, в частности, известной фирмы Кука. В дореволюционной России в первое десятилетие XX в. туристская активность определенной части населения была достаточно высока, развитие туризма определялось деятельностью энтузиастов и частных предпринимателей. В стране возникали различные общественные организации, комиссии, бюро, частные туристские конторы, которые повлияли на дальнейшее развитие путешествий.
Вывод третьей главы
Проанализировав третью часть моей работы, я выявила несколько признаков, относящиеся к изменению некоторых черт «человека путешествующего»:
во-первых, развитие таких направлений как философия, наука, искусство, привело к ренессансной и просветительной культурам, что усилило интерес людей того времени к познанию данных направлений и привело к новым принципам мировоззрения, развитию идей о гуманизме, достоинстве человека,
во-вторых, человек стремится жить красиво более комфортно, что приводит к расцвету архитектуры, к расцвету градостроительства,
в-третьих, «человек путешествующий» в эпоху Возрождения устремляется в развивающиеся города не только с целью отдохнуть и поправить здоровье в условиях прекрасного средиземного климата, но и полюбоваться памятниками истории и культуры, познакомиться с творчеством мастеров возрожденческой культуры. Формируется, как отмечают исследователи, своеобразная мифология путешествий,
в-четвертых, «человек путешествующий» в современном мире начал совершать путешествия не только в направлении зарубежья, но и по экскурсиям, музеям, что способствовало дальнейшему развитию, как путешествий, так и самих «познавательных развлечений».
Ну и, конечно же, самое главное различие, по моему мнению, - это то, что цели «человека путешествующего» стали направленными больше для себя, своей семьи, своего блага.
Заключение
Путешествия и туризм являются неразрывно связанными понятиями, они описывают определенный вид деятельности человека. Путешествия могут носить как индивидуальный, так и групповой характер. Во время путешествий происходит перемещение людей, объединенных некой единой целью. Иногда путешествие становится образом жизни. Можно назвать имена многих известных путешественников: от Сыма Цяня и Геродота до Тура Хейердала и Юрия Сенкевича. Есть даже народ, у которого «путешествие» стало образом жизни – это цыгане. Встречаются и отдельные племена, ведущие, по преимуществу, кочевой образ жизни: африканские и аравийские бедуины, оленеводческие племена, населяющие север Евразии, кочевники – скотоводы в Монголии и Казахских степенях и др.
Что касается путешествий на Древнем востоке, они являлись составной частью образа жизни. Но в силу того, что условия, сопровождающие путешественника, были крайне тяжелы, к походам и экспедициям относились со священным трепетом. Путешествующий воспринимался как отмеченный и оберегаемый богом человек.
Человек эпохи первобытности не был столь примитивным, как иногда представляется. Он сумел заселить все материки, кроме Антарктиды, преодолевая морские преграды, горные цепи, пространства евразийских цепей и северных приполярных районов. С усовершенствованием его хозяйственной деятельности усложнялась социальная структура первобытных коллективов, менялась мотивация миграций. Но сами миграции были составной частью образа жизни в эпоху первобытности. Именно миграционные процессы стимулировали развитие конкретных знаний в первобытном социуме. Это были знания по географии, развивался календарь, ботаника и зоология, а также зачатки механики.
Символом времени, начиная с эпохи Возрождения, были путешествия за знанием и опытностью, во время которых человек совершал большие и малые открытия, переживал чувства новизны. Для Лоренца Стерна как имя, связанное с появлением нового толкования путешествий, уже очевидна бессмысленность подобных путешествий. Практически в конце в своей жизни он закончит один из главных своих романов «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Выбор этих стран неслучаен. Именно сюда направлялись потоки путешественников, страждущих поклониться «идолам» нового времени. Теперь центром «паломничества» является не могила Иисуса Христа, а могила Данте во Флоренции. Не видеть памятников этих городов просто неприлично для образованного человека того времени. Модным становится своеобразный «гранд-тур», который осуществляют молодые состоятельные англичане по Европе. В ходе этой поездки они завершали свое образование, изучали французский язык, отдыхали в Германии и Швейцарии. Посещая Средиземноморье, изучали молодые люди осматривали памятники истории и культуры, изучали истоки европейской цивилизации. Города Италии входили обязательным пунктом в маршрут такого путешествия.
Появляются многочисленные путевые записки, романы, которые скорее модно рассматривать как своеобразные путеводители по этим странам. Роман Стерна трудно приобщить к их числу. Он стремится вникнуть в причины путешествия. Стерн полагает, что праздные люди покидают свою родину и отправляются за границу, движимые немощностью тела, слабостью ума или непреложной необходимостью. Первые два подразделения, по мнению Стерна, охватывают всех путешественников, снедаемых гордостью, тщеславием. К третьей группе принадлежит целая армия скитальцев-мучеников, «в первую очередь тех путешественников, которые отправляются в дорогу с церковным напутствием или в качестве преступников, путешествующих под руководством надзирателей, рекомендованных судьей, — или в качестве молодых джентльменов, сосланных жестокостью родителей или опекунов и путешествующих под руководством надзирателей, рекомендованных Оксфордом, Эбердином и Глазго»10.