Введение
Сегодня индустрия туризма – ведущая в экономике организация путешествии. Она развивается с самых древних времен и по сегодняшний момент. Однако в каждый период времени, человек путешествовал ради своих индивидуальных целей, причинамикоторых могут быть такие, как:
- вынужденные (переселение народа),
- познавательные (предопределяли географию путешествий),
- земные или обыденные (путешествие – дальнее странствие),
- путешествие как времяпрепровождение.
Если мысленно представить дороги истории, мы увидим караваны торговцев и шеренги воинов, сиротливых путников и целеустремленных пилигримов. На этих дорогах можно встретить и одиночек, и целые экспедиции. Проторенными путями направляются люди, жаждущие развлечений и отдыха в благодатных уголках теплых приморских стран. Искатели приключений и романтики выбирают тернистую стезю неизведанных странствий. Под парусами удачи и надежды в море уходят корабли практически из всех гаваней мира. Но, тем не менее, оценивались дальние странствия далеко не на одинаковом уровне. Какие-то из них сразу оценивались как “великие”, ибо они приносили человечеству открытия неведомых народов или целых континентов. Другим же суждено было пройти через забвение современников, чтобы только потом люди постигли их значение, оценили труды первопроходцев (знаменитые в нашем времени открытия Христофора Колумба, подробнее о нем буде рассказано в 3 главе). Все эти события растворялись в контекстах конкретных культурных эпох и не всегда связывались в единую цепь – историю путешествий и туризма.
Особо следует отметить эволюцию и историческую типологию человека путешествующего. В каждой исторической эпохе нравы, ценность и его роль меняется. Меняются направления каждого из них. Данная проблема становилась предметом специального исследования. Люди осваивали земной мир и мир подземный. Путешествия выступают стержневой частью культуры древних народов.
Эволюция “человека путешествующего” имеет свою актуальность в том, что с каждым периодом времени ценность, нравы и обычаи человека меняются. Потребности его возрастают. Если в древние времена путешественник стремился открыть какой-либо неизвестный полуостров, материк, т.е. что-то неизведанное, в дальнейшем который был бы назван его именем как имя первооткрывателя, то, начиная с Нового времени, целью нашего передвижения стало стремление отдохнуть и полюбоваться красотами природы.
Данная тема рассматривается также в учебной литературе. Следует отметить учебник Воронковой Л. П. “История туризма”, Соколовой М. В. История туризма, Б. Ф. Кудинова ”Из истории развития туризма”. Авторы подробно описывают этапы становления туризма, как историю. Учебные пособия содержат также разделы, в которых рассматриваются особенности путешествий, традиции гостеприимства в разных культурах и на разных этапах развития человеческой цивилизации, а также условия становления туризма, основные тенденции его развития в России и других ведущих мировых странах.
Исходя из актуальности проблемы, можно сформулировать цель курсового проекта – проследить и найти различия “человека путешествующего” и выявить его типологию. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. История возникновения первых путешествий, выявить их причины,
2. Исследовать социально-психологические причины путешествий в средние века,
3. Выявить особенности русской средневековой культуры, их связь с историей путешествий,
4. Просмотреть великие географические открытия в эпоху Возрождения,
5. Рассмотреть Новое время как эпоху развития туризма в жизни современного человека,
6. Проследить и выявить цели и задачи «человека путешествующего» в древнее и в настоящее времена.
Первобытный человек. Первые путешествия
История возникновения первых путешествий древнего мира
Необходимость в перемещениях и путешествиях возникла у наших предков еще в глубокой древности. Причем термин «путешествие» можно трактовать буквально, так как «ознакомление» с новыми территориями было жизненно необходимо.
Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО), могли носить следующий характер:
Внутриэтнические миграции, когда перемещения происходили внутри территории, занимаемой ЭСО.
Этноэмиграция, участие в которой принимали отдельные группы ЭСО. Они выходили за пределы обитания своего коллектива и затем утрачивали с ним структурную связь.
Миграции собственно ЭСО. Это был наиболее часто встречающийся тип миграции в древности. Он, в свою очередь, мог носить характер:
переселения ЭСО — перемещения его на новую территорию;
расселения ЭСО — перемещения одной или нескольких частей первобытного коллектива на другую территорию без потери структурных связей с ЭСО; сегментации ЭСО — по форме представляющей то же самое, что и расселение, но с одновременным созданием собственного ЭСО мигрантов.
Первобытный коллектив, проживая на четко определенной территории, редко нарушал ее границы — это могло повлечь за собой столкновения с другими племенами, на чью территорию он вторгался. Территория обитания ЭСО не могла быть маленькой по размерам, так как она являлась «кормящим ландшафтом» для людей — уровня «присваивающего хозяйства».
Во внутриэтнической миграции принимали участие в той или иной степени все члены коллектива. Это были и сезонные миграции охотников, а впоследствии, когда появляется рыболовство — передвижения рыбаков за нерестящейся рыбой в реках или ее косяками в морях. В полной мере внутриэтническая миграция относится и к собирательству. В поисках съедобных растений, червей, насекомых, разнообразных личинок и т. п. люди должны были, чуть ли ни ежедневно проходить многие километры по «своей» территории.
Этиоэмиграция могла происходить по нескольким причинам. Группа охотников, рыболовов или собирателей могла удалиться на достаточно большое расстояние от своей территории обитания и по объективным причинам не смогла воссоединиться со своим коллективом.
К объективным причинам можно отнести такие факторы, как: климатические (разливы рек, извержение вулканов, сходы лавин и т.д.), биологические (преследования группы людей хищниками или опасными для них крупными животными), социальные (погоня охотников первобытного коллектива за группой, вторгшейся на их территорию).
Вряд ли могли существовать сильные субъективные причины, заставившие первобытных людей покинуть свой коллектив. Жизнь не то что в одиночку, но и небольшой группой была просто невозможна во времена палеолита и мезолита. Недаром одним из наиболее страшных видов наказания было изгнание из племени. Это было осуждение на верную смерть или от хищников, или от голода.
Миграция первобытных людей представляла собой распространенное явление. Переселения были необходимы. Климатические изменения носили, как правило, весьма продолжительный характер: наступление ледников или межледниковые периоды исчислялись десятками и сотнями тысяч лет: Они несли постепенное изменение форы и фауны. Но могли бить и скоротечные катаклизмы, например, землетрясения, которые вынуждали людей покинуть данную территорию. Но на миграции влияли не в последнюю очередь антропогенные факторы (убийства молодняка и самок охотниками).
В эпоху первого общественного разделения труда на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов начинается дифференциация миграционных процессов в зависимости от вида деятельности. Демографический взрыв придал новую динамику рассматриваемым процессам. С началом неолитической революции происходит изменение обычных маршрутов, меняя их значение. Отныне надо отыскивать более удобные и тучные пастбища для скота, подбирать места для посева злаков, дающих максимальную урожайность. Вид деятельности кочевников-скотоводов прямо предполагал постоянные передвижения
Для скотоводческих племен переселение часто носило характер инвазии, что действительно нередко было похоже на нашествие или нападение. Скотоводческим племенам, в отличие от их предков — охотников, часто приходилось отгонять свои стада во время кочевок через вражеские или засушливые территории.
Первобытные люди не могли часто менять место своего проживания хотя бы потому, что его надо было максимально укреплять против хищников, да и других крупных животных, а это всегда требовало больших и длительных по времени усилий (см. приложение № 1).
В эпоху первобытности начинают закладываться и первые «торговые» маршруты. Обмен осуществлялся не только с соседними племенами, где он носил характер «дарообмена», если взаимоотношения были дружественными, или «немого» — если натянутыми или враждебными. Иногда «товар» мог пройти сотни, а то и тысячи километров, прежде чем доходил до потребителя. Нужность того или иного продукта порождала спрос на него, его могли специально «заказывать»! Фигура же странствующего «торговца» считалось в то время неприкосновенной.
В доисторические времена наши предки, «путешествуя», в основном руководились внешней мотивацией, т.е. объективными причинами, главной из которых было – выживание. Человек в те далекие времена был, практически, полностью зависим от природы. Любые природные изменения могли стоить жизни. Уничтожение конкретных животных и растений не подлежало восстановлению в эпоху палеолита и мезолита, люди еще не знали скотоводства и земледелия. Зачастую единственно возможным выходом из кризисной ситуации был исход из родных мест в надежде найти что-то лучшее. На странствия человека путешествующего в древние времена влияла не только внешняя мотивация, ее причины, но и внутренняя. Принятие и хожение в гости можно характеризовать именно как внутреннюю мотивацию.
К внутренней мотивации относятся и «эмоции новизны», выражающиеся в стремлении расширить круг средств, удовлетворяющих потребности, путем ознакомления со всяким новым, неведомым и невиданным предметом, и импульсивное стремление к экономическому общению.