Анализ поэтапной подготовки, сделанный в ряде отечественных исследований [3, 10, 13], а также анализ результатов проведения спортивных праздников за последнее десятилетие позволил определить затраты времени спортивного режиссера на основные виды деятельности: творческую и организационную (табл.3).
Таблица 3. Соотношение творческой и организационной сторон деятельности режиссера в процессе подготовки и проведения спортивно-художественного праздника
Этапы | Творческая составляющая(% от общего времени этапа) | Организационная составляющая(% от общего времени этапа) |
Подготовительный | 25 | 75 |
Организационный | 15 | 85 |
Этап проведения | 5 | 95 |
Заключительный | 10 | 90 |
Полученные данные говорят о том, что при подготовке специалистов по спортивной режиссуре, процесс овладения мастерством режиссуры должен быть направлен на приобретение ключевых профессиональных компетенций, связанных с подготовкой и проведением праздника, на развитие организационных, административно - управленческих умений, способностей в не меньшей мере, а может и в большей, чем на развитие творчества.
Массовые спортивно-художественные праздники требуют высокой ответственности и самостоятельности в деятельности каждого участника данного мероприятия. Но при этом основная ответственность ложится именно на режиссера, решающего творческие, организационные, административно-хозяйственные и финансовые вопросы.
К настоящему времени сложилась [3] определенная система видов выполняемых работ и ответственных за ее выполнение лиц на каждом этапе спортивных праздников.
Подготовка спортивно-художественного праздника требует обстоятельной разноплановой, целенаправленной работы главного режиссера. И чем более мелкого масштаба проводится мероприятие, тем больше функций возлагается на главного режиссера и на директора мероприятия (иногда ответственным является одно лицо - главный режиссер).
Рис.4. Система внешних и внутренних связей при подготовке спортивно-художественного праздника на спортивном сооружении
Возможности режиссера массовых праздников и зрелищ в плане формы их воплощения безграничны. Если в режиссуре театра главное выразительное средство - актер, его пластика и слово, а музыка, свет, звук играют вспомогательную роль в создании художественного образа, то в режиссуре театрализованного зрелища равноправными компонентами построения действия могут быть абсолютно все виды искусств: литература, музыка, хореография, цирк, кино, живопись, архитектура, скульптура и т.д.
В арсенал выразительных средств режиссуры зрелища входит и место действия: природный ландшафт - открытая местность, лес, горы, скалы, водная акватория, стадион, спортивный дворец, воздушное пространство; специальные сконструированные или передвижные площадки [14].
Яркими, сильно воздействующими художественными средствами в руках режиссера становятся технические средства, новые световые и звуковые эффекты (машины, самолеты, пароходы, пиротехника, лазерные установки, система фонтанов и многое другое). Сценарий театрализованного представления и праздника - это четкая фиксация действия и сопровождающих его постановочных приемов [12].
В результате социологических опросов, проведенных исследователями в период проведения крупных спортивных мероприятий в Санкт-Петербурге и в целом по России (2002-2006 гг.) было определен ряд наиболее важных функций, выполняемых спортивным режиссером в процессе подготовки и проведения спортивного праздника [3]. На рисунке 5 показаны основные функции спортивного режиссера.
Рис.5 Основные функции спортивного режиссера
Исследования [3, 8, 9] деятельности спортивного режиссера показали ее многофункциональность. Вышеперечисленные функции спортивного режиссера неразрывно связаны в единое целое и составляют структуру его деятельности. Каждый из аспектов деятельности связан с другими и требует от специалиста по спортивной режиссуре большего или меньшего внимания и напряжения в зависимости от уровня подготовленности и мастерства.
Основными задачами в деятельности спортивного режиссера является создание и проведение спортивно-художественного представления. Их решение осуществляется посредством выполнения режиссером частных функций, которые перечислены выше.
Экспертная оценка деятельности ведущих режиссеров массовых представлений и праздников, проведенные российскими исследователями [3, 10], позволили выявить определяющие виды его деятельности - творческую и организационную. Так 62,5% респондентов поставили на первое место творческую функцию, а 37,5% - организационную. При этом все респонденты отметили необходимость постоянного развития и совершенствования организаторских умений и способностей режиссера.
В таблице 6 приведены результаты опроса участников нескольких спортивных праздников (режиссеров, руководителей спортивных сооружений, заказчиков, студентов - будущих режиссеров) об аспектах, которые в большей степени влияют на успех проводимого мероприятия.
Таблица 6
Факторы, влияющие на успех спортивно-художественного праздника
Участникиопроса | Кол-во, чел | Компоненты | ||
творчество | организация | финансирование | ||
приоритет(проценты) | ||||
ВедущиеРежиссеры | 8 | 2(28%) | 1(49%) | 3(23%) |
Студенты специальных ВУЗов | 25 | 1 (43,75%) | 3(18,75%) | 2(37,5%) |
Руководители спортивных сооружений | 12 | 1(62,3%) | 2(23,5%) | 3(14,2%) |
Заказчики праздника | 28 | 1 (51,52%) | 3(15,15%) | 2(21,21%) |
Приведенные результаты наглядно демонстрируют, что при огромной роли творческого начала - зрелищной части мероприятия, его организационная и финансовая сторона оказывают существенное влияние на успешность всего мероприятия в целом, а, по мнению ведущих режиссеров (49% ответов), именно организационная сторона, в первую очередь, влияет на успешность проводимого мероприятия. Недаром слово "режиссер" (от лат. regere) означает - организовывать, управлять.
Полученные данные позволяют сделать заключение, что современному спортивному режиссеру для успешного проведения спортивно-художественного представления необходимо обладать:
· творческим началом, то есть креативными способностями, чтобы создавать "идею" праздника, сделать его зрелищным;
· организаторскими способностями, чтобы организовать и успешно провести праздник;
· осведомленностью в экономических вопросах, финансовом планировании, материально-техническом обеспечении, чтобы "продать" праздник заказчику, рассчитать экономический эффект мероприятия.
Деятельность современного спортивного режиссера - это сложный комплекс работ, включающий в себя творческую составляющую (креативные способности, инновационное мышление, владение современными технологиями услуг шоу-бизнеса и т.д.) и управленческую составляющую (включающую все организационные и административно-управленческие функции). Режиссер является не только постановщиком представления, но также организатором и "продавцом" своего праздника, на него ложится много дополнительных, порой несвойственных и непредвиденных обязанностей. Все это вызывает большого количества сложностей в его работе. Результаты статистического исследования [3] приведены в таблице 7.
Таблица 7
Сложности в работе спортивного режиссера
Наименование | Частота проявления |
недостаток отведенного времени на подготовку праздника | 100% |
недостаточное финансирование | 92,3% |
защита сценарного плана перед заказчиком | 84,6 % |
ограниченные возможности репетиционных баз | 84,6 % |
работа со спонсорами | 76,9 % |
творческое решение праздника | 69 % |
разработка сметы праздника | 61,5% |
отбор специфических средств | 61,5% |
разработка сценарного плана | 53,8 % |
проведение репетиций со спортсменами | 46,1% |
поиск субподрядчиков и работа с ними | 46,1% |
соблюдение графика тренировок и репетиций | 38,5% |
взаимодействие с работниками спортивного сооружения | 38,5% |
составление окончательного финансового отчета | 23 % |
непосредственный контроль за ходом праздника | 23% |
подбор административно-постановочной группы | 15,3% |
представление отчета заказчику | 15,3% |
Среди перечисленных сложностей на первом месте оказалась нехватка отведенного времени на подготовку спортивного праздника. В такой ситуации режиссеру приходится мобилизовать все свои не только творческие, но, в большей мере, организаторские способности, чтобы своевременно подготовить и провести праздник. С необходимостью реализовать свои организаторские способности, связан также ряд других трудностей, перечисленных в таблице 7:
· ограниченные возможности снятия репетиционных баз;
· привлечение к репетициям спортсменов;
· поиск субподрядчиков и работа с ними;
· составление и соблюдение графика тренировок и репетиций;
· подбор административно-постановочной группы;
· постоянный контроль за ходом организации праздника.
Большое количество сложностей у спортивного режиссера возникает и при решении вопросов финансово-экономического характера (недостаточное финансирование, работа со спонсорами, разработка сметы праздника и т.д.).