В проведенных в Санкт-Петербурге исследованиях [3] среди основных причин возникающих сложностей сами режиссеры назвали:
· одновременную загруженность несколькими проектами - 60% ответов;
· недостаток опыта при принятии финансово-экономических решений (60%), и недостаток знаний по данным вопросам (80%);
· недостаточные знания по вопросам технического оснащения праздника (60% ответов);
· недостаточный опыт при решении организационных вопросов (30%);
· недостаточный уровень культурного кругозора (отслеживание современных тенденций в мире кино, музыки, хореографии, драматургии, литературе, живописи и новых видах спорта (30%);
· недостаточность знаний по вопросам драматургии и сценарного мастерства (30%);
· несобранность в работе, отсутствие твердой воли (30%) и др.
Постановка сценического произведения - зрелища - это конкретный акт личного творчества, за итоги которого несет полную ответственность создатель. Мастерство людей творческих профессий в большей степени зависит от величины креативности в их мышлении, а масштаб творчества - объективно пропорционален этой величине. Развитие креативных способностей достаточно актуально для режиссеров шоу-бизнеса, чья деятельность связана с нестандартным, в большей мере, творческим подходом к решению профессиональных задач, поиску всевозможных альтернатив, генерирования идей, формирования гипотез и созидания нового. Режиссеров массовых спортивно-художественных постановок и мероприятий относят к специалистам творческих профессий. Им в своей деятельности приходится решать профессиональные задачи, большинство из которых требуют творческого подхода, как в постановочном, так и в организационном плане с использованием всех основных характерологических параметров творчества [7].
Постановка массовых спортивно-художественных представлений требует от ее режиссера наличия не только огромного творческого таланта, но и выдающихся организаторских способностей. Организацией спортивных соревнований и спортивных праздников сегодня занимаются люди самых разных профессий - спортсмены, режиссеры, актеры, представители административного аппарата, менеджеры, что приводит к многочисленным подходам при решении вопросов организации и проведения данных мероприятий. Отсутствие четко сформулированных, логически завершённых организационных структур снижает эффективность работы при создании спортивно-художественного представления. Проведение такого представления требует высококвалифицированной работы специалиста - спортивного режиссера.
Перед постановщиком массового спортивного представления всегда встает одна из сложнейших технологических задач режиссуры - создание силами большого количества исполнителей художественного образа. "Постановка народной сцены по трудоемкости, по тому, какого опыта и культуры она требует от режиссера, всегда считалась и считается экзаменом на полную зрелость режиссерского мастерства"[6], - писал А.Д. Попов [18]. Подробная разработка массовых сцен, создание точной партитуры движения больших групп людей, репетиций, построение выразительного рисунка массовых мизансцен - вот далеко не полный перечень специфических трудностей, с которыми сталкивается режиссер. В процессе преодоления этих трудностей рождается яркий, впечатляющий образ людской массы, действующей ритмично, синхронно и четко, как один человек. Здесь каждый отдельный исполнитель - деталь огромной, хорошо отлаженной машины.
"Условия, в которых рождаются массовые зрелища, не дают практической возможности сделать всех исполнителей участниками творческого процесса, потому что масштаб их использования громадный"[7] [19]. От участников массовых сцен бесполезно добиваться правдивого психологического перевоплощения в образ, если это многотысячная масса непрофессиональных участников. В случае спортивного праздника речь может идти только о ярком пластическом образе, для создания которого нужна в первую очередь "солдатская дисциплина"[8] всех участников и точная режиссерская партитура перестроений.
Участник массового спортивного представления чаще всего используется чисто функционально - в качестве статиста, в качестве дублера, в качестве носителя условного образа - маски, необходимого по сценарию. Отдельно выступающий, солирующий актер является только представителем массы, выразителем взглядов какой-то большой группы людей или типичным (почти типажным), легко узнаваемым "героем своего времени". Но в этом случае лучше приглашать участвовать в представлении подлинного героя событий, "живого" человека, а не "исполнителя роли". В случае спортивного праздника, например, олимпийского чемпиона и т.д.
"Массовое спортивное театрализованное представление в гораздо большей степени, нежели драматический спектакль или даже опера, подчиняется требованиям пластической организованности действия. Если многочисленные участники тех или иных эпизодов представления не проникнутся единым чувством ритма, общим пониманием задачи, если они не будут способны к синхронному движению или не сумеют существовать в особо сложных по внутренней организации условиях полиритмии, никакой режиссер не добьется впечатляющего результата"[9] [20].
Репетиции проводят обычно с отдельными группами исполнителей и по фрагментам всей пластической композиции. Для этого вся масса исполнителей делится на группы (технически лучше всего эти группы определять по территориально-производственному признаку). В каждой группе назначается руководитель, и к каждой группе прикрепляется режиссер - ассистент. Желательно, чтобы это был специалист по какому-то из видов сценического движения - танцу, пантомиме и т.д. С руководителем и ассистентом подробно оговаривается задача группы, рисунок движения, ритм. В массовом представлении режиссер-постановщик практически не может позволить себе творческих поисков на площадке, изменений рисунка или ритма. Все должно быть четко продумано заранее, выверено с музыкальным руководителем и ассистентами, расчерчено на плане, расписано в партитуре. Исполнителю массовой сцены нет необходимости знать весь замысел композиции. (Хотя с общей задачей всего представления участники должны быть знакомы). Он должен лишь твердо помнить, по какой реплике (сигналу, музыкальной фразе) куда он идет, что делает и в каком ритме. На репетиции с руководителями группы надо несколько раз прослушать фонограмму, разложить музыку, на такты, пройти схему движения под музыку, и под счет, прорепетировать рисунок перестроений на плане, а если возможно, то и на площадке. Затем руководители и ассистенты репетируют каждый со своей группой. Желательно, чтобы у них был магнитофон и фонограмма номера, но начинать репетиции все равно лучше под счет. Репетировать надо по фрагментам: выход на исходную позицию - точка - перестроение на первую позицию - точка и т.д. Режиссер-постановщик может контролировать работу, но, как правило, всю массу исполнителей он видит впервые на сводной репетиции. Здесь уже не до отдельных движений, необходимо свести воедино все группы, добиться полной синхронности и четкости. Ни в коем случае не следует давать исполнителям сложных движений, тем паче трюковых. Сложным может быть только общий рисунок перестроения массы (в котором каждая группа имеет достаточно простой рисунок в каждом отдельном фрагменте), а движения каждого человека должны быть предельно просты. И жест при этом должен быть не бытовым, достоверным, а условно-спортивным, четким. Здесь весь эффект в одновременности, синхронности и четкости выполнения: "следует иметь в виду, что зритель воспринимает массу исполнителей "суммарно", не замечая деталей"[10]
Движения каждого спортсмена элементарны: присел, встал, поднял правую руку, вытянул левую, поменялся местами с партнером, перебежал с одной точки на другую. (Все поле стадиона, как и всякая другая большая площадка для массовых выступлений, должно быть размечено по фронту и в глубину специальными "кнопками" или краской через каждые 2,8 м, что соответствует четырем шагам.) А на трибуне, где люди создают цветной декорационный фон? Вот по сигналу с противоположной трибуны каждый участник поднял над головой лист цветной бумаги или флажок, надел или снял цветную шапку или манишку, по второму сигналу - перевернул. Чаще всего он даже не представляет себе, какая складывается из всего этого картина. Из элементарных отдельных движений, выполненных синхронно и ритмично, при общем сложном, рисунке перестроений создаются "живые картины": моря и леса, стройки и бои. Так создается образ Героя-массы.
"Законы зрелища на стадионе таковы, - пишет М.Д. Сегал, - что отлично просматриваются как один артист, так и большие группы исполнителей, но небольшие группы в 15-20 человек теряются"[11]
Исключительность солиста в массе подчеркивается; опять же движением. Все двигаются - один стоит, все замерли - один начал движение. В обоих случаях мы сразу же обратим на него внимание. Мало того, статика или динамика солиста будут еще более подчеркнуты противоположным движением массы, свобода его поведения - дисциплиной монолитной толпы. Может быть и контраст встречного движения: все присели - один встал и т.д. Если нам надо привлечь внимание зрителя к ведущему или солисту, находящемуся в гуще массы, то прежде, чем начать говорить или петь, он должен как-то выделиться пластически. Допустим, все замерли, а он сделал шаг вперед, поднял руку, "взял на себя внимание зала", и лишь потом начал говорить. Еще используется почерпнутый у кинематографа эффект "замедленной или ускоренной съемки". Например, какое-то движение вся масса начинает выполнять нарочито замедленно, как во сне, а солист, наоборот, - лихорадочно быстро. Очень эффектно также движение "стоп-кадрами" как бы разложенное на отдельные элементы, между которыми - пауза. Создается эффект механического, кукольного, мультипликационнoгo движения манекенов [1].