Паузы в экскурсии предполагают:
· дать возможность экскурсантам вести самостоятельную работу, дополнить увиденное и услышанное;
· предоставить экскурсантам кратковременный отдых;
· предоставить экскурсантам свободное время, используемое для посещения заветных мест, приобретения сувениров и других целей.
Техника использования наглядных пособий − это порядок их использования в процессе проведения экскурсии. Помня, что каждый экспонат имеет свой порядковый номер и листок с аннотацией данных и оценкой изображенного, экскурсоводу не трудно определить последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам.
Возвращение экскурсантов в автобус − экскурсовод возглавляет группу при передвижении ее к автобусу; стоя справа от входа в салон, он должен по возможности незаметно пересчитать экскурсантов. Убедившись в присутствии всех членов группы, экскурсовод входит последним, давая условный знак водителю о начале движения.
Место экскурсовода − и в автобусе, и на местности экскурсовод должен занимать место, чтобы:
· ему хороша были видны объекты, о которых идет речь;
· в его поле зрения находились все экскурсанты;
· все экскурсанты видели экскурсовода и слышали его рассказ.
Ответы на вопросы экскурсантов − предпочтительно давать в конце экскурсии, предупредив об этом экскурсантов во вступлении. Как правило, высокий уровень профессионального мастерства экскурсовода:
глубина изложения материала, четкость формулировок, достоверность фактов, цифровые данные, логичность выводов по подтемам, отсутствие неясностей не требуют уточнений, так как все внимание экскурсантов приковано к объектам, раскрывающим тему.
Посещение ритуальных мест требует от экскурсантов соблюдения правил, о которых им дипломатично напоминает экскурсовод, подчеркивая значение того или иного ритуала. [1, с.123]
Технологическая карта
Авто-пешеходной экскурсии
"Воронцовский дворец - архитектурно-исторический шедевр Южнобережья"
Тема экскурсии: "Обозрение исторических фактов, связанных с созданием Алупкинского дворца и его основателем графом М.С. Воронцовым, с посещением дворцовых комнат".
Продолжительность: 1 час 30 мин.
Автор - разработчик: Труфанова Анна Владимировна.
Содержание экскурсии: ознакомление с Алупкинским дворцом
Маршрут экскурсии: Северный фасад дворца − Парадный кабинет − Ситцевая комната − Китайский кабинет − Вестибюль − Голубая комната − Зимний сад − Парадная столовая − Бильярдная − Центральный портал южного фасада − Дворцовый парк.
Участки перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута | Остановки | Объект показа | Продолжительностьосмотра | Основное содержание информации | Организационные указания | Методические указания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
На месте встречи группы | Северный фасад дворца. | 1. Шуваловский проезд.2. Башня с часами | 10 мин | Вступительная беседа1. История строительства дворца.2. Семья Воронцовых | Проводится на месте приема группы. Экскурсовод представляется группе, называет фамилию, имя, отчество, при этом называет учреждение, которое он представляет. После этого экскурсовод сообщает о теме экскурсии, маршруте, о продолжительности экскурсии, времени и месте окончания экскурсии. Экскурсовод проводит инструктаж о правилах поведения внутри дворца. | Вступительную беседу следует начать с представления темы и маршрута. Вступление должно быть лаконичным. Оно должно, частично раскрывать содержание материала экскурсии, подготовить экскурсантов к его восприятию, заинтересовать их. |
Внутри дворца | Парадный кабинет | 1. Камин из мраморовидного известняка2. Изящный книжный шкаф сделанный во Франции в стиле Буль3. Бронзовые скульптуры: герцога Веллингтона и прусского полководца фельдмаршала Блюхера4. Портрет М.С. Воронцова − на фоне Кавказских гор. | 5 мин. | 1. Предметы интерьера2. Отделка комнаты и описание отделочных материалов | Экскурсовод рассказывает о происхождении и уникальности представленных объектов | Используя прием рассказа, показать:1. Камин из мраморовидного известняка. Используя логический переход, обратить внимание на:бронзовые скульптуры и книжный шкаф. В рассказе о военной карьере М.С. Воронцова, обратить внимание на картину. |
Внутри дворца | Ситцевая комната | 1. Стены обитые ситцем.2. Картина "Юрьевец на Волге" Н.Г. Чернецова3. "Портрет неизвестной" кистиВ.Л. Боровиковского4. "Вид Коктебеля" И.К. Айвазовского5. "Вид Сорренто" Сильвестра Щедрина | 5 мин | 1. Е.К. Воронцова2. Пейзажи представленных картин3. Интерьер и убранство комнаты | Экскурсовод рассказывает о происхождении и уникальности представленных объектов и о богатстве интерьера | Рассказывая о Ситцевой комнате обратить внимание на отделку стен, описать историю написания картин написанных различными известными художниками. |
Внутри дворца | Китайский кабинет | 1. часть стен гостиной декорированная китайскими циновками2. Потолок3. Шкафчик кабинетик4. Шкафчик для писем из черного дерева. | 5 мин. | 1. Описание отделки комнаты2. Интерьер и убранство комнаты | Экскурсовод рассказывает о происхождении и уникальности представленных объектов и о великолепии, сложности отделки | Рассказывая о Китайском кабинете, обратить внимание на отделку стен, потолка. Обратить внимание на шкафчик для писем из черного дерева. |
Внутри дворца | Вестибюль | 1. Художественный паркет наборного дерева.2. Два высоких камина из диабаза3. Канделябры в виде мифологических женских фигур,.4. Портреты Браницких5. Мебель вестибюля | 10 мин. | 1. Интерьер2. Мастерство русских крепостных | Экскурсовод рассказывает о происхождении представленных объектов и их исторической ценности. | Рассказ об интерьере комнаты начать с двух высоких каминов из диабаза сделанных крепостными Воронцова. Плавно перейти к описанию других экспонатов. |
Внутри дворца | Голубая комната | 1. Внутренняя отделка стен и потолка2. Белая мебель3. Камин из каррарского мрамора4. Пианино5. Часы с Дианой и Аполлоном работы Томира | 10 мин | 1. Сложность отделки2. События происходившие в данной комнате. | Экскурсовод рассказывает о комнате, представленных в ней объектах и исторических событиях связанных с ними. | Используя прием рассказа, показать:Великолепно украшенные стены и прекрасно сочетающуюся с ними мебель, а также другие предметы дополняющие этот изысканый интерьер.Рассказать о Выступлении великого актера М.С. Щепкина (17881863), прибывавшего в Алупке по приглашению владельцев дворца; о необыкновенной игре на пианино Ф. Шаляпина. |
Внутри дворца | Зимний сад | 1. Зелёное убранство сада2. Мраморная скульптура" Первые шаги" Лорана Маркеста,3. Мраморная скульптура"Девочка" Квинтилиана4. Скульптурные портреты М.С. Воронцова и его жены Е.К. Воронцовой | 10 мин | 1. Разнообразие растений2. Миниатюрные копии работ известных скульпторов. | Экскурсовод рассказывает о растениях, представленных в Зимнем саду и раскрываетисторию создания скульптур, грациозно стоящих в зелени сада. | Рассказывая о Зимнем саде, обратить внимание на экзотические растения, привезённые из разных уголков мира. Сосредоточить внимание на рассказе о скульптуре "Девочка" Квинтилиана. |
Внутри дворца | Парадная столовая | 1. Балкончик для музыкантов2. Фонтан3. Четыре монументальных панно | 10мин | 1. Интерьер2. Описание панно известного Французского художника | Экскурсовод рассказывает о происхождении представленных объектов и их исторической ценности. | Рассказывая о Парадной столовой, происхождение картин и их авторе. Сложности работы по отделке интерьера. |
Внутри дворца | Бильярдная | 1. Картина "Мадонна магнификат"2. Полотно "Мучение святого Варфоломея"3. Картина известного венецианского живописца "Пирна. Верхние ворота".4. Два больших, красочных натюрморта.5. "Политик" Уильяма Хогарта6. Бильярдный стол. | 10мин | 1. Интерьер.2. История бильярдного стола.3. Ценность представленных художественных работ. | Экскурсовод рассказывает о происхождении представленных объектов и их исторической ценности. | Рассказывая о Бильярдной обратить внимание на сам стол, его историю, а также на картины представляющие большую ценность для музея. |
Центральный портал южного фасада | Центральный портал южного фасада | 1. Три пары мраморных львов.2. Арабская вязь.3. Три резных балкончика. | 10мин | 1. Необычное архитектурное решение.2. Арабская вязь и её перевод.3. Соединение архитектурных стилей | Экскурсовод рассказывает о исторических событиях связанных с объектом, необычную архитектуру. После показа дать время на фотографию. | Рассказывая о Центральном портале южного фасада, обратить внимание на соединение стилей, перевод Арабской вязи, львиную террасу, три пары львов неизвестного итальянского скульптора. |
Дворцовый парк | Центральный портал южного фасада | 1. Фонтан плача.2. Большой хаос.3. Малый хаос.4. Слонечная поляна. | 5 мин | 1. Происождение и значение большого и малого хаосов.2. Фонтан плача, как копия Бахчисарайского Фонтана.3. Богатая флора парка (около 250 видов.) | Экскурсовод рассказывает о истории создания парка его уникальности и богатстве видов и о прекрасных видах открывающихся в разных уголках парка. Экскурсовод прощается с группой, благодарит за внимание и любезно предлагает совершить самостоятельную прогулку по парку. | Рассказывая о парке, обратить внимание на флору, расположение тропинок и прогулочных дорожек, а также на замечательно подобранные растения известными селекционерами такими как: садовник Карла Кебах, директор Никитинского ботанического сада Н.А. Гартвис |
1. Наименование объекта | Центральный портал южного фасада |
2. Собственник объекта | Алупкинский государственный дворцово - парковый музей − заповедник |
3. Расположение | Центральный портал южного фасада, находится с южной стороны дворца, с этого портала открывается замечательный вид на море и парк, прилегающий к дворцу. |
4. Описание объекта | Южный фасад рассчитан на обозрение с дальнего расстоянияМощные опоры портала на двадцатиметровую высоту вознесли подковообразную арку. Внутри ласточкиными гнездами приютились три резных балкончика.На фризе шестикратно выведена арабская вязь, перевод которой означает - нет победителей кроме Аллаха.Перед порталом раскинулась львиная терасса. Её решение - это причудливое переплетение садов Альгамбры и итальянского ренессанса. Тут есть все, чем славилось паркостроение в 16 в.И, наконец, три пары мраморных львов - работа известного итальянского скульптора Банани. Нижняя пара - безмятежно спит у самого основания лестницы. Средние львы - пробуждаются, с недовольством поглядывая на потревожившего их сон. Верхняя пара - это настоящие стражники, призванные вечно охранять и оберегать тишину и покой царствующие во дворце. |
5. Исторические события, связанные с объектом | В его декоре также имеются элементы тюдоровского стиля, творчески переосмысленного Блором. Но центром всей архитектурной композиции здесь является портал, напоминающий вход в индо-мусульманскую мечеть (на это сходство обратил внимание премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, посетивший Алупку в 1955 г.). В 1844 г. на фризе ниши появилась надпись на арабском языке, шесть раз повторяющая изречение: "Нет победителя, кроме аллаха", и эту часть дворца стали называть Альгамброй. Происхождение надписи связывают с находящейся на юге Испании арабской крепостью XIII века. История сохранила рассказ о том, как мудрый правитель Гренады халиф Мухаммед I, проводя миролюбивую политику, обязался стать союзником испанского короля. Этим он спас свои владения от разорения испанскими рыцарями, но в 1248 г. был вынужден участвовать, согласно договору, во взятии королевскими войсками арабской Севильи. В Гренаде он был встречен с триумфом; на многочисленных арках было написано слово "Халиб" (победитель). Но Мухаммед воскликнул перед собравшимся народом: "Нет победителя, кроме аллаха!" - очевидно, желая подчеркнуть, что его победа 6ыла только тяжким политическим компромиссом. Позднее он построил крепость Альгамбру (ныне памятник мирового значения). На стенах всех ее помещений сотни раз повторено изречение Мухаммеда, ставшее своего рода девизом. Кроме этой надписи, являющейся в нише южного фасада чисто декоративным элементом, никакого сходства с Альгамброй у Алупкинского дворца нет. |
6. Сохранность объекта | Каждый год, перед открытием на летнего сезона проводятся мелкие реставрационные работы самим музеем. |
7. Охрана памятника | Весь дворец в целом охраняют, в этом музее хранятся уникальные, бесценные экспонаты. |
8. Время работы | С 10 часов до 17 часов с мая до октября. |
9. Состояние инфраструктуры. | На всей территории Алупкинского дворца - музея, возле каждого экспоната, находятся разъяснительные таблички на нескольких языках, по всей территории парка и вокруг всего дворца установлены урны для мусора, скамейки для отдыха. |
10. Исполнитель | Труфанова Анна Владимировна |
1. Наименование объекта | "Большой хаос" |
2. Собственник объекта | Алупкинский государственный дворцово - парковый музей − заповедник |
3. Географическое положение | На северной вершине парка, на одной параллели с Зубцами Ай - Петри. |
4. Описание объекта | На северной окраине Верхнего парка возвышается Большой хаос. Этот гигантский каскад каменных глыб представляет собой величественное зрелище. Он почти лишен зелени, только вершина его увенчана рощей алеппских и итальянских сосен. Отсюда открывается красивый вид на Алупку, весь дворцово-парковый ансамбль, а с вершины Большого хаоса открывается прекрасный вид на плато Ай - Петри |
5. Сезонные явления | Отсутствуют |
6. Представители флоры и фауны | Вершина его увенчана рощей алеппских и итальянских сосен. |
7. Реликты и эндемики | Не известны |
8. Ценность объекта | Хаос это природное нагромождение каменных глыб, скал, из этого камня - диабаза построен дворец, он очень тяжело обрабатывается. |
9. Состояние объекта | Не низменное уже на протяжении многих миллионов лет. |
10. Исторические события, связанные с объектом | Издревна греки считали, что из Хаоса все началось и в Хаос обратится. Во время создания дворцового парка, было модно устраивать хаотичное нагромождение каменных глыб, как неотъемлемые отребуты парков, а в Алупке все нагромождения горных пород имели природное начало и остались в нетронутом виде. Примерно около 150милионов лет назад в процессе извержения вулкана, появился Большой хаос. |
11. Исполнитель | Труфанова Анна |
Добрый день, уважаемые гости нашего курорта! Я очень рада приветствовать Вас на этой увлекательной экскурсии, организованной Алупкинским Государственным дворцово-парковым музеем-заповедником. Сегодня нас ждет часовая экскурсия по Воронцовскому дворцу, а затем по прилегающему к нему парку. Помогу совершить эту экскурсию Вам я, экскурсовод Труфанова Анна Владимировна.