Смекни!
smekni.com

Особенности воспитания координационных способностей юных боксеров (стр. 1 из 5)

Курсовая работа

Особенности воспитания координационных способностей юных боксеров


Содержание

Введение

1. Основные периоды развития координационных способностей

2. Педагогические и физиологические механизмы развития координационных способностей

3. Факторы, влияющие на развитие координационных способностей

4. Виды координационных способностей

5. Специфика проявления координационных способностей в боксе

Выводы

Список литературы

координационный спорт двигательный бокс


Введение

В теории физического воспитания и спортивной тренировки основными физическими (двигательными) качествами называют: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость. Однако в последние годы вместо существующего основного термина ловкость, оказавшегося очень многозначным, нечетким, ввели в теорию практику термин координационные способности, стали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию (Лях В. И., 1989).

Ознакомление со специальной литературой, посвященной одной из актуальнейших проблем – управлению движениями человека, называемой координацией движений, свидетельствует о многогранности и чрезвычайной сложности предмета исследования (Карпеев А. Г., 1995).

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности (Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. 2004).

Координационные способности – это возможность индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия (Лях В.И., 2000).

При развитии координационных способностей возможно оптимально управлять сложными двигательными действиями и регулировать их. Эти способности иначе называются двигательной ловкостью или координацией движения. Совершенствовать эти способности можно и важно не только на уроках физической культуры, на школьных секциях, тренировках, но и во время самостоятельных занятиях (Лях В. И., 1997).

Актуальность темы состоит в том, что развитие координационных способностей детей, занимающихся боксом, влияет не только на быстрое и качественное овладение новыми видами осваиваемых движений, а так же улучшает психологические процессы: память, мышление, представление, восприятие движений, что благоприятно скажется в дальнейшей жизни подрастающей личности. Контроль процессов становления и развития координационных способностей в детском боксе является необходимой составной частью тренировочного процесса и в целом физического воспитания детей школьного возраста.

Целью данной работы являлось выявление особенностей воспитания двигательных координационных способностей мальчиков, занимающихся боксом.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Охарактеризовать основные периоды развития координационных способностей.

2. Проанализировать педагогические и физиологические механизмы развития и воспитания координационных способностей.

3. Выявить факторы, влияющие на развитие и проявление координационных способностей.

4. Рассмотреть основные виды координационных способностей

5. Охарактеризовать специфику проявления координационных способностей в боксе.

Объектом исследования являлось физическое качество ловкость (координационные способности).

Предметом исследования послужили особенности воспитания и проявления координационных способностей в детском боксе.


1. Основные периоды развития координационных способностей

Педагогическое воздействие и упражнения, направленные на развитие координационных способностей (КС) дает наибольший эффект, если их систематически применять в возрасте 7-9 лет (Лях В. И., 1994).

Способность к выполнению координированных движений у детей, обусловленная взаимодействием центральных механизмов управления движениями, развивается медленнее, чем отдельные двигательные качества. В возрастном периоде 6-9 лет основным механизмом регуляции произвольных движений является механизм кольцевого регулирования. Преобладают медленные движения. У детей до 6-летнего возраста проприорецепция выражена слабо, ведущая роль регуляции точности движений принадлежит зрительной сенсорной системе. Начиная с 7 лет, проприорецептивная система становится ведущей. В этот же период онтогенеза центральное программирование движений является несовершенным (Солодков А. С. 1998).

В возрасте 10-12 лет усиливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры. Формируются близкие к взрослому типу корково-подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий и подчиненной ролью подкорки (Солодков А. С., Сологуб Е. Б., 2001).

Период с 9 до 12 лет, характеризуется резким увеличением взаимосвязей между различными корковыми центрами, главным образом за счет роста отростков нейронов в горизонтальном направлении. Это создает морфофункциональную основу развития функций мозга, установление межсистемных взаимосвязей (Солодков А. С., Сологуб Е. Б., 2001).

В онтогенетическом развитии двигательных координаций способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами, как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке (Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. 2004).

По данным В. С. Фарфеля естественное развитие КС заканчивается в 13-15 лет (Лях В. И. 1995).

2. Педагогические и физиологические механизмы развития координационных способностей

Сложные процессы координации движений обеспечиваются, прежде всего, нейрофизиологическими механизмами (Лях В. И., 2000). И. М. Сеченов в своем учении отметил ведущую роль головного мозга в двигательной деятельности, а так же дал основные понятия механизма координированности двигательных актов (Назаров В. П., 1979). Бернштейн Н. А. сформулировал новые для физиологии мозговой деятельности понятия, такие, как цель, активный поиск иерархический и замкнутый контур управления (схема рефлекторного кольца). Ученый обосновал положение о многофункциональном и иерархическом строении психомоторной деятельности человека и выделил взаимосвязанную совокупность пяти уровней построения движений со стороны различных отделов нервной системы. Относительная степень развития и совершенствования этих уровней у разных индивидов весьма различна.

По мнению Н. А. Бернштейна, это является одной из причин того, что одни дети от рождения и в ходе тренировок достигают высоких результатов в развитии координационных способностей, проявляющихся, например, при выполнении циклических локомоциях, другие – при овладении спортивно-игровыми упражнениями, третьи – в метаниях на меткость и т. д. (Бернштейн Н. А., 1991).

Наличие обратной связи, то есть сигнализаций, поступающих в кору головного мозга во время движения, позволяет вести контроль за его выполнением и управлять им. Таким образом, выполнение произвольного двигательного акта обеспечивается сложным процессом, происходящим в центральной нервной системе (Назаров В. П., 1979). В управлении произвольными движениями участвуют все отделы центральной нервной системы: от спинного мозга до высших корковых проекций двигательного анализатора. Сложная иерархия между низкими и высшими отделами центральной нервной системы служит одной из необходимых предпосылок двигательной координации (Вавилов Ю. А., 1991).

Возбуждение, поступающее по чувствительному нерву к той или иной нервной клетки, может иррадиировать, то есть распространяться на другие нервные клетки. Такое возбуждение выражается хаотическими и беспорядочными движениями.

Для осуществления целенаправленного и точного движения необходимо, чтобы возбуждение поступало лишь на определенные нервные клетки, другие же должны быть в это время в заторможенном состоянии. Взаимодействуя друг с другом, процессы торможения и возбуждения образуют в коре головного мозга сложнейшую мозаику из возбужденных и заторможенных нейронов, мозаику не статическую, а динамическую, непрерывно изменяющуюся. Благодаря этому взаимодействию в движении включаются то одни, то другие мышечные группы. Так бывает при любом движении, и чем сложнее оказывается двигательная задача, тем более сложно происходит чередование процессов возбуждения и торможения (Назаров В. П., 1979).

Сложность координирования движений обуславливает высокую напряженность функций центральной нервной системы и двигательного аппарата. Напряженность функций этих систем наибольшая, однако, было бы неправильно игнорировать те своеобразные требования, которые предъявляются к функциям кровообращения и дыхания. Деятельность вегетативных систем в процессе ациклических, сложнокоординированных движений связано с трудностями гемодинамики во время этих упражнений, проводящихся в необычных положениях тела. Не менее важно учитывать особенности функций дыхания в связи с многократными задерживаниями дыхания, натуживания в зависимости от ритма дыхательных движений выполняемого упражнения (Гандельсман А. Б., 1970).

Способность к управлению собственным телом, отдельными звеньями дыхательного аппарата посредством регуляции параметров мышечного напряжения в условиях лимитированного времени и пространства является многомерным качеством психомоторики человека. Она зависит от множества факторов генетической и негенетической природы, которые определяют становление и развитие индивидуальных нейро- и психофизиологических признаков, составляющих в совокупности координационный потенциал моторики. К этим признакам относят: соотношение индивидуально-типологических свойств нервных процессов в деятельности сенсорных и моторных функциональных образований, точность восприятия временных и пространственных параметров движения, объем и пороги восприятия, объем сенсорной моторной памяти, скорость и причастность фиксации следов в процессе обучения, скорость обработки и передачи информации во взаимодействующих корково-подкорковых центров управления движениями, степень функциональной межполушарной симметрии или асимметрии сенсомоторных функций, точность экстраполяции последствий двигательных действий, качество моторного интеллекта в решении двигательных задач и творческую способность мозга в импровизации движений ("искусство импровизации движений в связи с мыслеобразами").