Смекни!
smekni.com

Туристический потенциал г. Чердыни (стр. 2 из 5)

Город расположен на семи разделенных оврагами холмах на берегу р. Колва. На центральных, самых высоких холмах — следы укрепленных городищ местных племен коми-пермяков (на Вятском — VIII-IX вв., на Троицком — XIII-XIV вв.).

Чердынцы сохранили немало реликвий, которые известны сегодня всему миру. Это пермский звериный стиль, пермские деревянные боги и уникальные иконы.

Как и многие российские города Чердынь пережила несколько пожаров. Рядовая застройка XIX в., сосредоточенная вокруг центральных площадей и составляющая специфическое своеобразие Чердыни, была организована по регулярной планировочной схеме, по которой город отстраивался после пожара 1792. Однако в городе немало построек XVII-XIX веков.

Первоначальный исторический центр Чердыни образует Троицкий холм (на юго-востоке города), на котором в XVI в. размещался кремль. Сохранился земляной вал — остаток кремлевской стены, - главная достопримечательность Чердыни. С него открывается исторический вид на центр города, на реку Колву и заречные дали. Вдалеке над лесом возвышается одинокая гора Полюдов камень (высота — 517 метров), очертаниями похожая на океанский вал.

На одном из прибрежных холмов в 1462 был основан первый на Урале мужской монастырь (упразднён в 1784), к которому относится наиболее древний из сохранившихся каменных храмов Чердыни — церковь Иоанна Богослова (1704-1718).

В XVIII в. центр переместился к северо-западу от кремля; здесь на бывшей Соборной площади — ансамбль пятиглавой двухярусной церковью Преображения (1756) и Воскресенского собора (1750-1754). Величественная колокольня Воскресенского собора (XVIII-XIX вв.) служит высотной доминантой городской панорамы. Рядом находится Богоявленская церковь (1751-1761).

Уцелели также одноглавая двухярусная Успенская церковь и Всесвятская церковь (1815-1817) на кладбище на северной окраине города.

Среди памятников гражданской архитектуры — бывший Арсенал (первая половина XVIII в.), Гостиный двор (1857), Городская дума, Торговые ряды конца XIX в. и несколько крупных каменных купеческих усадеб: Алина Малого (1840-50-е гг.) с отделкой «под руст» и обилием кованых железных деталей в наружном убранстве; Алина Большого (1880-е гг.) — состоит из двух 2-этажных домов, с многоступенчатым парапетом и полуциркулярными окнами по фасаду главного углового дома; 2-этажный особняк лесопромышленника Гусева (1880-е гг.) с лоджией-балконом, зубчатым карнизом и традиционным для уральской деревянной архитектуры звёздчатым орнаментом; усадьба Чёрных (конца XIX в.) и др.; деревянные жилые дома с разнообразным декором и 14 амбаров на сваях у реки как образец хозяйственно-промышленного строительства в Чердыни (вторая половина XIX - начало XX вв.).

В архитектурном облике Чердыни ранние традиции Русского севера переплетаются с приемами уральской школы зодчества второй половины XVIII века и отражаются в храмах, общественных зданиях, купеческих лавках и домах.

Об истории и природе края можно многое узнать, посетив Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина.

2.2 Храмы Чердыни как туристические объекты

Чердынь напоминает музей под открытым небом. Редкое здание здесь не оснащено табличкой, напоминающей об исторической значимости. Невозможно представить город без его храмов.

Монастырь Иоанна Богослова одна из древнейших обителей на Урале, основанная в 1462 году. Вознесенская церковь монастыря явилась первой каменной культовой постройкой Урала. В 1580 году монастырь Иоанна Богослова получил привилегии от царя Ивана Грозного. В 1631 году монастырь приписали к Троице-Сергиевой лавре.

Первоначально в монастыре стояла лишь деревянная церковь Иоанна Богослова. В 1624 году была построена вторая, Вознесенская, но уже каменная. В 1700 году обе церкви сгорели, и вместо них на этом же месте в 1704-1718 годах была возведена одна каменная двухэтажная церковь Иоанна Богослова, которая сохранилась до наших дней. Грамота на ее постройку была выдана Вятским и Великопермским архиепископом Дионисием монастырскому игумену Григорию. Руководил строительством приказчик Лев Колотилов, а за работой наблюдал выборный Иван Ветошев. Заказчиком церкви был сибирский губернатор Матвей Петрович Гагарин, проезжавший через город несколькими годами раньше. Он же прислал на ее строительство пленных шведов, высланных Петром I после Полтавской битвы. В настоящее время церковь Иоанна Богослова является действующей.

Здание, значительно приподнятое со стороны реки высоким подклетом, совмещает две церкви - зимнюю и летнюю. Особенность памятника заключена в композиции ее верхней части. Над сводом верхнего храма выложена небольшая восьмигранная колокольня, увенчанная главой. Ее сооружение над кровлей сближает композицию церкви Иоанна Богослова с московскими многоярусными центрическими храмами конца XVIII века. Одной из особенностей церкви является совмещение храмовой части с колокольней-звонницей, что практически не встречается в Прикамье.

Гладкие белые стены оживлены большими окнами с плоскими прямоугольными наличниками. Окна нижнего этажа апсиды и два окна верхнего храма выделены украшениями в виде барочных волютообразных элементов с семилучевыми цветками посередине. Фасады завершены ступенчатыми карнизами. Немалый интерес представляют интерьеры обоих храмов. Нижний храм приземист, а верхний, летний, - высокий и двусветный. В храмах сохранились тябловые иконостасы. На иконостасе верхней церкви имеется запись, рассказывающая об истории его создания в 1734 году. Иконы "писали иконописцы Дмитрей и Григорей Федоровы дети Поповы жители Нижнего Нова Града служители Синодального Благовещенского монастыря". Среди икон, развешанных на стенах, есть написанные местными живописцами в XIX веке. В верхней трапезной находится икона, посвященная принятию христианства на Пермской земле. На фоне Иоанно-Богословского монастыря и горы Полюд изображен епископ Иона Пермский, который при князе Михаиле крестил жителей Перми Великой. По этому поводу в верхней части иконы составлена большая запись. Икона была выполнена в ХIX веке по более старому образцу.

Некоторые старинные предметы монастыря хранятся сейчас в музеях: деревянные оконные рамы XVII века со слюдой в железных переплётах, многоцветные печные изразцы местного производства начала XVIII века, образцы золотошвейного искусства XVII-XVIII веков, резное кресло XVIII века и т. д.

Воскресенский собор один из красивейших храмов Чердыни, с колокольни которого открывается прекрасная панорама города и его окрестностей, был освящен в 1754 году. К двухсветному храму пристроено два придела: в 1751 году с южной стороны - в честь Стефана Пермского и в 1785 году - Никольский с севера. Основное здание и оба придела с западной стороны объединяла просторная трапезная. Позднее была пристроена обширная колокольня. Композиционное построение и архитектурное убранство собора являются типичными для памятников, возводимых в середине XVIII века в провинциальных городах. Собор отличается предельной скромностью и отсутствием каких-либо пышных декоративных деталей.

В венчающем храм пятиглавии четыре главы с глухими восьмериковыми барабанами поставлены по углам на четырехугольные башенки-постаменты, а пятая возвышается на двух крупных восьмигранных барабанах, из которых нижний открыт в храмовое помещение. Внушительный вид кубическому храму придают завершения стен в виде крупных полукружий с восьмиугольными окнами и зубчатые карнизы. Колокольня собора ныне является единственной архитектурной вертикалью города, своего рода ориентиром, градостроительной осью. Стены и своды храма расписывал лучший чердынский живописец XVIII века Леонтий Протопопов. Среди многофигурных композиций особенно выделялась роспись на северной стене, посвященная крещению жителей Перми Великой епископом Ионой в XV веке. В настоящее время живопись закрыта слоем извести. Интерьер храма украшал многоярусный иконостас (не сохранился), привезенный сюда в XVIII веке из закрытого Пыскорского монастыря. В 1908-1911 годах собор значительно перестроили. На бутовом фундаменте из красного кирпича возвели расширенную трапезную, паперть, ризницу и новую колокольню. В оформлении новых фасадов использовали старые декоративные приемы - зубчатый карниз, полукруглые изгибы, плоские наличники с завершениями в виде цветка, лопатки. Спаренными колоннами и зубчатыми поясами украсили ярус звона колокольни, над которым разместили открытую круговую площадку. Со старой колокольни перенесли на фасад новой части стены с живописным образом Спаса Вседержителя. После революции Воскресенский собор вплоть до начала 1930-х годов использовался для церковнослужения. После его закрытия в здании разместили районный Дом культуры. В этом качестве здание используется и по сей день.

Храм Успения Пресвятой Богородицыпостроена в 1784 году. Предшествовавшая ей деревянная церковь принадлежала девичьему монастырю, упраздненному в 1764 году. Планировка двухэтажной церкви традиционна. Одноглавая, квадратная в плане храмовая часть, высокие пятигранные апсиды, трапезные. Все части здания перекрыты сомкнутыми сводами и соединены широкими приподнятыми арками.

Храмовое помещение второго этажа двухсветное.

Первый этаж отделен от второго профилированным поясом, украшенным снизу зубчатым лекальным кирпичом. Аналогичные формы имеют карнизы апсиды и куба. На гладких стенах второго этажа выложены плоские завитки-волюты. Самое богатое оформление имеют окна апсиды. Оно выдержано в традициях архитектуры XVII - начала XVIII века. Окна обрамлены стройными колонками с резными капителями, а верх украшен многопрофильными волютами и "жучковым" орнаментом, единственным на всю Чердынь. Интерьер верхнего этажа украшают пилястры с каннелюрами, карнизы, а нижнего - настенные росписи на евангельские темы и в виде орнаментальных мотивов. Колокольня, обращенная фасадом на улицу, была построена взамен старой в 1884 году. Ее пирамидальный объем венчал стройный шпиль на низком восьмерике (утрачен в 1930-е годы). Четверик колокольни вместил две паперти и крутые лестницы. На стене при входе в трапезную выполнена роспись на тему Страшного суда. Сегодня колокольня и главы утрачены. В 2001 году интерьер церкви отреставрирован.