Следующее здание - это Здание Коммерческого банка.
Оно находится в непосредственной близости, с ним мы и познакомимся. Здание занимает целый квартал между площадью К. Маркса и берегом р. Орлик. Является одним из лучших образцов русского стиля на территории области. Земельное владение, на котором был построен банк, во второй половине 19 века принадлежало Н. П. Лепешеву, владевшему находившимся здесь домом и торговыми лавками.Построен по проекту московского архитектора С. К. Родионова. Корпус банка, выходивший на улицу Гостиную, был возведен в 1899 году, а в 1900 году окончено и второе крыло, обращенное фасадом на набережную реки Орлик, где разместились квартиры служащих. В 1899 году в фойе банка, слева от входа,была помещена мемориальная доска следующего содержания: «Построено 1897-1899 г. при председателе правления банка Л. С. Полякове и директоре В.Э.Ромер по проекту и под руководством архитектора С. К. Родионова»,На восточной стороне территория банка граничит со сквером, на западной - со зданием техникума. Кирпичное трехэтажное здание состоит из двух корпусов, объединенных крытой галереей. Внешние стены покрыты облицовочным кирпичом, в отделку фасадов включены каменная резьба и глазурованная плитка. Основной корпус, обращенный к площади Карла Маркса, расположен на повышенном фрагменте участка. Главный фасад был обращен к зданию городского магистрата (теперь ТЮЗ). Композиция фасада симметричная. Его поверхность расчленена на три вертикальные части -повышенный центральный ризалит с богатым декором и пониженные фланги с более скромной отделкой. В облике здания широко использованы стилизованные формы русской архитектуры 16-17 веков; шатры, кокошники, фигурные колонки с дыньками, гирьки. Центральная часть завершена невысоким аттиком с многообломным карнизом и крупным килевидным кокошником по нижней оси. Нижний этаж облицован бетонными плитами с обработкой «под шубу». Окна второго этажа объединяются в центре рельефным аркатурным поясом. Каждый из трех оконных проемов имеет в центре висячую гирьку. Узкие окна третьего этажа также объединеныв группу цепочкой из парных килевидных кокошников. В центральной части внутри основного корпуса находится вестибюль и лестничные клетки. Основной объем здания занят двухсветным операционным залом. Сохранились фрагменты старого декора: рустовка стен, арочные ниши для статуй или вазонов, кованые лестничные решетки с объединенным узором, резные двери, лепные украшения потолка и карнизов. Второе здание расположено на более низком уровне рельефа. Северо-западный фасад обращен в сторону реки Орлик и хорошо рассматривается с моста. Здание увенчано высокой четырехскатной кровлей. Фасад композиционно объединен с каменной оградой и воротами во двор. Линии трех этажей четко выявлены выступающими поясами. Угловые части подчеркнуты шатрами: левая- широким, четырехгранным, со слухами; правая — шпилеобразным с клине-видными кокошниками у основания. Шатры имеют металлическое покрытие, имитирующее черепицу, и завершены литыми ажурными украшениями. Внизу ризалита под правым шатром находился выход с перспективным порталом под килевидным навесом. Декоративные мотивы здания повторены в обработке ворот, симметрично расположенных по сторонам фасада. Арочные проемы увенчаны епанчей с мелкими кокошниками в основании. Створки ворот чугунные и литые. Каменная стена упирается в невысокую постройку (бывшее караульное помещение), одностильную с основным зданием.
Новое здание банка значительно обогатило городской центр. Его башни и шатры, перекликаясь со шпилем городской думы, главами и колокольнями приходских церквей, создавали исключительно живописный силуэт этой части города.
В 1908 году Коммерческий банк слился с Московским международным торговым и Южно-Русским промышленным банками и стал называться Соединенным. В 1920-26 годах в его корпусах размещались губком РКП (б) -ВКП (б) и губком комсомола. В эти годы здесь бывали известные деятели партии и государства А. В. Луначарский, А.С. Бубнов, М. К. Муранов.
Во время оккупации Орла в здании размещалось гестапо и при отступлении немцев оно было сильно повреждено. В годы ВОВ и при частичной реконструкции в 1958 году были утрачены три башни над корпусом, выходящим на Гостиную улицу, разобрано кольцо у главного входа. В 1988 году восстановлена шатровая башня на фасаде. Здание используется по назначению. В нем размещается Главное областное управление Центрального банка России.В настоящее время здание используется по первоначальному назначению, здесь размещается администрация Сбербанка.
Еще одним памятником архитектуры, расположенным в историческом центре города Орла является ТЮЗ (Здание Городской думы).
Данное здание находится на большой Гостиной площади, в историческом центре города Орла. Построено в 1799 году для Городской думы и Городского магистрата. Кирпичное здание находится на стрелке, дающей начало ул. Комсомольской и Карачевской. Оба его крыла объединяются на углу восьмиколонной полуротондой с куполом на круглом барабане. Выразительность этого композиционного приема, типичного для градостроительства классицизма, сохраняется и поныне, несмотря на перестройки здания. Крылья первоначального здания магистрата, выходившие на Комсомольскую и Карачевскую улицы, имели по пять оконных осей. Крайние оси соответствуют небольшим ризалитам. Стена первого этажа ризалитов была покрыта рустом. Над угловой полуротондой с колоннадой коринфского ордера, завершенной развитым трехчастным антаблементом, проходящим по периметру всех стен здания, поднимался довольно крутой купол с люкарнами, увенчанный невысокой пирамидой-шпилем.
После пожара 1858 года здание подвергалось в 1859-60 годах восстановлению, реконструкции и расширению. В нем размещались исполнительный орган Думы - Городская управа, 2-е мужское приходское училище, Мещанская здрава, Сиротский суд, ломбард и другие учреждения.
В период оккупации Орла здание сильно пострадало: внутренние помещения были разрушены, перекрытия выгорели и обрушились. Сохранившиеся стены старой постройки стали основой реконструкции строения для областного драматического театра, проект которого был составлен в 1946 году архитекторами Антиповым, Целковниковым, Овчинниковым, инженерами Петропавловским, Буниным. Градостроительное значение здания и его стилистические особенности были сохранены.Архитектурно-декоративное оформление пристроек выдержано в духе классицизма, что позволяет даже сейчас ощутить строгую и гармоничную красоту первоначального облика. В то же время введение в композицию здания высокой колосниковой коробки сцены снизило значение угловой полуротонды как композиционного центра всего сооружения.
Впервые за всю историю в Орле был построен настоящий театр с современным оборудованием сцены и максимумом удобств для артистов изрителей.
5 августа 1949 года областной драмтеатр им. И.С Тургенева начал свою работу в новом здании инсценировкой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
В 1975 году драмтеатр перешел в новое помещение. После капитального ремонта здания и его реконструкции (архитектор Антипов) в нем с апреля 1981 года разместился Театр юного зрителя, с 1991 года — Театр для детей и молодежи «Свободное пространство».
Следующим очень интересным объектом нашей экскурсии является ЗданиеТорговых рядов.
Вытянутое, прямоугольное в плане здание занимает целый квартал в начале Московской улицы. Первоначально в 16-17 веках, торговые ряды представляли из себя ряд лавок, амбаров, прилавков и харчевен, протянувшихся от Пятницких до Карачаевских ворот Орловской крепости. Здесь же находились кружечный двор, торговая баня, таможня и гостиный двор - обширная деревянная изба, где останавливались иногородние купцы, торговавшие оптом, и хранились товары.
Все эти постройки неоднократно горели во время вражеских нашествий и городских пожаров, но восстанавливались на прежних местах. В 1178 году игумен Богоявленского монастыря Ефимий построил в рядах каменную часовню.
В 1779 году императрица Екатерина II утвердила регулярный план города Орла. Согласно ему новый гостиный двор был запланирован на другом месте на противоположной стороне улицы, где находились обывательские дворы.Приказание о начале строительства каменного гостиного двора было отдано еще генерал-губернатором князем Н. В. Репниным в 1781 году, но из-за тяжбы между орловским купечеством и обывателями, подлежавшими переселению, которых купцы не желали удовлетворить как должно, начало строительства затянулось. Дело сдвинулось в 1782 году после вмешательства генерал- А. Прозоровского, пригрозившего городовому магистрату судом.Только после этого начался снос старых лавок и заготовка материалов для строительства.
Нововыстроенные торговые ряды представляли из себя длинный корпус, вытянувшийся вдоль улицы, с обходной галереей, над которой находился полуэтаж для хранения товаров. Для этой цели под зданием были оборудованы обширные подвалы. Параллельно каменному со стороны реки Орла располагались еще два торговых одноэтажных корпуса, но уже деревянных, а поперечные ряды лавок превращали гостиный двор в замкнутый прямоугольник. В 1847 году во время очередного городского пожара гостиный двор сгорел. В память этого события и начала восстановления гостиного двора на его фасаде установили каменную плиту. Восстановление рядов велось на средства орловского купечества по проекту архитектора Д.В. Орехова. В ходе перестройки отремонтировали уцелевшую каменную коробку и надстроили ее вторым этажом. Длинное, прямоугольное здание занимало целый квартал на одной из центральных улиц. В его облике наряду с переработанными формами классицизма присутствуют мотивы, не свойственные этому стилю. По первому этажу, не выступая за плоскость фасада, проходит круговая галерея, разделенная трехцентровьми арками и полуколоннами между ними на 40 секций по длине фасадов и 5-ю - на торцах здания. Здание являлось торговым центром города. В нем располагались магазины купцов Русановых, Калашниковых, Домогацких, Бухвостовых и других.