Храм Дебод - это сооружение, которое вы, по всей вероятности, никак не ожидали встретить в Мадриде. Этот египетский храм был подарен Испании Египтом за помощь, предоставленную нашим правительством для спасения храмов в Нубии. Здание ориентировано с востока на запад и окружено водой: так же, как и в месте его первоначального пребывания.
Посвященный культу египетских богов Амона и Исиса, храм насчитывает 2200 лет и раньше был расположен в Дебоде на берегах Нила. В храме имеется несколько различных помещений, и наиболее важное среди них - Часовня с рельефами, сохраняемая в ее первоначальном виде и являющаяся наиболее древней его частью, в которой можно созерцать сцены ритуальных актов.
Храм окружен красивейшими пейзажами, отсюда открываются прекрасные виды на Каса де Кампо, а вблизи расположен парк Парке дель Оэсте. Особенно хорош храм при наступлении ночи.
Старый Мадрид невозможно представить без множества монастырей, многие из которых являются уникальными архитектурными и культурными памятниками.
Один из немногих сохранившихся в Мадриде образцов архитектуры XVI века — монастырь Дескальсас Реалес (Monasterio de las Descalzas Reales), известный также как монастырь Св. Клары. Основан сестрой Филиппа II доньей Хуаной в 1560 году. Благодаря знатности монахинь монастырь быстро стал одним из самых богатых в Испании. На фресках над лестницей монастыря изображен Филипп IV с семьей. Потолок зала расписан Клаудио Коэльо. В настоящее время в монастыре хранится одно из самых богатых в Испании собраний произведений искусства. В собрании живописи — полотна Питера Брейгеля старшего, Тициана, Сурбарана, Мурильо, Риберы. Замечательным памятником является августинский монастырь Конвенто–де-ла-Энкарнасьон (Convento de la Encarnacion), расположенный к северу от Пласа-де-Орьенте (Plaza de Oriente), неподалеку от Королевского дворца.
Монастырь, основанный в 1611 году, отличается классическим оформлением интерьера с использованием бело-голубых изразцов. В музее монастыря собраны произведения искусства XVII века, в том числе полотна Винченцо Кардуччо и Хосе де Риберы, скульптуры из раскрашенного дерева. В реликварии монастыря хранятся мощи святых, а также сосуд с высохшими каплями крови святого Пантелеймона.
В список наиболее интересных культовых строений так же входят:
* готическая часовня Обиспо, часовня Сан-Исидро (лучший образец архитектуры барокко в Мадриде),
* монастырь Энкарнасьон (находится рядом с королевским дворцом и когда-то соединялся с ним переходом),
* францисканский монастырь Дескальсас-Реалес (основан Хуаной Австрийской, сестрой Филиппа II, в его владении находятся многие шедевры искусства, подаренные семьями монахинь дворянского происхождения),
* и наконец часовня Сан-Антонио-де-ла-Флорида, расписанная великим Гойей и ставшая его мавзолеем1.
2.3 Площади Мадрида
В Старом Мадриде находятся важнейшие площади города, средоточия современной жизни, поражающие своим архитектурным великолепием.
Площадь Пуэрта дель Соль (Ворота Солнца) - это одна из самых известных достопримечательностей города, а также место встречи мадридцев. Здесь находятся два из числа наиболее характерных символов Мадрида: медведь и земляничное дерево, изваянные в бронзовой скульптурной группе, установленной на площади в 1967 году. Это же изображение присутствует на гербе Мадрида, символизируя изобилие обоих этих видов в окрестностях города. Следует отметить и другую имеющуюся здесь статую, также выполненную в бронзе и представляющую короля Карла III верхом на коне.
Это место издревле являлось въездом в город, хотя въездные ворота были построены уже во времена правления Карла I и по его повелению. Их установили между улицами Алькала и Каррера де Сан Херонимо.Так как ворота были ориентированы на Восток, их украсили изображением солнца, откуда и происходит их название.
Площадь окружена прекрасными сооружениями, хотя наиболее выдающееся из них - это грандиозное здание, которое доминирует над всем пространством, известное как Каса де Корреос (т.е. Почтамт) и построенное в 1766-1768 гг.В настоящее время в нем расположена резиденция Президента Мадридской Автономии. На фасаде этого здания, в свое время ставшего первым почтовым отделением Мадрида, сохраняются часы, ранее находившиеся в церкви Буен Сусесо. Это те самые часы, бой которых слушают почти все испанцы 31 декабря, причем в Испании является очень популярным съедать одну виноградину с каждым раздающимся ударом, и по традиции считается, что если вы сумели съесть все двенадцать виноградин за то время, пока часы бьют двенадцать раз, то у вас будет весьма удачный год.
Кроме того, рядом со зданием Каса де Корреос находится знак “нулевой километр”, являющийся точкой отсчета всех испанских дорог.
Название красивейшей мадридской площади Пласа дель Орьенте (Восточная площадь) происходит от ее местонахождения, так как она расположена к востоку от Мадридского Королевского дворца. Площадь была построена по распоряжению короля Жозе Бонапарта, и в свое время, чтобы расширить участок для самой площади и ее окружения, на этой территории было снесено несколько зданий.
Пласа дель Ориенте отделена от дворца улицей Байлен, хотя в настоящее время, после осуществленной перепланировки, эта площадь составляет единое целое с восточным фасадом дворца. Ее прекрасное расположение, рядом с дворцом и вблизи от Театро Реаль (Королевского театра) и от других монументальных зданий, а также отсутствие дорожного движения делают эту площадь весьма приятным местом для прогулок и для наслаждения чувств.
Король Фердинанд VI приказал создать статуи всех испанских королей и украсить ими карниз дворца, но эти скульптуры так никогда и не были установлены на предназначенном для них месте, а были поставлены в различных местах в городе, в том числе и на этой великолепной площади.
Мадридская площадь Пласа Майор расположена в самом центре города, в той его части, которую принято называть австрийским Мадридом, очень близко от площадей Пуэрта дель Соль и Пласа де Ла Вилья.
Пласа Майор была построена в 1617-1619 гг. на месте существовавшей ранее площади Пласа дель Аррабаль и, начиная с XVII века, всегда была ни с чем не сравнимой сценой для общественных мероприятий всех видов: праздников, зрелищ с участием быков или торжественных приемов.
Эта площадь окружена галереями и со всех сторон закрыта четырехэтажными зданиями с многочисленными балконами. Это величественные и прекрасные сооружения, такие, например, как Каса де Ла Панадерия или Каса де Ла Карнисерия. В крытых галереях с гранитными колоннами располагается довольно большое число баров и ресторанов, а также филателистических, нумизматических и сувенирных магазинов. Попасть на площадь можно через одну из девяти подворотен, самая важная из которых известна как Арко де Кучильерос1.
Пласа де Торос Монументаль де Лас Вентас, вместимостью почти 25000 зрителей, является самой большой ареной для боя быков в Испании и одной из самых значительных в мире. Она построена в новомавританском стиле, открытая кирпичная кладка украшена керамической изразцовой плиткой. Среди мотивов, использованных в орнаментах, выделяются гербы всех испанских провинций.
Несмотря на то, что первая коррида состоялась на арене Пласа де Лас Вентас 17 июня 1931 года, официальное ее открытие было проведено только 21 октября 1934 года, а первый настоящий сезон прошел в следующем году.
Сезон быков начинается в марте и заканчивается в октябре, а проводятся празднества по воскресным и праздничным дням. Особо следует отметить проведение Ферьи де Сан Исидро, носящей имя святого покровителя Мадрида и длящейся с середины мая до середины июня.В это время корриды проходят ежедневно.
С 1951 года в помещениях арены расположился Музей корриды, в котором выставлена довольно полная коллекция предметов и принадлежностей, связанных с тавромахией, т.е. искусством боя быков, а также с историей самой арены.
Проспект Кастельяна является самой оживленной магистралью Мадрида. Его предшественником по названию был ручей на дне оврага, в 1830-х годах спрятанный в коллектор, а затем засыпанный землей. На спланированной поверхности вместо ненужного источника появились бульвары Делисиас де ла Принссса (Наслаждение принцессы), Прадо и Реколетос, от которых практически через всю столицу протянулась Кастельяна.
На самой шумной улице города причудливо смешались эпохи, художественные стили и традиции. Впрочем, некоторые мадридцы называют бывший овраг самым красивым проспектом в мире, а другие готовы спорить о вкусах, доказывая, что больше нигде не найти столь неумело смешанной архитектуры. В плане Кастельяна повторяет зигзаги ручья, по руслу которого пролегла более полутора веков назад. Так же капризны и архитектурные стили ее зданий. По слухам, один американец, увидев величественный офис страховой компании «Юнион и Феникс», принял его за похоронное бюро. Двумя домами на площади Христофора Колумба, где ему установлен памятник, некогда владел хозяин концерна «Румаса». Поднятые на пьедестал, издали эти странные сооружения напоминают гигантские столбы, зачем-то поставленные перед глазами великого мореплавателя.
Башни строились по новейшей для Испании технике — сверху вниз. Вначале на одной из них красовалась неоновая реклама в виде шестиугольной ячейки с пчелой внутри, видимо, олицетворявшей трудолюбие сотрудников концерна. Через несколько лет после шумного открытия компания перестала существовать, а ее директор оказался за решеткой за крупные финансовые махинации. Тогда же оба здания лишились неуместной символики, и теперь возвышаются на проспекте, словно памятник ловкому дельцу. В отличие от монументальных сооружений в духе послевоенного патриотизма, архитектурные образцы 1960-х считаются слабыми копиями заокеанских небоскребов. Буквально захватив проспект, финансовые корпорации застроили его разностильными высотками, в лучшем случае заслонившими старинные особняки. Изредка такие постройки появлялись вместо исторических памятников, которые не удалось отстоять городским властям. Споры о том, насколько хороша композиция из непохожих зданий, продолжаются много лет, однако некоторые из небоскребов не так плохи, как считают строгие эксперты. Гармонично вписался в панораму улицы банк «Бильбао» — 28-этажное красноватое здание, собранное из металлических конструкций. Модернистская «Банкинтера» удивляет скромным обликом и даже отодвинута от основной линии улицы. Этот прием позволил архитектору сохранить старинные дома и подогнать вид своего творения под окрестный ландшафт. Эффектно и достаточно художественно смотрится башня «Европа», выстроенная по проекту испанца Мигеля де Ориоля-э-Ибарры. На ее главном фасаде располагаются огромные часы, прозванные Могилой вампира из-за характерной вытянутой формы. В прошлом веке жители Мадрида довольно часто узнавали и с негодованием отвергали проекты перестройки исторического центра. Одну из идей выдвинул Мигель де Ориоль-э-Ибарра, выразивший намерение превратить Кастельяну в напряженную автомобильную магистраль. Молодой архитектор предложил «оставить машины внизу, а людей переправить наверх, дабы мадридцы не чувствовали себя пленниками технического прогресса».