Содержание
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. История градостроительства Мадрида ..................................................6
Глава 2. Памятники архитектуры Мадрида
2.1. Королевский дворец. Эскориал.............................................................13
2.2. Храмовая архитектура............................................................................16
2.3. Площади Мадрида..................................................................................20
2.4. Памятники...............................................................................................25
Заключение.............................................................................................................28
Список использованной литературы...................................................................30
Приложения
Введение
Культурное значение столицы Испании трудно переоценить. Ведь Мадрид за последние несколько веков стал средоточием драматических и музыкальных театров, многочисленных музеев и архитектурных памятников. Исторический центр Мадрида располагается к юго-востоку от района бывшего королевского дворца. К сожалению, при реконструкции города в XIX-XX вв. большая часть памятников архитектуры была утрачена. Облик старого Мадрида с присущей средневековому городу иррегулярной планировкой сохранился лишь к юго-западу от Пласа Пуэртадель Соль, расположенной на месте восточных ворот средневекового города. В указанной части столицы следует выделить такие памятники зодчества XVI-XVII вв., как ансамбль площади Пласа Майор (1629 г.), епископская капелла (1520 г.) и церковь Сан-Антонио де лос Алеманес (1624 г.) в стиле эрререско.
В XVIII — первой четверти XIX в. в архитектуре Мадрида господствовал классицизм. Памятниками зодчества, относящимися к этому периоду, являются королевский дворец (1738-1764 гг.), Ратуша, Королевская академия изящных искусств «Сан-Фернандо», перестроенная в 1774 г. под руководством архитектора X. де Вильянуэва, церковь Сан-Франсиско эль Гранде, музей Прадо, церковь Сан-Антонио де ла Флорида, в которой до сих пор сохранились росписи Ф. Гойи.
Стремительный рост Мадрида приходится на вторую половину XIX в. В этот период Мадрид интенсивно срастался с пригородами. Модерн стал ведущим архитектурным стилем. Собор Нуэстра Сеньора де ла Альмудена, построенный в конце XIX в., является наиболее ярким примером данного направления в истории развития архитектуры Испании.
В 1929 г. был разработан генеральный план реконструкции Мадрида, который возглавил архитектор Ф. де Эскондрилья. В период правления республиканцев правительства велись интенсивные работы по благоустройству города. Согласно созданному в 1950-х гг. новому генеральному плану Мадрид должен был застраиваться преимущественно на севере, востоке и юго-востоке. Так появился ряд городов-спутников, в том числе Эскориал и Эль-Прадо. На смену эклектизму в XX в. пришли современные течения. Ярким примером тенденций, характерных для этого периода, являются Министерство авиации, построенное под руководством архитектора Л. Е Сото (район Сьюдад Хардин, «город-сад»), университетский городок, ипподром «Сарсуэла» (1935 г.), Институт конструкций и цемента (1951 г.). Важнейшим произведением зодчества 1960-х гг. можно назвать небоскреб «Белые башни» архитектора Ф. X. Саэнс де Ойса.
Шедеврами монументальной скульптуры Мадрида можно любоваться до бесконечности. Никого не оставят равнодушным знаменитые конные статуи Филиппа III (1613 г.), Филиппа IV (1640 г.), фонтаны XVIII в., памятники Колумбу (1885 г.), Ф. Гойе (1905 г.), два памятника М. Сервантесу (1835 и 1927 гг.), выполненные из бронзы.
Мадрид представляет большую важность для ценителей арабско-мавританского искусства. Здесь, как нигде более, можно проследить историю его развития от самого начала до эпохи высшего расцвета в XIII-XIV вв.
В столице насчитывается более 100 музеев и художественных галерей. Но визитной карточкой Мадрида по праву можно назвать музей Прадо, где хранятся бесценные полотна Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Босха, Брейгеля, Гойи, Рембрандта, Эль Греко, Рубенса, Дюрера, Веласкеса, Караваджо и многих других известных художников. В отдельных залах музея Прадо представлена классическая скульптура, произведения ювелирного искусства, а также прекрасная коллекция фарфора и монет. Археологический музей содержит ценные экспонаты всех культур Испании, начиная с древнейших времен и до наших дней. Королевский Дворец интересен тем, что здесь можно осмотреть дворцовые залы, Королевскую библиотеку, Королевскую аптеку, оружейный, нумизматический музеи, а также Музей музыки, прикладного искусства и живописи.
Знаменитая площадь Пуэрта Дель Соль расположена в центре Мадрида. Она популярна среди туристов потому, что посреди установлена фигура медведя, выполненная из камня. Недалеко от площади Пуэрта Дель Соль находится возведенный в 1607 г. монастырь Карбонерас, где хранятся ценнейшие старинные картины. Королевский театр, возведенный в XVII в., расположен рядом с площадью Энкарнасьон. Не менее знаменит женский монастырь Дескальсас Реалес, основанный в XVI в. В течение нескольких веков здесь останавливались высокопоставленные особы, которые в качестве платы за пребывание жертвовали монастырю разнообразные произведения искусства из своих коллекций. Таким образом, на данный момент в музее собраны многие шедевры мирового искусства.
Оригинальными архитектурными решениями отличается церковь Калатравас. Культурную ценность представляет дворец герцогов де Уседа, относящийся к началу XVII в. Необыкновенной красотой славится и фонтан богини Сибелес, который установлен на одноименной площади.
Цель моей работы – на основе изученной литературы, рассказать об уникальной архатектуре Мадрида.
Цель конкретизирована слдеующими задачами:
- проследить исторический путь градостроительства Мадрида;
- рассказать об основных памятниках архитектуры Мадрида.
Культура народов глубокая, древняя, символичная, и чтобы понять ее, необходимо изучать первоисточники – памятники искусства.
Глава 1. История градостроительства Мадрида
Известно, что Мадрид (Майрит) был основан арабами при эмире Мухаммеде I (852-886) как укрепленное поселение. Мадрид стоял на возвышенности. Ее окружали долина реки Мансанарес, глубокий овраг, где ныне проходит улица Сеговия и речка Аренал, воспоминание о которой сохранилось в названии современной улицы. На вершине находилась цитадель (по-арабски «альмудайна»). К ней с восточной стороны примыкал сам город (медина), расположенный на менее каменистых землях. Площадь цитадели и медины достигала, соответственно, 8 и 16 гектаров.
Военная роль города и крестьяне, населявшие его, дают основание считать, что Мадрид не выделялся какой-либо урбанистической оригинальностью, не считая его монолитной городской стены. Именно она и проделанные в ней ворота, к которым сходились основные и второстепенные пути от близлежащих селений, явились теми факторами, которые повлияли на дальнейшее развитие города.
Эти дороги постепенно превращались в основные улицы новых окраин Мадрида. Превращение сельской дороги в городскую улицу стало своего рода константой в морфологии будущего большого города. Подтверждением этому служит так называемое «Предместье» (Аррабаль), которое в период позднего средневековья выросло за городской стеной по оси нынешней улицы «Калье Майор» от когда-то существовавших Гвадалахарских ворот до того места, которое впоследствии получит название Пуэрта дель Соль (Ворота Солнца). Отсюда брали начало дорога на Алькалу-де-Энарес (будущая улица Алькала) и Арагонский тракт.
Вопрос о расширении Мадрида ставился с очень давних пор и подтверждает факт существования жилых кварталов, примыкавших к внешней части городской стены. В течение XIII-XV веков эти поселения постоянно и очень интенсивно росли и образовывали уже упоминавшееся «Предместье», которое при Энрике IV (1454-1475) превысило вдвое площадь старого испано-мусульманского города.
Следует признать, что двигательной силой роста города стали три его рынка, один беспошлинный и два обычных. Их повелел организовать Энрике IV, который проявил свою благосклонность к Мадриду еще и тем, что основал в нем несколько учреждений, например, монастырь Сан Херонимо, оставшийся под августейшим покровительством и во времена Католических Королей. «Предместье» было застроено неравномерно и беспорядочно. Связующими элементами служили построенные в нем церкви Сан Мартин, Сан Хинес и Санта Крус1.
В XVI веку Мадрид из обычного города превратился в столицу. Тем самым закончился первый этап его истории, в течение которого к первоначальным военным функциям поселения добавились торговые. Во время правления Филиппа II Мадрид приобрел новое значение политического характера в связи с тем, что Королевский двор обосновался в этом городе. Еще Карл V выказывал свои симпатии Мадриду. Известно, что он посещал средневековый Алькасар и решил расширить его и перестроить. Чтобы разбить около него площадь и улучшить подъездные пути, пришлось снести часть здания. Забота о внешнем облике королевского замка, фасад которого приобрел определенное благородство форм, хотя остальные стены сохранили свой прежний средневековый вид, породил среди богатых граждан дух своеобразного соревнования. Именно в ту эпоху в городе стали появляться первые дворцы, причем строители заботились не только о их внешнем архитектурном облике, но и о внутренней планировке (назовем, к примеру, здание, в котором позже разместится монастырь Королевских Босоножек и которое обычно именуют «Каса де Сиснерос»).
К 1517-1556 годам относится основание многих религиозных общин, способствовавших появлению большого числа церковных зданий и среди них известной Часовни Епископа (Капилья дель Обиспо). В то же время в Мадриде создаются первые монументальные архитектурные сооружения. Еще одним подтверждением того, что перестройка Мадрида началась при Карле V, являются работы, проведенные у «Пуэрта де Гвадалахара», ворот, которые значительно расширили для свободного проезда повозок и экипажей.
До сих пор неизвестно ни одного плана города того периода. Имеются лишь некоторые сведения о внешнем виде Мадрида конца эпохи Карла V. Речь идет о хранящихся в Венской Национальной библиотеке нескольких видах Мадрида, весьма проблематично приписываемых кисти фламандского художника Антона фон ден Вингерда и относящихся приблизительно к 1563-1570 годам. На них, кроме перестроенного Алькасара, более всего поражают размеры Мадрида, вышедшего за пределы Предместья. Некоторые административные документы, касающиеся, например, очистки улиц или принятых в связи с эпидемией 1566 года профилактических мер, позволяют узнать о разделении Мадрида на 9 больших участков и его реальном периметре, окончательно закрепленном постановлением Кастильского Совета в 1567 году. Новые границы предполагали значительное расширение площади столицы, которая росла главным образом на восток и в меньшей степени на юг.