Смекни!
smekni.com

Тифлис как туристический центр (кон. XIX–нач. XX вв.) (стр. 2 из 6)

1.4 Прибытие в город

Прибывшему в Тифлису путешественнику в первые минуты трудно было осознавать, что он находился так далеко, и он не мог привыкнуть к мысли, что находился в многострадальном городе, в одном из самых древних поселений земли, что редкое место так обильно омыто кровью, как это, что его история составляла одну из печальнейших историй всех городов.

При въезде в город турист двигался мимо невзрачных зданий – духанов с курьезными вывесками: "Духан белая роза" или духан "Духан райское место" и проч. Звуки зурны, доносившиеся из окон духанов и крики пирующих встречали путешественника, приехавшего в Тифлис. Расставшись с почтовым экипажем, взяв местный фаэтон или другой вид конного транспорта, приезжие въезжали на главную улицу города – Головинский проспект (по имени первого русского наместника в Тифлисе ген-л. Головина).

Головинский проспект начинался от Почтовой площади и тянулся по направлению к Эриванской площади на протяжении 1,1 км; являлся, несомненно, центром тифлисской жизни. Масса встречавшихся на каждом шагу роскошных магазинов, красивых общественных и частных зданий напоминали, как утверждали путеводители, лучшие улицы столичных городов. С ворот здания Почтово-телеграфного округа открывалась дивная панорама на весь Кавказский хребет, во главе с вечно белоснежными вершинами Эльбруса и Казбека.Центр проспекта был занят бульваром, обсаженным деревьями, почти в самом центре проспекта находился прекрасный дворец Наместника кавказского, а напротив него – городской сад, о котором более подробно будет сказано ниже. Привлекательность прогулки или поездки по проспекту усиливалась теми впечатлениями, которые оставляли после себя чудные виды, открывавшиеся практически с каждого его пункта, то на гору св. Давида, с белевшим вверху монастырем, то на сновавшие на самую вершину горы вагончики электрического фуникулера, то, наконец, на раскинувшийся вдали город и Метехские горы. Как правило, это были первые картины тифлисской жизни, встававшие перед глазами туриста.

Для прибывшего в город путешественника существовали современные гостиницы. В качестве лучших гостиниц в Тифлисе рекомендовались "Ориант" на Головинском проспекте: 80 номеров от 1 до 15 руб. в сутки; "Лондон" на Михайловском мосту: 28 номеров от 1 до 10 руб. в сутки; "Кавказ" на Эриванской площади: 90 номеров от 1 до 5 руб. в сутки; "Россия" на Головинском проспекте. Во всех гостиницах имелись рестораны. Кроме того, на Дворцовой улице находился ресторан "Зимний сад" ("Банковский ресторан"), где по вечерам играла музыка, и ресторан Мадера. Местные блюда можно было попробовать в ресторане "Пур-Гвино" на Головинском проспекте, "Азиатский" на Эриванской площади, "Ваза" на Михайловской улице.

1.5 Строение Тифлиса

Река Кура делила город на две части. На её правой стороне находились следующие участки: предместье Вера с виноградными садами, Мтацминда с церковью св. Давида, Гарстубани, Сололаки (лучшая, аристократическая часть города), Харпухи и Орточала (тоже с садами). На левой же стороне лежали бывшая колония Тифлис (давно вошедшая в городскую черту) с садом Муштаид, старые и новые Куки, Чугуреты, Авлабар с Метехским замком (бывшим некогда царской резиденцией, превращенный в гражданскую тюрьму) и предместье Навтлуг, занятое военным госпиталем и другими казенными учреждениями. Кроме этого, Тифлис было принято разбивать на две части – старый и новый города, азиатский и европейский.

Разделение Тифлиса на две части было очевидным по характеру улиц, построек и населению. Как следовало из путеводителей, старая (азиатская) часть города отличалась скученностью построек, неправильными кривыми узкими улицами и переулками. Напротив, Сололаки, вся часть города от Эриванской площади до р. Веры, по правую сторону р. Куры и от Метехского замка до Муштаида по левую сторону, за немногими исключениями имела правильные прямые улицы. Постройки в этой части города имели европейский характер.

Глава 2. Азиатская часть г. Тифлиса

Турист переносился в старый туземный Тифлис, сбившийся у подножия древней исторической крепости под защитой такого же старого Метехского замка, оберегавшего переправу Куры с другого берега. Здесь находился "настоящий исторический город древнего Востока, город своеобразных азиатских обычаев, своеобразной азиатской внешности, несравненно более интересной туристу и художнику, чем весь простор и удобство новейшего Тифлиса" начала XX в.

Находившийся с южной стороны Куры старый город Тифлис, с видневшимися на холме развалинами древней крепости властителей Грузии манил к себе практически всех путешественников."Человек попадал в азиатский город грузинских царей, бесконечный лабиринт темных и узких улиц и переулков, как в совсем в другой город, сдвинутый на крутых берегах Куры, с его грязными и темными переходами, с его шумом и гамом, с его удивительной живописностью и красотой восточной жизни. Крыши и навесы выдвигались вперед, верхние этажи выдавались над нижними и образовывали полутемны галереи, спасая прохожих от удушающей жары и палящего южного солнца. Тут смесь людей, животных, экипажей и одежд", - описывал один из путешественников старую часть Тифлиса.

Чтобы иметь представление о старом городе, прибывшему в город советовалось остановиться на трех его характерных особенностях, удерживавших за собой местный колорит, не смотря на напор новых европейских порядков и устройства описываемого времени. Это так называемый Армянский базар, караван-сарай и бани.

2.1 Армянский базар

Армянский базар – это улица, состоявшая из двух параллельных рядов лавок (большая часть лавок в один ярус) с разными товарам, свежими и сушеными фруктами и припасами; здесь же шел ряд мастерских-сокрняков, мастеров "туземной" одежды и обуви, оружейников, седельников, серебряных дел мастеров. Все было открыто: на востоке ремесленники не скрывали своего искусства. Беспрерывное движение и пешком, и верхом, и в экипажах дополняло картину Армянского базара.

При первоначальном устройстве этого базара как будто заботились о соблюдении прямой линии, более, нежели при проведении улиц; но всё-таки в дальнейшем своем развитии базар не мог обойтись без привычной кривизны. Замечательна была устойчивость Армянского базара от влияния стихий и времени: кое-где лавки бросались в глаза своей крайней ветхостью; лишь верхняя часть базар была вынуждена принять реставрацию в европейском вкусе. Базар состоял из лавок с товарами, фруктами и припасами; мастерских и булочных, питейных и кофеен, цирюлен, харчевен. В расположении рядов, как отмечалось исследователями Кавказа, соблюдался некоторый порядок. Все нижние этажи, лавки, открытые в сторону улицы, на которых на глазах у посетителя шла работа, вся пестрота восточной жизни была перед глазами. Хозяева лавок тут же производили все товары, на каждом шагу встречались группы словоохотливых азиатов. Здесь, по свидетельству туриста Сидорова В.М., можно было увидеть лица персов с черными глазами, с бородами, окрашенными в красный цвет хной, турок в красных фесках, черкесов и в их одеяниях, татар в их ермолках и пестрых халатах, нахмуренные лица лезгин, с их воинственными и стройными фигурами, ловких армян, заполнивших Тифлис, красавцев грузин с их тонкими талиями пламенными глазами, - живой калейдоскоп, от которого невозможно было оторвать глаз. Здесь, мылись, брились, одевались и раздевались, как у себя в спальне на этом родном для всех гостеприимном базаре. На каждом шагу встречались персидские кухни, в которых, в основном, все было чисто, вкусно и дешево. В них готовили кебаб, хаши, жарили шашлык, варили плов, сацеви, хихиртму, ежеминутно готовили свежие лаваши, потребляемые толпой в больших количествах. Духаны были наполнены различных размеров бурдюками дешевого вина для пестрой базарной толпы. На армянском базаре можно было увидеть мушей, замечательно описанных практически каждым из туристов, - носильщиков, обладавших огромной силой, таскавших на спинах огромные предметы, как, например, комоды, наполненные домашним скарбом, получая за это мизерное вознаграждение. Муши, по заверению современников, славились своей честностью, и европейский турист мог без опасения доверить им свой багаж.

Армянский базар служил вместе с тем многолюднейшей из тифлисских улиц, по которой с утра и до поздней ночи происходило беспрерывное движение и пешком, и верхом, и в экипажах; где иногда по получасу не могли разъехаться арбы с круторогими буйволами и немилосердно колотящими их восточными возницами, и где сразу появлялся полицейский в кителе и с палкой, которая колотила не буйвола, а возницу, который принимал удары совершенно покорно.

К вечеру, по наблюдениям, вся эта оглушительная возня стихала, но не совсем: более деликатные зажигали в своих лавках фонари, другие освещали их просто сальными свечами, вставляя их в кучу лобии или изюма, продолжая криком зазывать к себе покупателей. Для полной характеристики базара, следует отметить, что независимо от всей суматохи, свойственной любому торговому пункту того времени, на нем зачастую разыгрывались борьба, импровизированные кулачные бои и другие игрища, устраиваемые мальчишками прямо на тротуарах. Но и взрослые ни мало не заботились о публике, выставляя на середину тротуара жаровни, преграждая путь ящиками, тюками и т.д. Но неудобства этим не ограничивались, они существовали даже в воздухе: холщовые навесы для ограждения товаров с оборванными грязными краями спускались настолько низко, что задевали головы прохожих, затрудняя проход по тротуару.

Армянский базар служил как бы переходной ступенью о европейской части города в чисто азиатскую: татарский майдан и шайтан-базар. Располагавшиеся ещё далее, почти на самом берегу Куры. Это были уже типичные азиатские рынки, и обстоятельное знакомство с ними, несомненно, представляло большой интерес для всякого туриста.