Смекни!
smekni.com

Тифлис как туристический центр (кон. XIX–нач. XX вв.) (стр. 5 из 6)

Музей, по мнению посетителей, мог бы составить украшение любой европейской столицы того времени. Он помещался в удобном и красивом здании на видном месте. Маленький дворик был украшен мраморным бюстом Берже – ученому-археологу, неутомимому исследователю Кавказа. В садике находились громоздкие памятники древней истории Кавказа, каменные истуканы, плиты и т. п. Находились здесь и туземцы гор и лесов, громадные орлы, кондоры, грифы и др. Сам музей представлял собой два яруса светлых обширных зал, со вкусом декорированных в грузинском стиле; потолки были расписаны пестрыми узорами персидских ковров, на полу и на стенах находились настоящие ковры. Парадная лестница была расписана превосходными фресками. Даже просто пройтись по этим залам было большим удовольствием для туриста. И, конечно, здесь находилась масса естественноисторического материала, наполнявшего шкафы и витрины.

Музей заключал в себе следующие отделы: геологический, ботанический, этнографический и археологический. Особенным богатством отличался зоологический отдел, преимущественно его орнитологическая часть. Подробный обзор выставленных предметов имелся в путеводителе, составленном директором, но этот путеводитель зачастую вводил в заблуждение осматривавшего музей (путеводитель продавался у входа за 30 коп.). Представители науки, однако, не совсем одобрительно отзывались о научной стороне музея, а публика не могла многому в нем научиться в виду принятой в музее системы обозначения всех названий на латыни без соответствующего перевода на русский язык.

Музей был открыт по вторникам, пятницам и средам с 10 утра до 15 часов, плата за вход составляла 20 коп.

Третий музей, который стоило посетить в Тифлисе, находился в конце Михайловской улицы, в описанном выше саду Муштаид. Это Шелководственный музей и станция, учрежденные в 1887 году, для ознакомления с шелководческой промышленностью в крае и поднятия её уровня. В 1889 г. была открыта чревоводня, а затем лаборатория, музей, библиотека и проч. В музее было собрано все относящееся к разведению шелка, имевшее тот или иной интерес. Кроме шелководства, станция занималась пчеловодством и рыболовством. При ней были учреждены практические и теоретические курсы для учителей народных школ.

Главное здание станции находилось почти при самом входе в сад и представляло собой красивый двухэтажный корпус в русском стиле. В этом здании сосредотачивались все помещения административного характера, многочисленные лаборатории, библиотека с читальней, аудитория и сам музей станции. Все коллекции музея заключали в себе более 18 тысяч предметов, распределенных по отделам естественной истории и патологии червя; по выкормке, гренажу и замариванию коконов; по размотке и обработке шелка; по тутоводству и пчеловодству. Помимо этого в музее также были собраны богатые коллекции шелка, тканей и различных изделий из шелка; многочисленные модели пособий для наиболее рационального ведения операций. Указания и способы работы на станках любезно демонстрировались мастерами в часы обычных работ. Для распространения знаний по шелководству и пчеловодству на станции весь год проводилось бесплатное практическое обучение; летом читались курсы. Существовало, однако мнение, что это казенное дело казалось рассчитанным на его внешнюю представительность, а широкие затраты представлялись не соответствующим той пользе, которую оно в состоянии было принести.

Станция с охватывавшей ее богатейшей растительностью Муштаида заслуживали подробного осмотра любого туриста. Обозрение было доступно каждый день, за исключением праздничных с 9 до 15 часов.

3.4 Библиотека и театры Тифлиса

Тифлисская Публичная библиотека также представляла собой одну из достопримечательностей города. Она была основана в 1846 г. при кн. М.С. Воронцове и заключала в себе до 30 тысяч томов, содержавших информацию по большей части о Кавказе и близлежащих странах. Она была одной из богатейших библиотек Азии того времени. В фундамент книжных богатств библиотеки легли, главным образом, книги из знаменитой когда-то библиотеки князей Никиты и Александра Меншиковых, принесенных в дар генерал-адъютантом кн. В.А. Меншиковым. Затем следовали весьма ценные пожертвования Кавказского Горного управления и Кавказского Статистического комитета.

Пользование библиотекой было затруднено неудобным временем (между 12 и 18 часами), когда вся интеллигенция Тифлиса находилась на службе в различных учреждениях; по праздникам и в вечерние часы библиотека была закрыта. Публичная библиотека помещалась напротив дворца Главнокомандующего в казенном доме, симметрично Кавказскому естественно-историческому музею.

Сверх указанных достопримечательностей приезжие обычно посещали дом, в котором жил Пушкин в 1829 г., помещавшийся на Пушкинской улице напротив заднего крыльца караван-сарая Тамамшевых. Это был старый двухэтажный дом с мраморной доской с надписью: "Александр Сергеевич Пушкин жил в этом доме в 1829 году".

Из увеселительных мест Тифлиса конца XIX - начала XX вв. можно выделить театр.

Начало театральных представлений на русском языке в Тифлисе относится ко времени наместничества на Кавказе генерала Нейдгарта в 1844 г. Первый тифлисский антрепренер был отставной губернский секретарь Г.П. Яценко. Театр помещался в частном доме и был до крайности плох. С приездом на Кавказ наместником Воронцова был организован театр в здании казенного манежа; начались работы по его устройству и организации. Казенный театр располагался на Головинском проспекте и был открыт в 1896 г. при Главнокомандующем генерал-адъютанте С.А Шереметеве. Роскошное здание театра в мавританском стиле поражало гармоничным сочетанием грандиозности с общей легкостью всей постройки. Весь передний фасад здания был украшен скульптурной орнаментацией в том же стиле; художественность рисунка и тонкость техники в исполнении самых мельчайших деталей орнаментов – не оставляли, по сведениям, желать лучшего. Внутренняя отделка вестибюля, зрительного зала и всех остальных помещений были исполнены с не меньшей художественностью, красотой и выдержанностью общего стиля.

Так как казенный театр существовал благодаря постоянным казенным субсидиям, его назвали казенным. Театр сдавался частным антрепренерам на определенных условиях, и в нем ставились оперы и драмы. Труппы большей частью бывали вполне удовлетворительными, и некоторые из тифлисских артистов попадали на императорские сцены. Стоимость самых дорогих лож в театре на оперу составляла 13 руб., драму – 11 руб., стулья первых рядов – 1, 10 руб. и 1, 20 руб., места же в галерее – 47 и 37 коп.

Помимо Казенного театра в Тифлисе существовал Театр грузинского дворянства (театр Дворянского Земельного банка) на Дворцовой улице, где иногда играли местные труппы; и Театр тифлисского Артистического общества.

Кроме театров в Тифлисе существовало постоянное помещение для цирка в конце Головинского проспекта. Постоянной труппы в цирке не было, но почти каждую зиму давала представления труппа Никитина. В остальное время в цирке иногда давали представления заезжие фокусники и концерты хоров.

Глава 4. Памятники древностей Тифлиса

Памятников глубокой старины в Тифлисе находилось не столь много, как это можно было бы ожидать по его 1500-летнему существованию. Причина этому лежала как в тех многочисленных разрушениях, которым он подвергался в течение своего существования, так и в том, что при этом все перенесенные Тифлисом нападения неприятелей носили характер фанатичной религиозной борьбы. Каждый из неприятелей старательно уничтожал все, что оставалось от предыдущих времен касательно политической и религиозной обособленности страны.

Достопримечательности Тифлиса сводились по преимуществу к соборам и церквям. Здесь будут указаны наиболее важные из них.

Из храмов прежде всего необходимо остановиться на Сионском соборе, лежавшем в азиатской части города на улице с тем же названием. Этот собор ко времени своего основания относился ко времени основания самого Тифлиса. Собор был одной из важнейших святынь Грузии и, вместе с ним, кафедрой архиепископа-экзарха. Первое основание ему было положено в V веке Вахтангом I Гургасланом, который основали Тифлис; однако постройка была окончена лишь в VII веке на средства некоей вдовы. С тех пор храм много раз подвергался разорениям и разрушениям. Храмовая живопись XIX в. принадлежала кисти князя Г.Г. Гагарина (1850 г.), в 1884 она была реставрирована, и в храме был сделан пол из мраморных плит.

Своим внешним видом собор решительно не выделялся среди других построек азиатской части города. Восьмиугольная башня шатром, заостренная кверху, с высокими окнами. Внутри это был византийский собор с обычным сводом купола и широкими парусами пилястров, расписанный сплошной пестрой живописью. Но Византия тут уже заметно перемешалась с Персией, игравшей долгую и важную роль в жизни Тифлиса. Мавританские арабески, мавританские вырезы арок сообщили несколько восточный характер византийскому стилю собора; оригинальнее всего выглядели изящные арки иконостаса. Своды, арки, амбразуры окон, пилястры, – все горело золотом, ярко расписанным оригинальными разноцветными узорами. По поясу купола славянской вязью был написан текст из Евангелие.