Из числа редкостей Сионского собора особенного внимания посетителей заслуживал крест св. Нины (просветительницы Грузии) – крест из толстой виноградной лозы, перевязанной. По преданию, волосами св. Нины. Сначала крест находился в Мцхетском соборе, но в последствии, в силу исторических неурядиц, постоянно переходил из рук в руки. В города Армении и Грузии, пока не был завезен в Россию, откуда, при присоединении Грузии, рескриптом Александра I был передан на хранение Сионскому собору.
Помимо креста св. Нины в Сионском соборе хранились некоторые другие святыни и исторические редкости, например, икона Сионской богоматери в серебряно-вызолоченной раме, с короной, вся осыпанная драгоценными камнями. Она была пожертвована собору сыном царя Вахтанга VI в 1762 г. и заменяла собой древнюю храмовую икону, пропавшую в XVIII в. В соборе также хранилась весьма древняя ниноцминдская икона, несколько великолепных митр древних епископств и т. п. Кроме первых строителей храма в нем было похоронено много других лиц, в том числе князь Д.П. Цицианов – один из первых главнокомандующих Кавказа, генерал Лазарев и много других лиц из дома князей Орбелиани. В 1894 г. было высказано предложение очистить местность вокруг собора от бедных и жалких построек, стеснивших храм со всех сторон, от чего он, конечно, много выигрывал.
Другой уцелевший древний храм Тифлиса – Анчихатский во имя рождества Пресвятой Богородицы на Анчисхатской улице в старой части города. Храм был основан в конце XVII в. католикосом Дементием (здесь жили католикосы, приезжавшие из Мцхета, и эта церковь служила им подворьем). Свое название Анчисхатская церковь получила от древнейшей иконы с изображением Христа, вывезенной из села Анчи. Царица Тамара украсила ее серебряной ризой и драгоценными камнями. Киот этой иконы был сплошь покрыт изображениями праздников, каждый праздник был окаймлен характерным орнаментом, от которого веяло глубокой грузинской стариной. Стиль архитектуры церкви был древнегрузинским.
Метехская церковь была основана в V в., находилась в крепости Метехи, служившей в XIX в. тюрьмой, в предместье Авлабар. Метехская церковь была первоначально и придворным храмом, и подворьем католикосов. Ее купол, хотя и имел характер древнего зодчества, был сделан позднее. С 1661 г. в церкви был сделан пороховой магазин, но при Ираклие в XVIII в. была возобновлена и украшена. В 1795 г. церковь была разрушена войсками персидского шаха, в особенности пострадала внутренняя отделка. Возобновлением занялся Георгий XII, а затем ремонт был воспроизведен в 70-х гг. XIX в. В приделе церкви находилась могила св. Шушаники, замученной в 458 году за веру ее мужем, изменившим христианству. Храмовая икона пропала в 1795 г. и была заменена новой, присланной из Петербурга.
Церковь св. Давида также принадлежала к числу величайших святынь грузинского народа, она возвышалась над Тифлисом над Мтацминдской горе. Церковь служила предметом особого поклонения грузинского народа. С ее именем и постройкой была связана память о св. Давиде, в котором грузины видели устраняющего женское бесплодие, великого пророка. Причина той силы религиозных чувств, которые из поколения в поколение хранил грузинский народ к этому памятнику, заключалась не в преклонении церковной массы перед жизнью святого человека, не в древности памятника и не в живительной силе воды, бившей из скалы Мта-Цминдской горы; причина лежала в духовной психике. С историей возникновения храма было связано воспоминание о несправедливости, совершенной когда-то святому, и как искупление греха предков. В их потомках явилось то глубокое религиозное чувство преклонения, мольбы о прощении, которое они обнаруживали, став лицом к лицу к памятнику невинной жертве – церковью св. Давида. После запустения, наступившего в 1617 г. после разорения войск персидского шаха, храм был капитально отреставрирован в 1809 г. В день праздника Мта-Цминда, приходившейся в первый четверг после Пасхи, сюда стекалась масса богомольцев для поклонения святыни.
В церкви, как отмечалось, особенно интересны были стены, подпиравшие скалистый сырец горы, с пробитыми в них переходами и окошечками. С таинственным подземным бассейном священного ключа. Источник воды, освежавший и целительный, лежал в основе исстари чтимой святыни. Грузинки, приложившись к иконе, обходили церковь три раза; бездетные женщины пили воду из источника, веря в его оплодотворяющую силу. Северная сторона храма, куда спешили женщины после молитвы, вся была усеяна мелкими камешками, довольно крепко приставшими ней. Приставший к стене камешек означал исполнение желания.
Но помимо религиозного значения церковь св. Давида должна была быть отмечена как место погребения великого русского писателя – А.С. Грибоедова. У церкви имелся искусственный грот, в котором находилось три памятника. Средний из них состоял из черного мраморного пьедестала с бронзовым крестом на нем, к подножию которого склонилась фигура плачущей женщины. На пьедестале под барельефом, изображавшим голову писателя, находилась надпись с именем, датой рождения и убийства. Кроме этого памятника в гроте находилось два других: под одним была похоронена Нина Александровна (урожденная Чавчавадзе), поставившая памятник Грибоедову; а под другим – племянница Грибоедова.
Тесный дворик храма был полон могильными камнями и гробницами с разными громкими именами. Местная благочестивая знать исстари дорожила этим привилегированным местом погребения и не жалела на это средств. Вид на Тифлис с узкой террасы церкви был единственным в своем роде; отсюда город можно было изучать как по огромной карте.
Подняться к церкви можно было вверх от Давидовской площади, откуда прямо к церкви вилась в гору пешеходная тропа. Подъем был довольно крут, но путеводители уверяли, что небольшой отдых на каждом повороте тропы и красота открывавшихся видов снимали усталость, давая желание подниматься всё выше.
Следует отметить также такие тифлисские храмы как Квашетунская церковь св. Георгия, Калоубанская церковь св. Георгия, Дедубийская церковь во имя Богоматери, а также древнюю армянскую церковь – Ванский собор, построенный в конце VI в. Он находился близ старого города и служил кафедрой для армянских архиепископов. Предание приписывало основание собора турецкому паше, принявшему христианство. В храме была похоронена супруга царевича Александра, царевна Мария Грузинская; в ограде церкви – генералы Тер-Гукасов (один из лучших воинов Кавказской войны), Лазаерв и др. Колокольня собора была покрыта голубыми изразцами, имела сквозную головенку на вершине. Сам собор производил на туриста приятное и характерное впечатление храма. Внутри храм имел три алтаря. Бесконечно долго можно было любоваться армянским собором, по словам туристов.
Из храмов же конца XIX в. нужно указать армейский собор в Александровском саду, заложенный в 1848 г. и прекрасный собор рядом с дворцов Главнокомандующего, обещавший быть одним из украшений Тифлиса. Он был заложен в 1871 г. императором Александром II в память Кавказской войны; постройка была начата в 1888 г. после посещения Тифлиса Александром III.
Эти храмы наиболее часто встречаются в воспоминаниях посетителей и в описаниях путеводителей.
Заключение
Таким образом, рассмотрев положение г. Тифлиса в период конца XIX - начала XX вв., можно заключить, что этот старейший город, являясь административным и экономическим центром Кавказа, был, помимо этого, и туристическим центром, о чем свидетельствовало наличие путеводителей и воспоминания путешественников.
В Тифлисе имелись современные гостиницы, экипажи, рестораны; турист мог посетить хорошие европейские магазины, прогуляться по широким проспектам, оценить архитектуру площадей и улиц, насладиться красотой и зеленью тифлисских садов.
Интересные музеи, привлекавшие посетителей своими коллекциями и оформлением, публичная библиотека, театры и памятники могли заполнить культурный досуг приезжего.
И, конечно, важнейшим фактором, влекущим туристов в сердце Кавказа конца XIX века, являлся восточный дух города, его местный азиатский колорит, что обеспечивалось естественным разделением города на старую (азиатскую) и новую (европейскую) части.
Знаменитые тифлисские серные бани, никого не оставлявшие равнодушным принимали туристов, оставивших яркие описания; базары и караван-сараи – неотъемлемую черту востока можно было посетить в Тифлисе.
Вследствие своей многовековой истории город оставил для обозрения и посещения соборы и храмы с их историей, святынями и драгоценностями, чтимыми грузинами и армянами, восхищавших российских туристов.
Тифлис имел возможность принимать туристов, обеспечивая условия для культурного и рекреационного отдыха, привлекая своей историей и особенностями традиций и обычаев края, своим неповторимым колоритом.
Список использованной литературы
Источники:
Леклерк Ж.Ж. Поездка на Арарат // Русское богатство. 1892. №11.
Марков Е.Л. Очерки Кавказа. СПб, М. 1887.
Марков Е.Л. Россия в Средней Азии. Т 1. СПб. 1901.
Мордовцев Д.Л. Восхождение на гору Арарат. СПб. 1908.
Пребывание шаха Наср-Эддина в России. СПб. 1889.
Сидоров В.М. По России. Ч 2. Кавказ. СПб. 1897.
Святловский В.В. В Азии // Русское обозрение. 1893. Т 22. №1.
Юшков Н.Ф. Путевые очерки и картины. Пенза. 1878.
Путеводители:
Археологический путеводитель по Тифлису. Тифлис. 1881.
Карманный полный путеводитель по г. Тифлису. Тифлис. 1889.
Путеводитель по Тифлису. Тифлис. 1896.
Лебедев А.А. Путеводитель по городу Тифлису. Тифлис. 1904.
Тифлис и его окрестности. Тифлис. 1890.
Литература:
Андреев А.П. От Владикавказа до Тифлиса. Тифлис. 1895.
Баркадзе Д.З. и Берзенов Н.Г. Тифлис в историческом и этнографическом отношениях. СПб. 1870.
Шамраевский П.Ф. Тифлис и его достопримечательности. Тифлис. 1907.
Краткий исторический очерк города Тифлиса. Тифлис. 1880.