При отсутствии у правительства четкой программы развития туристического дела и должного контроля за развитием зон туризма и при существовавшей в административном аппарате коррупции выделенные под строительство отелей земельные участки нередко попадали в руки спекулянтов, которые вкладывали средства не в туристические объекты, а в строительство жилых домов, что являлось весьма прибыльным делом. Иные предприниматели, получившие разрешения на строительство гостиниц, дробили полученную землю на более мелкие участки для перепродажи их по спекулятивным ценам лицам, имевшим достаточный капитал для приобретения земельной собственности в престижных районах. В то же время, кто действительно хотел вложить средства в развитие туризма, но зачастую не имел достаточно средств, вынужден был откладывать строительство базовой инфраструктуры до лучших времен в поисках подходящих иностранных партнеров, способных завершить строительство. Однако инвесторы из Италии, Испании, стран Залива отказывались участвовать в реализации предложенных проектов именно из-за отсутствия базовой инфраструктуры и непредсказуемости своих потенциальных местных партнеров.
Изрядное число земельных участков, входивших в зоны туристического развития, пришло в плачевное состояние из-за бесконтрольной и беспорядочной застройки жилья вблизи или вообще на участках, выделенных под строительство туробъектов. Часть пляжей в прибрежных районах была безнадежно испорчена многочисленными строительными фирмами, добывавшими здесь песок.
Для того, чтобы воплотить в жизнь намерения правительства по развитию туризма, региональные власти в конце 90-х годов объявили о начале реализации так называемого «голубого плана» в рамках создания уже упоминавшихся выше зон туристического развития на Средиземноморском побережье. Была предпринята широкая информационно-рекламная кампания по привлечению инвесторов для создания туристической инфраструктуры на побережье. Однако два года спустя после начала кампании усилия местных властей постепенно сошли на нет и вся затея фактически провалилась.
По сравнению с процветающим туристическим бизнесом в Тунисе или Марокко, которые обладают развитой туристической инфраструктурой и опытными кадрами, ведут активную рекламную кампанию и могут предложить иностранным гостям поездки на любой вкус и для любого кошелька, туризм в Алжире в середине 90-х годов переживал значительные трудности не только из-за сложной внутренней обстановки, но и из-за недостаточного внимания властей.
Многие комплексы, гостиницы и другие объекты находились в состоянии упадка. Число приемлемых отелей оказалось недостаточным даже для тех туристов, которые все же рискнули посетить страну, а обслуживание в них зачастую не отвечало требованиям современного туристического бизнеса. К тому же в нем не хватало опытных кадров в сфере управления и маркетинга. В 2000 г. в Алжире насчитывалось лишь 5 пятизвездочных отелей по сравнению с 76 отелями такого класса в Тунисе и Марокко, вместе взятыми. Алжир располагал всего 15 четырехзвездочными отелями против 245 таких же отелей в Тунисе и Марокко6.
К середине 90-х годов в гостиницах Алжира насчитывалось 57290 мест. По своему предназначению гостиничный фонд подразделялся таким образом: на бальнеологические курорты и курорты термальных вод приходилось 22986 гостиничных коек, на гостиницы городского туризма – 27874 места, на сахарский туризм – 5146 мест, на климатический туризм – 1234 места7.
Наибольшим числом спальных мест располагали трехзвездочные отели (1-е место) и гостиницы самой последней, 6-й категории (2-е место). В соответствии с классом предоставляемых услуг отели распределялись следующим образом: отели категории 5* (люкс), «Хилтон» и «Софитель» в г. Алжире – 1606 мест, другие отели 5* – 3810 мест, отели 4* – 3257 мест, отели 3* – 21653 места, отели 2* – 6475 мест, отели 1* – 2766 мест и гостиницы 6-й категории – 18923 места8.
Несмотря на сложную политическую обстановку внутри страны, правительство в последние годы усилило свое внимание к туристическому сектору, стремясь оживить его деятельность. Для того, чтобы взять под контроль уже существующие зоны туризма, наладить работу гостиничных комплексов и привести их в соответствие с мировыми стандартами, в туристической сфере было создано специальное Национальное агентство по развитию туризма. Однако впоследствии, к сожалению, оно не проявило должного внимания и активности, чтобы перебороть негативную тенденцию, и ему не удалось сдвинуть дело развития туристического бизнеса с мертвой точки. Как считают алжирские специалисты, власти стремились лишь исправить допущенные ранее ошибки, не заботясь о том, чтобы выработать четкую стратегическую линию, отвечающую современным требованиям развития туристического бизнеса в условиях рыночных отношений с учетом осуществляемых в стране экономических реформ. Пока что дело ограничилось тем, что власти запретили на территории «зон» какие бы то ни было сделки с недвижимостью.
К началу века в Алжире насчитывалось 174 зоны развития туризма. Правительство предполагает ускорить строительство в них объектов базовой инфраструктуры, включая, в первую очередь, строительство водопроводной и очистной систем. В связи с этим власти стремятся найти заинтересованных инвесторов в стране или за рубежом, с тем чтобы распределить между ними земельные участки за умеренную плату.
В надежде поднять резко упавшие за последние годы доходы от туризма власти стремятся повысить качество обслуживания иностранных гостей, расширить строительство новых гостиничных комплексов, отвечающих международным стандартам. К слову, доходы от туризма в Алжире сократились с 75 млн. долл. в 1992 г. до всего лишь 6 млн. долл. в 1997 г., при этом доходы, полученные в 1992 г., составили только 23% от доходов 1972 г. К концу 90-х годов положение еще более ухудшилось, о чем свидетельствуют статистические данные: в 1997 г. иностранные поступления от туризма составили лишь 1,6% от суммы поступлений 1972 г.9 Для иллюстрации отставания туристического сектора Алжира по сравнению с некоторыми другими странами Средиземноморья можно, например, отметить, что доходы этой отрасли в Алжире составляют только 0,03% от величины доходов туриндустрии в Испании и 0,4% от доходов этой отрасли в Тунисе10.
Решение проблем туристического сектора в Алжире власти видят в приватизации как составной части реформы по трансформации экономических структур. В рамках реформирования сферы туризма была подвергнута децентрализации Национальная компания по туризму, которая отныне утратила контроль над управлением гостиничным хозяйством, а многочисленные туристические центры и отели стали автономными единицами, хотя по-прежнему принадлежали государству.
После длительных раздумий и переговоров с крупными компаниями относительно возможности введения в некоторых комплексах и гостиницах иностранного управления с целью повышения качества обслуживания было принято решение подписать контракты с иностранными фирмами по управлению некоторыми гостиницами. Первой ласточкой в этом деле стала гостиница «Софитель». Гостиничный комплекс «Хилтон» также является совместным предприятием южнокорейской компании «Дэу» и местной «Сафекс», занимающейся экспортом и организацией торговых ярмарок в стране. Создание совместных предприятий в гостиничном деле рассматривается в качестве основного направления в планах по развитию крупных туристических комплексов. В осуществлении более мелких проектов лидирующая роль сохраняется за национальным частным сектором.
Заинтересованность в алжирском рынке, проявленная такими крупными компаниями, как «Аккор», «Шератон», «Сафир», побудила алжирские власти ускорить процесс приватизации в туристическом секторе. К тому же на этом также настаивали МВФ и другие западные кредиторы.
Сразу же после принятия закона о приватизации в 1995 г. правительство объявило о продаже 5 принадлежавших государству отелей. В принятом в 1999 г. декрете среди 89 госкомпаний, подлежавших приватизации, были выставлены на продажу и отели. Всего же программа первого этапа приватизации затрагивала 20 гостиниц. С сожалением, однако, приходится признать, что процесс приватизации в Алжире, включая и объекты туристической индустрии, столкнулся с многочисленными трудностями различного характера, включая и глухое сопротивление части представителей правящей элиты.
Из-за отсутствия должного контроля и коррупции в госаппарате некоторые объекты туризма оказались в руках лиц, которые использовали их не по прямому назначению, а в конъюнктурных целях, для извлечения быстрой прибыли. Министерство по делам туризма, курирующее процесс приватизации в отрасли и предлагающее к продаже туристические объекты, видит причины пробуксовки приватизации и ее ошибки преимущественно в самой ее организации. По мнению чиновников министерства, одна из причин задержки и неудач приватизации кроется в недостатках финансового аудита и оценке предлагаемых к продаже объектов, а также давлении со стороны профсоюзов, представляющих интересы тружеников гостиничного хозяйства и выступающих против массовых увольнений работников и передачи гостиниц частным владельцам. Профсоюзы выступают против объявления торгов и банкротства убыточных предприятий, за продажу акций самим работникам гостиничных комплексов. В некоторых случаях дело доходило до прямого противостояния между профсоюзом и властными структурами. Так, в январе 1998 г. после объявления о продаже нескольких принадлежавших государству отелей профсоюз работников туризма и гостиничного хозяйства пригрозил вообще сжечь один из отелей в знак протеста против банкротства предприятия и продажи государственных активов11.
Для создания туристического сектора, способного конкурировать на международной арене, нужна политическая воля и ясная, последовательно проводимая программа развития туризма, крупные финансовые вложения, которые государство сможет обеспечить, если цены на нефть будут держаться на достаточно высоком уровне. При этом следует учитывать, что в Алжире существует и ряд других проблем, требующих безотлагательного решения, среди которых: высокий уровень безработицы, острая нехватка современного жилья, низкий жизненный уровень населения, проблемы в области здравоохранения и образования. В данном контексте развитие туристического сектора не является на нынешнем этапе для алжирских властей первоочередной задачей. Для решения всех этих проблем необходимо привлечь стабильный приток инвестиций как внутренних, так и из-за рубежа. Несмотря на определенный интерес к алжирским проектам со стороны известных иностранных компаний, иностранные инвесторы пока не проявляют желаемой активности на алжирском рынке туристических услуг. Причина в недостаточной внутренней стабильности в стране, несмотря на принятый закон о гражданском согласии и проводимую правительством политику примирения. Многие иностранные инвесторы не хотят рисковать, не говоря уже о простых туристах. Учитывая эти обстоятельства, можно предположить, что процесс укрепления и модернизации туристического сектора Алжира будет сложным и займет достаточно длительное время.
туристический алжир
Список литературы
1. Middle East Economic Digest (MEED) L. 18.02.2000, с. 26.
2. MEED, 08.06.2001, с. 16.
3. MEED, 18.02.2000, с. 26; 08.06.2001, с. 16.
4. The North Africa Journal, Boston, June 2000, с. 18.
5. MEED, 21.01.2000, с. 14, 16.
6. The North Africa Journal, Boston, June 2000, с. 18.
7. Algeria. Guide des indicateurs économiques et sociaux. 1994–1997, с. 59.
8. The North Africa Journal, Boston, June 2000, с. 19.
9. The Middle East and North Africa. L. 2000, с. 320.