Так, в тренировочном процессе спортсмены высокой квалификации поддерживают заданный темп и ритм стрельбы в пределах 35 - 45 секунд, сохраняя при этом результативность стрельбы на уровне 80 - 90%.
Однако, как только спортсмены начинают выступать в официальных соревнованиях, особенно высокого ранга, время пребывания на огневых рубежах резко возрастает, нередко до 55 - 60 и более секунд, при этом результативность попаданий снижается.
Этот факт подтверждает ту особенность, что темп и ритм стрельбы, присущий лучшим биатлонистам мира, формируется длительно. При всей вероятности его необходимо совершенствовать с юношеского возраста. Формирование же его в более зрелом возрасте не приносит желаемого эффекта в увеличении результативности попаданий и более того, в соревновательных условиях он разрушается [14].
Ю.С. Пядухов и С.К. Фомин (1981) считают, что спортсмены-биатлонисты, выдерживающие оптимальный ритм стрельбы, достигают более высокого результата. Они заметили, что в процессе гонки не все спортсмены выдерживают оптимальный ритм стрельбы на четырех огневых рубежах. Ритм стрельбы более стабильный у спортсменов высокой квалификации [24].
Из своих исследований Ю.С. Пядухов и С.К. Фомин (1981) заключили, что оптимальным ритмом стрельбы следует считать стрельбу, производимою в пределах 3 - 7 с; одним из резервов сокращения времени на ведение стрельбы в целом будет сокращение этого времени от момента закрытия затвора до производства первого выстрела; формирование оптимального ритма стрельбы в процессе стрелковой подготовки биатлонистов должно осуществляться систематически на всех этапах годичного цикла [24].
В свою очередь В.Г. Афанасьев, В.И. Акимов, С.Б. Власов (1985) полагают, что умышленное сокращение времени пребывания на огневом рубеже и чрезмерное увеличение его отрицательно влияет на качество стрельбы и общую результативность. Наиболее эффективным является время 40 - 45 с из положения лежа и 35 - 40 с при стрельбе из положения стоя [2].
Деятельность на огневом рубеже, как отмечает В.В. Тихонов и М.И. Шикунов (1986), складывается из времени на подготовку к стрельбе (Iфаза); на производство пяти выстрелов (IIфаза); ухода с огневого рубежа (IIIфаза).
Результативность стрельбы – один из факторов, определяющих эффективность действий биатлонистов. Авторами установлены следующие показатели: время подготовки к первому выстрелу из положения лежа – 27 - 30 с, из положения стоя – 24 - 26 с; время между выстрелами – лежа – 4,9 - 5,1 с, стоя – 4,6 - 4,8 с; общее время, затраченное на стрельбу лежа – 47 - 50 с, стоя – 43 - 45 с [32].
В. Уткин, М. Шикунов, С. Сейранов (1984) выявили, что биатлонисты высокой квалификации затрачивают на изготовку к стрельбе из положения лежа 18 - 25 с, стоя 15 - 16 с и серию из пяти выстрелов проводят за 40±5 с. Несколько лет назад, как утверждают авторы, в биатлоне делались попытки предельно увеличить скорострельность стрельбы до 3 с. Однако практика показала, что при такой сверхскоростной стрельбе надежность результата невысока, поскольку в столь ограниченное время трудно осуществлять коррекцию прицеливания. Но, в то же время, прицеливание не должно быть и чересчур длительным. Поэтому, как считают В. Уткин, М. Шикунов, С. Сейранов (1984) оптимальным временным интервалом между выстрелами считается 4 - 6 с. Объяснить это можно тем, что неподвижно фиксируемое изображение на сетчатке глаза может отчетливо восприниматься только короткое время (6 - 8 с). Кроме того, целесообразность выполнения выстрелов в указанном интервале времени оправдана и рефлекторным снижением частоты пульса в момент задержки дыхания [33].
В.Ф. Григорян (1982) отмечает, что оптимальное время, затраченное на изготовку к стрельбе – 16 - 30 с; время на выполнение пяти выстрелов – 25 - 50 с; время на отдельные выстрелы – 4 - 10 с. Также автор считает, что повышение роста спортивно-технического результата у биатлонистов во многом будет зависеть от скорости подхода к линии огня и сокращения времени выполнения технических действий на огневом рубеже, доведя его до 35 - 40 с [6].
В свою очередь Н.С. Загурский, А.Н. Степнов, А.Г. Одиноков (1990) исследованиями, проведенными в биатлоне, показали, что динамика роста спортивных достижений обусловлена прежде всего тремя факторами: 1) улучшением результатов в лыжной гонке; 2) повышением скорострельности и уменьшением времени пребывания на огневом рубеже; 3) высокой точностью стрельбы. Методом педагогических наблюдений они определили модельные характеристики соревновательной деятельности биатлонисток.
Такие показатели, как изготовка для стрельбы из положения лежа – 19±1 с, стоя – 18±1 с; скорострельность лежа – 18±1 с, стоя – 17±1 с; время пребывания на огневом рубеже 2 мин. 35 с±0,1 мин. [9]
К.С. Дунаев, В.Ф. Громыко (1985), анализируя результаты крупнейших соревнований, установили, что для достижения высоких спортивно-технических результатов в биатлоне, необходимо иметь следующий вровень результатов в стрельбе на длинных дистанциях: время нахождения на огневых рубежах лежа – 40 - 45 с, стоя – 35 - 40 с; скорострельность стрельбы – 18 - 20 с.
Показатели скорострельности стрельбы, как утверждают К.С. Дунаев и В.Ф. Громыко (1985), должны оставаться одними и теми же на всех соревновательных дисциплинах потому, что навык, приобретенный в тренировочных занятиях и соревнованиях в стрельбе, ее ритм должны быть постоянными и неизменными. Только в результате этого может быть стабильной стрельба на соревнованиях различного масштаба [8].
1.3 Тактика прохождения огневого рубежа в спринтерской гонке
В спринтерской гонке значение гоночного компонента значительно выше, стрелкового. Решающее значение для окончательного распределения мест имеет скорость передвижения на втором и третьем круге и штраф при стрельбе стоя [8].
Тактические действия биатлониста на огневых рубежах в соревновательных условиях должны быть соразмерны степени его подготовленности [19].
Биатлонистам при построении тактического плана ведения соревновательной борьбы приходится искать такую взаимосвязь между компонентами биатлона, которая позволила бы им при высокой скорости гонки вести меткую стрельбу. Тактические действия спортсменов в процессе соревнований по биатлону имеют подчас решающее значение. С помощью наблюдений и специальных исследований установлено, что интенсивность ведения гонки на дистанции – фактор, определяющий влияние гонки на результаты стрельбы.
Снижение интенсивности движения положительно сказывается на результатах стрельбы у менее квалифицированных спортсменов.
Длину отрезка перед рубежом следует определять в зависимости от уровня тренированности спортсменов [18, 19].
Тактика биатлониста на огневом рубеже складывается из технически правильного подхода к огневому рубежу, изготовки к стрельбе, стрельбы и ухода с рубежа после стрельбы.
Успешное выступление зависит от сокращения времени пребывания на огневых рубежах. Исследованиями установлено, что многие биатлонисты при относительно одинаковых показателях подготовленности в гонке и стрельбе выигрывают на соревнованиях у своих соперников за счет этого компонента. Это время складывается из изготовки к стрельбе, стрельбы и ухода с огневого рубежа после стрельбы. Многие биатлонисты сокращают время пребывания на рубеже за счет высокого темпа стрельбы, уделяя больше времени изготовке.
Такой тактический вариант весьма приемлем, так как более тщательная подготовка способствует лучшей восстанавливаемости организма спортсмена, а высокий темп стрельбы, выработанный на тренировках, не лишает ее меткости. Изготовка к стрельбе должна производиться быстро, без лишних движений, в строгой последовательности. Не следует из-за экономии времени пренебрегать неудобствами в изготовке, вызванными большим скоплением участников на рубеже или неровности рубежа [19].
Изготовка к стрельбе должна производиться строго в отработанной на тренировках последовательности. Нельзя с целью экономии времени пренебрегать неудобствами в изготовке, вызванными случайными помехами или неподготовленностью рубежа. Биатлонист должен самостоятельно создать максимально хорошие условия для ведения прицельной стрельбы, заранее определяя свое местоположение при снятии винтовки и ее заряжании.
Если при изготовке к стрельбе незначительная потеря времени иногда компенсируется меткостью стрельбы, то уход с рубежа должен быть предельно быстрым. Надевание оружия, перчаток, палок должно производиться уже во время движения, темп которого с каждым шагом увеличивается.
При неблагоприятных метеорологических условиях необходимо все действия на рубеже и стрельбу вести быстро, без задержки, компенсируя промахи в стрельбе увеличением скорости на дистанции и при прохождении штрафных кругов.
Нецелесообразно стрелять два раза подряд по одной и той же цели, поскольку это деморализует спортсмена при неудачном выстреле [19].
Ритм – это сформировавшийся двигательный навык, в основе которого, лежит образование всевозможных временных связей в коре больших полушарий головного мозга. В результате многократного повторения определенных действий, образуется динамический стереотип, способствующий экономизации двигательной деятельности организма в целом и обеспечивающий приспосабливаемость организма к различным условиям спортивной деятельности.
Спортсмены – биатлонисты, выдерживающие оптимальной ритм стрельбы, достигают более высокого результата. Ритм стрельбы более стабильный у спортсменов высокой квалификации [18].
Стрельбу нужно вести только в том темпе, который достигнут на тренировках, сконцентрировав внимание на своей мишени и совершенно отвлекшись от посторонних раздражителей.
В.А. Кинль (1987) предлагает 2 этапа овладения тактикой:
1) овладение арсеналом тактических средств и способов ведения спортивной борьбы в течение всего тренировочного процесса;
2) построение тактического плана предстоящих соревнований с учетом конкретных условий и возможностей спортсмена.