Смекни!
smekni.com

Использование национального колорита традиций вепсов Прионежского края при составлении туристической программы (стр. 10 из 14)

Самым главным годовым праздником у вепсов считалась Пасха. Значительное место на празднике занимали церковные ритуалы: богослужение, крестные ходы духовенства по деревням, молебны в домах и т.п. Символом этого праздника служили крашеные яйца. Их раздаривали родственникам, соседям, нищим, использовали в обрядах первого выгона скота и сева. В вепсском Прионежье в прошлом широко бытовал особый семейный обычай: теща должна была накопить к Пасхе 100 яиц и преподнести их молодому зятю. Особые традиции существовали у молодежи: капшин-ские девушки, например, одаривали яйцами только тех парней, которые катали их на масленицу на лошадях или угощали конфетами на Благовещение.

Яйца служили предметом пасхальных игр, в которых участвовали мужчины. В северновепсских деревнях игроки собирались в доме, где были гладкие и широкие половицы, удобные для игры. По специальному деревянному лотку участники игры скатывали яйца. Цель заключалась в том, чтобы сбить своим яйцом лежащее на половице яйцо другого участника.

В некоторых деревнях отмечался праздник встречи лета. В Прионежье он отмечался 1/14.05. В этот день люди собирались на берегах озер или лесных пригорках, разводили костры, кипятили чай и трапезничали, затем пели и танцевали вокруг костров. В Шимозерье встреча лета превратилась в детское развлечение. Дети собирались в лесу, разводили костры и обязательно готовили яичницу.

Одним из самых значительных летних праздников повсеместно считалась Троица. Главная традиция праздника - внутреннее и внешнее украшение домов ветками берез или сделанными из них кольцами. В некоторых деревнях Ояти и Прионежья в этот праздник вошли элементы скотоводческого культа: на Троицу особым вниманием пользовались пастухи, хозяева дарили им яйца, кормили праздничной едой, причем в хлеву. Троицкая суббота была общим поминальным днем, и посещение кладбища было обязательным. На могилах оставляли еду и ветки березы.

Иванов день отмечался в день летнего солнцестояния (24.06/7.07), лишь у прионежских вепсов праздник сохранил свое древнее название летние святки, которые длились пять дней (до 29.06/12.07). На Иванов день шел сбор лекарственных растений: по народным представлениям, в это время они приобретали наивысшие лечебные и магические свойства.

Летнее время было насыщено так называемыми заветными праздниками. Их возникновение связано с различными событиями в жизни деревни: эпидемией, падежом скота, пожаром, "явлением иконы" и т.п. В память об этом событии или в предотвращение повторения невзгоды в будущем местные жители устанавливали "завет" (обет) - обещание ежегодно проводить в связи с этим праздник. Вепсские заветные праздники представляют собой яркий пример языческо-православного синкретизма: они включали как церковные ритуалы, так и элементы языческого происхождения. Подавляющая часть летних заветных праздников у вепсов была связана с обереганием скота и называлась праздниками скота, коровьими или конскими праздниками.

В праздничный день деревенские жители собирались у священного места, которым могли быть как часовня или церковь, так и святилища языческого происхождения - камень, дерево, ручей. К этому месту пригоняли животных порою за несколько километров. Праздник начинался с оставления на священном месте "завета" (жертвы). Это были полотенца, платки, отрезы ткани, выпечные изделия, яйца, деньги. Но главными считались все же продукты животноводства: шерсть, масло, сметана, молоко, творог. После оставления "заветов" следовали церковные ритуалы: священник читал молитвы, зажигали свечи. Из часовни выносили иконы и под ними прогоняли скот. В северновепсских деревнях торжественная часть заветного праздника заканчивалась окроплением скота святой водой.

С Ильина дня начинали жатву яровых. Обряды жатвы были приурочены к ее началу и концу. Для начала жатвы особенно характерны обрядовые кувыркания жниц для сохранения силы и здоровья и затем срезание первых колосьев. Первому сжатому пучку колосьев приписывалось магическое значение. Повсеместно его использовали как средство от боли в спине при жатве. Северные вепсы ставили их в красный угол, а впоследствии применяли в различных обрядовых ситуациях: при первом севе, в случае пропажи скота как жертвоприношение лешему.

Вслед за жатвой наступала пора созревания гороха, брюквы, репы, картофеля, капусты. "Первые плоды" приносили в дар часовне или церкви, их освящали. У северных вепсов с окончанием уборки репы была связана интересная традиция когда хозяева везли на телеге с подсеки домой часть убранной репы, они предлагали каждому встречному попробовать и оценить плоды нового урожая.

Среди дат сентября выделялось Воздвижение Креста Господня 14/27 09. По вепсским поверьям, с Крестовоздвижения закрывался вход под землю для змей и перед этим змеи собирались группами в лесу и отмечали свой праздник В некоторых вепсских деревнях (например, на р Капше) этот день считался медвежьим праздником, когда медведи перед тем, как залечь на зиму в берлогу, последний раз гуляют, устраивают свадьбы, дерутся. Из-за змей и медведей на Крестовоздвижение ходить в лес строго запрещалось.

Наиболее заметной датой октября был Покров, знаменующий собой конец сельскохозяйственного года. В Покров (1/14 10) вепсы обязательно совершали обряд загона скота в зимние хлева, так как, по народным верованиям, с этого дня начинался опасный для скота период – "вераз аиг" - время безраздельной власти лешего в лесу.

Структура вепсского народного календаря, относящиеся к нему многие обычаи, обряды и праздники были едины для всех вепсов, но имели и местные варианты, сформировавшиеся у разных этнолокальных групп вепсов.

В настоящее время календарные праздники и обряды вепсов находятся в стадии исчезновения Вепсские святки почти полностью вытеснены современным праздником Нового года. Самой живучей святочной традицией оказалось ряжение В 1980-е годы ее бытование, хотя и эпизодическое, было отмечено во многих вепсских деревнях В современном ряжении принимает участие обычно молодежь, приезжающая в родные деревни на каникулы Но ряжение значительно упростилось, в частности - исчезли традиционные костюмы и драматизированные представления. По-прежнему большое место в быту вепсов занимают Пасха и Троица.

Семейные обряды вепсов сходны с северно-русскими. Но для свадебного обряда характерно ночное сватовство, участие жениха в девишнике, ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника, испечённого матерью невесты, и т. д.; для погребального - два генетически разновременных варианта похорон: с причитаниями, сходный с русским обрядом, и архаический — с "веселением" покойника (пение его любимых песен, пляска под гармонику и т. п.).

Среди эпических жанров фольклора представляют интерес зачатки исторического эпоса — предания о первых насельниках местного края, так называемых панах-предках, а также о древней чуди. Развит сказочный эпос (сарнад) (волшебные, бытовые, сатирические сказки). Сюжеты сказок близки севернорусским и карельским. К эпическому жанру относятся и разнообразные устные рассказы. У вепсов много лирических песен, частушек. Довольно устойчиво сохраняются некоторые жанры обрядового фольклора, например, погребальные причитания (войкад). Широко бытуют разнообразные пословицы, поговорки, крылатые выражения. Имеются самобытные черты в народной хореографии (колоритный танец с ложками, частушечный игровой танец "варить суп"), а также в музыкальном фольклоре. По мотивам вепсского музыкального фольклора профессиональными композиторами написаны "Вепсская рапсодия" Р. Пергамента, "Вепсская сюита" Л. Вешкарева, "Фантазия на вепсскую тему для квартета кантеле" А. Голланда. Известны народный вокальный ансамбль из с. Ладвы Подпорожского района Ленинградской области и Шелтозерский народный хор.

2.3 Положение вепсской национальности в XX веке

Исходя из вышеизложенного материла, мы можем сделать следующие выводы:

1. Административно ареал расселения вепсов в настоящее время (около 10 тыс. кв. км) включает в себя территорию южных районов Карелии (Пряжинский, Олонецкий, Прионежский), Бокситогорский, Тихвинский и Подпорожский районы Ленинградской и Бабаевский, Белозерский и Вытегорекий районы Вологодской областей. Опустив административные границы, можно оконтурить ареал расселения вепсов следующими природными ориентирами: Олонецкая возвышенность, бассейн реки Свирь (реки Оять и Капша), Вепсовская возвышенность (верхнее течение рек Суда, Шола, Мегра и др.).

2. Весь (древние вепсы) в древности обживали самые глухие места среди таежных озер, рек и болот. Земледелие на скудных землях не могло полностью обеспечить существование этого трудолюбивого народа, поэтому существенным подспорьем для крестьянского двора было рыболовство и собирательство лесных даров. Вепсы заготавливали в больших количествах рыбу, пернатую дичь, пушнину, клюкву, грибы и вывозили их в города и на ярмарки в обмен на хлеб, соль, ткани, орудия труда и охоты, другие товары. В зимнее время вепсы занимались заготовкой леса и перевозом его на санных подводах к сплавным рекам, что давало дополнительные заработки. Среди занятий вепсов были известны также камнерезные промыслы (знаменитые в конце XVIII века шокшинские каменотесы), гончарное и катавальное ремесло оятских и шимозерских мастеров

3. К началу XX века условия жизни вепсов были очень тяжелыми. Писатель-вепс А. Петухов определяет это такими емкими понятиями: бездорожье, бесхлебье, безграмотность, отсутствие своей письменности.

С конца тридцатых годов начался новый период в жизни вепсского народа, который явился отражением сложных социально-политических процессов, происходивших в нашей стране. Прекращается преподавание вепсского языка, закрываются национальные школы. Неоднократные административно-территориальные преобразования, приведшие к разобщенности вепсских земель, также отрицательно сказались на развитии вепсского народа. В сентябре 1937 года образовалась Вологодская область. Проведенная областная граница разрезала ареал компактного расселения вепсов на части. В дальнейшем национальные районы, волости и сельские советы упраздняются. В связи с укрупнением районов в 1955 году в Вологодской области упраздняются Оштинский и Шольский районы. В результате сельсоветы Шимозерского края, населенные вепсами, стали удаленной окраиной и слабым экономическим придатком Вытегорского района, а вепсы Пяжозера, Куй и Пондалы оказались на задворках Бабаевского района.