Смекни!
smekni.com

Использование национального колорита традиций вепсов Прионежского края при составлении туристической программы (стр. 12 из 14)

Название "В Шелтозеро, к вепсам"

Транспорт – комфортабельный туристический автобус типа "Икарус"

Группа – 40 человек

Отправление – г. Петрозаводск

Сопровождение экскурсовода на протяжении всего пути.

В программе: посещение Шокши (каменоломни), Шелтозера, вепсского национального музея, знакомство с песенными традициями и национальным фольклорным искусством вепсов, чаепитие с калитками.

Сопроводительный текст:

1. Уважаемые туристы, в данный момент мы с вами выежаем из Петрозаводска и направляемся вдоль побережья Онежского озера на юго-восток в направлении истока Свири. Эта дорога под шифром "Р-19", имеет важное транспортное значение. По пути мы с вами будем проезжать деревни с традиционными северорусскими названиями: Ужесельга, Педасельга, Ерошкина Сельга. Сельга — по-фински спина, или кряж. В Карелии этим термином называют характерные для этих мест грядообразные формы рельефа: моренные гряды, озы; многие сельги имеют кристаллическое ядро, перекрытое рыхлыми ледниковыми отложениями. На таких грунтах обычно произрастают сухие сосновые боры. Особенно выдающиеся сельги имеют собственные названия, которые и оказались увековеченными в именах населенных пунктов.

2. Нам с вами предстоит неблизкий путь, поскольку от Петрозаводска до Шелтозера около 80 км. Но зато у нас есть возможность и время познакомиться с той землей, куда лежит наш путь. Шелтозеро — центр района компактного проживания вепсов, древнего угро-финского народа, известного в истории под именами веси и чуди. Вепсы — автохтонное (коренное) население Северного Межозерья — района, расположенного между тремя озерами: Ладожским, Онежским и Белым. Ранее, правда, ареал расселения вепсов был более обширным, сейчас от него остались лишь отдельные островки в Ленинградской и Вологодской областях, а также в Карелии (последний наиболее известен). Считается, что древнейшее упоминание о вепсах оставил остготский историк Иордан в VI в. (он писал о племени вас), вепсы были известны и арабам под именем вису. Древнерусские племена, бок о бок жившие с древней весью, также оставили сведения о ней в своих литературных источниках (о существовании племени весь в русских летописях говорится с XI в.). В дальнейшем весь, наряду с другими соседними народами финского корня, упоминается под собирательным названием чудь, очевидно потому, что русские летописцы избегали путаницы со славянским словом "весь" — "село". О старом русском имени этих народов ныне напоминает лишь Чудское озеро, в последнее время снова ставшее пограничьем между славянским и финно-угорским миром, между Россией и Эстонией. Вепсы, как и остальные древние племена Русской равнины, бывшие язычниками, постепенно христианизировались сначала республиканским Новгородом, а после московскими правителями. Вместе с православием в быт вепсов стали проникать русский язык и русская культура. Со временем все меньше вепсов продолжали отождествлять себя со своим этносом, народ медленно и мирно ассимилировался русскими, да и карелами тоже, ареал вепсов сузился, стал забываться уникальный язык. Как и все жители российского Севера, вепсы никогда не теряли личной свободы, в этих краях рискованного земледелия крепостное право не получило развития. В петровские времена вепсы стали считаться государственными крестьянами, а посему были приписаны к Олонецким (Петровским) металлургическим и оружейным заводам и Лодейнопольской судостроительной верфи. По мере развития в России капиталистических отношений среди вепсов получило распространение отходничество, главным образом на лесозаготовки и лесосплав, Шокшинские каменоломни и бурлацкий промысел на Свирь. Иногда в поисках работы вепсские мужчины уходили и дальше — вплоть до Петербурга, Ревеля и Финляндии. После октября 1917 г. в среде вепсов, как и других народов многонациональной России, усилилось национальное самосознание: этноним "чудь" постепенно стал вытесняться более древним самоопределением "вепсь", были предприняты попытки создания вепсской письменности (на латинской графической основе). Сельские районы расселения вепсов в послевоенное время были классическими ареалами депрессивного российского Нечерноземья. Очередной виток усиления интереса к национальным корням совпал с перестроечными процессами конца 80-х годов. В некоторых школах региона снова было введено преподавание вепсского языка. Стремление вепсов воссоздать свою культуру и местное самоуправление нашло официальное признание лишь в январе 1994 г., когда был подписан указ об образовании особой административной единицы в рамках Республики Карелия — Вепсской национальной волости. Волость охватывает совсем небольшое пространство — 820 км2. На территории волости проживают всего лишь 3,6 тыс. чел., из них вепсы составляют 44%. Эта земля, несмотря на относительную близость к Петрозаводску, даже по карельским меркам считается "медвежьим углом": густота дорожной сети — 0,12 км/км2, что ниже, чем в соседнем Прионежском районе. Здесь, по сути дела, проходит единственная автомобильная дорога, как раз та, по которой и направляется наш автобус. Трасса полутупиковая: она не имеет мостового перехода через исток Свири, в Вознесенье (Ленинградская обл.) действует только паромная переправа. Это тормозит развитие транспортного луча, который при других обстоятельствах помог бы прочнее связать Карелию с Вологдой и Верхневолжьем. Хозяйственный потенциал вепсской автономии очень невысок. Экономическая активность сосредоточена в сфере природоэксплуатирующих отраслей. Здесь ведутся разработки облицовочного и строительного камня (Шокша), лесозаготовки (леса занимают 92% территории — самый высокий показатель в Карелии). Сельское хозяйство и рыболовство (в основном в Онежском озере) имеют главным образом потребительское значение. Вепсы — народ малый даже по меркам Северной России. Этническая территория вепсов ныне расположена в трех субъектах РФ. В Карелии проживает почти половина этноса (6 тыс.), треть вепсов населяют Ленинградскую обл., остальные — на Вологодчине. По данным той же переписи, примерно равные доли вепсов живут в городе и деревне. Вепсский язык считают родным 37,5% представителей народа в Карелии и 69,6% в Ленинградской обл. Для остальных родной язык — русский. Основная часть карельских вепсов (до 80%) проживает в Петрозаводске. За последние 150—200 лет численность вепсов, как и многих других малых народов, сокращалась. Но при этом трудно согласиться с некоторыми авторами, утверждающими, что сокращение это — итог сознательного "культурного геноцида" в отношении этноса, посмевшего сохранить свою культурную специфику. Дальнейшие потери вепсов связаны с деградацией сельского расселения в России (в городах представители финно-угорских народов быстрее переходят к русской самоидентификации) и нарушением по этой же причине демографической структуры народа (преобладает население средних и пожилых возрастов). В последние годы для вепсов, так же как и для большинства народов России, включая русских, характерна естественная убыль населения — тенденция тревожная и труднообратимая.

3. Сейчас мы с вами пересекаем границу Вепсской национальной волости и въезжаем в Шокшу — старинное вепсское село, основанное в XVI в. В 5 км к северу от села — единственное в мире месторождение шокшинского малинового кварцита (иногда называется еще и порфиром). Мы с вами побываем там. Камень добывается здесь карьерным способом. Место разработки малинового кварцита, надеюсь, оставит у вас поистине фантастическое впечатление.

4. Шокшинские каменоломни эксплуатируются с XVIII в., когда камень удивительной расцветки понадобился для отделки храмов и дворцов Санкт-Петербурга. Изначально эти "ломки" назывались Брусненскими, по имени здешнего Брусненского монастыря (на Онего-озере есть остров Брусно). Каменные глыбы доставлялись на место обработки и установки водным путем по Онежскому озеру, Свири и Неве. В 1847 г. Николай I отправил 27 блоков шокшинского кварцита во Францию на сооружение саркофага Наполеона I в Доме инвалидов. Ирония судьбы — великий завоеватель нашел вечное упокоение под камнями той страны, которая сыграла в его судьбе роковую роль. Малиновый кварцит из Шокши можно увидеть во многих местах обеих российских столиц. В Москве он как основной материал использовался при сооружении Мавзолея В.И. Ленина, Могилы Неизвестного Солдата, им же отделаны некоторые станции московского метро (например, "Бауманская"), здания Дома Совета труда и обороны (ныне — Госдума) в Охотном Ряду и издательского комбината "Правда", вновь отстроеный Храм Христа Спасителя. В Петербурге малиновый кварцит можно увидеть в отделке стен Инженерного замка, пола Казанского собора, он нашел применение и при сооружении монумента прорыва блокады Ленинграда на площади Победы. В карельской столице Петрозаводске из шокшинского камня сделан мемориал погибшим в Великой Отечественной войне. В качестве сувениров мы можете взять с собой кусочки шокшинского малинового кварцита.

5. Теперь мы с вами проезжаем Ишанино и Вехручей. Как вы видите, каких-то особых отличий от деревень карельских и северорусских не заметно. Такие же рубленые дома, которые стояли неокрашенными, а посему казались старше, чем они были на самом деле. Такие же валуны, лежащие прямо между домами. У вепсов вы не увидите особой зажиточности. Но и в зону вопиющей бедности эта земля также не входит, обратите внимание на знаменитую северную основательность, почти спартанскую, без особых излишеств.

6. Вот мы и прибыли в Шелтозеро — цель нашего путешествия. Обратите внимание, что в отличие от большинства схожих карельских топонимов (Кончозеро, Ледмозеро, Юшкозеро), никакого озера с аналогичным названием в окрестностях села нет. Рядом лишь одно озеро — Онежское, но выходит Шелтозеро на него не центром своим, а дальними окраинами. Даже пристань, которая из-за отсутствия в обозримой близости железной дороги играет довольно важную роль, находится в 4 км от границы села.