7. Теперь я расскажу вам немного об истории поселения. Шелтозеро (местные жители совершенно отчетливо произносят Шолтозеро) как поселение известно с 1543 г. По-вепсски село называется Soutary, это название происходит от финно-угорского глагола "грести" (исследователи полагают, что до центра села раньше можно было подняться из Онего-озера по небольшой речушке Шелтозерке на лодке). Обратите внимание на местных жителей, это вполне обычные люди, никакой экзотики. Вепсы очень гостеприимны и практичны. Вот сейчас как раз они приглашают нас внутрь здания Вепсского этнографического музея, чтобы вы смогли отведать знаменитых карельско-вепсских калиток — пирожков из пресного теста с начинкой из рыбы.
8. История музея насчитывает не один десяток лет. Четверть века назад у энтузиаста-краеведа Р.П. Лонина появилась идея создания Вепсского историко-этнографического музея в селе Шелтозеро. Благодаря его усилиям стали комплектоваться первые коллекции уникальных предметов вепсской истории, культуры и быта. У музея не было помещений для хранения фондов, не велась научная обработка экспонатов, не было их анализа и реставрации. Но зато имелось огромное желание показать собранное богатство. Это и привело к созданию первой вепсской выставки в Шелтозере, которая стала заметным явлением в музейной практике Карелии. Однако взыскательного посетителя такая экспозиция удовлетворить не могла.
В конце 70-х годов встал вопрос о создании современного Вепсского этнографического музея, а к обозрению его экспозиция была подготовлена летом 1991 года. Она размещается в двухэтажном доме с мансардой, памятнике деревянной вепсской архитектуры начала 19 века, ранее принадлежавшем крупному подрядчику Мелькину. Работники Карельской специализированной научно-реставрационной мастерской полностью восстановили внешний облик здания и интерьер хозяйственных построек, а жилую часть дома перепланировали с учетом размещения экспозиции музея. Архитектурно-художественный проект музея выполнен художником Д.Ф. Учуваткиным.
В Вепсском этнографическом музее представлены три крупных тематических раздела: "История, быт и хозяйство прионежских вепсов", "Интерьер крестьянской избы конца XIX - начала XX вв." и "Хозяйственный двор". Кроме того, позже была здесь же развернута выставка "Культура современных вепсов".
Христианизация вепсского народа проходила как в открытой борьбе с языческими представлениями, так и путем приспособления к ним. В результате православие здесь как бы соединилось с элементами языческих обычаев. Повышенный интерес посетителей музея вызывает группа ритуальных предметов: посох колдуна-нойда, знахарский узелок с солью, челюсть щуки.
В народной религии вепсов можно обнаружить следы древнего почитания животных, птиц и рыб. Как и у других народов, у них существовал культ медведя, комплекс верований был связан с поклонением щуке. Почитался лес - из ольхи изготавливались посохи для колдунов, которые использовались в дни проведения свадеб и других обрядов.
Для защиты от "сглазу" и напастей, при лечении болезней вепсы прибегали не только к магическим обрядам, но и к силе слова - заговорам. В экспозиции можно познакомиться с копией сборника заговоров, записанных русской скорописью XVII века на вепсском языке.
Здесь также представлен интерьер вепсского крестьянского жилища конца XIX - начала XX века. Условность этой части экспозиции заключается в том, что предметы интерьера крестьянского жилища собраны в одной комнате.
Внутреннее помещение избы разделено на две части. Перегородкой служит двухсторонний шкаф-буфет, в котором хранятся чайная посуда и другие бытовые предметы. Шкаф находится на одной линии с русской печью, которая служит не только для обогрева помещения. На печи спят, греются, сушат одежду, с ней связан ряд верований. Так, у вепсов распространено поверье, что домовой – "пертьижанд" - живет только под печью.
По диагонали от печи находится "святой угол" - "юмалчог". В него ставили иконы, а в нижней части хранили нитки, иголки, пуговицы, флакончики со святой водой, узелки с солью. Здесь же располагается стол синего цвета.
Различная домашняя утварь хранилась за печью. Для других мелких предметов, в том числе для хранения деревянной и глиняной посуды, использовался специальный шкаф-посудник.
В реквизит вепсской избы входит также детская люлька из досок или лубка. В женской половине, где находились кровать, диван и сундук, часто у окна устанавливали ткацкий станок. Изба освещалась керосиновой лампой, подвешенной над столом.
При обустройстве своего жилья вепсы огромное значение придавали приметам. По поверьям, нельзя было ставить дом на тропе: хозяину к смерти. Когда закладывали избу, под ее углы прятали серебряные или медные монеты.
Хорошей приметой для вселения в новый дом считалось полнолуние.
Порог нового дома первым переступал хозяин с иконой и ковригой хлеба, а за ним - хозяйка с петухом и кошкой. С порога отпускали петуха. Если он запоет - жизнь в новой избе будет счастливой, а если нет - хозяин недолго будет жить.
Среди вепсов до сих пор широко распространено поверье: тот, кто первым начинает жить в новом доме, первым умирает. Поэтому сначала новоселье в избе справляла кошка - ее оставляли там на ночь, а сами хозяева вселялись только на следующий день.
Но, пожалуй, одним из самых интересных разделов музея стало помещение "хозяйственный двор". В него можно попасть, поднявшись на второй этаж дома и пройдя небольшую галерею.
Одна из ведущих тем этого раздела - земледелие. Долгое время у вепсов господствовало трехполье. Широкое распространение получило подсечно-мотыжное хозяйство, этот способ обработки земли является наиболее древним для вепсской территории. В экспозиции можно увидеть ручные и пахотные орудия обработки почвы, в том числе соху с кодовыми сошниками, орудия обработки зерна. Не менее важную роль в жизни вепсов играло животноводство. Издавна были распространены местные породы скота: низкорослые комолые коровы, дающие до двух литров молока в сутки.
Интересны предметы обихода деревенского пастуха: берестяной рожок, иконка-оберег, медный котелок и чайник, берестяная солонка, рог с прорисовкой ритуальных знаков.
С глубокой древности вепсы в быту широко использовали бересту. Берестой устилали дно ямы для хранения рыбы, покрывали крыши домов, обтягивали треснувшие глиняные горшки. Из бересты изготовляли предметы домашнего обихода: кошели, корзины, солонки, коробы для сыпучих продуктов.
Представлены в хозяйственном дворе и кузнечный промысел, обработка дерева и кости, рыболовство. Самые крупноформатные предметы находятся в разделе "средства передвижения". Здесь можно увидеть сани, салазки для перевозки сена, бричку-тарантас, выездные сани.
К сожалению, в настоящее время почти полностью утрачены национальные вепсские черты в архитектуре, при планировке деревни, во внутреннем убранстве жилища, забываются вепсский язык и национальная обрядность. Поэтому создание Вепсского этнографического музея - это одна из попыток сохранить материальную и духовную культуру этого народа.
Музей не претендует на то, чтобы полностью воссоздать в нашей экспозиции сложные социально-экономические и политико-культурные явления конца XIX - начала XX века, связанные с вепсским этносом. Но определенные представления об уровне жизни этого народа, о его орудиях труда, одежде, домашней утвари и устройстве жилища она, безусловно, дает.
9. А теперь вашему вниманию предлагается прослушивание Национального хора – это коллектив самодеятельный, многие его участницы и участники (если только они не на пенсии) совмещают занятия в нем с другой работой. Коллектив хора разновозрастный: исполнителям от 20 до 70 лет. В зависимости от возраста участницы хора представляют три вида национального костюма: молодой незамужней девушки (его отличия — шапочка с жемчугом, фартук, украшенный золотой нитью), замужней женщины (более скромный костюм, украшений меньше) и пожилой женщины (у последних особенно много колокольчиков-оберегов). В репертуар хора включены как вепсские, так и русские народные песни. Только здесь вы можете услышать древний вепсский язык, насладиться его протяжными, певучими звуками, будящими внутри древние чувства, доставшиеся нам от пращуров. Песенные композиции исполняются хором как под аккомпанемент аккордеона, так и а капелла. Включены в представление и танцевальные номера, сценки из жизни вепсской деревни, затронут обряд сватовства, прозвучат озорные частушки-дразнилки.
10. В заключение экскурсии отметим, что в Шелтозере очень озабочены современным состоянием национальной культуры. В Карелии в двух университетах — Петрозаводском и Карельском педагогическом — существуют кафедры, готовящие учителей вепсского языка, издаются учебники, художественная литература, регулярно выходят радио- и телепередачи на вепсском языке. В школах Вепсской национальной волости вепсский язык изучают с 1-го по 7-й класс все школьники независимо от национальности.
11. А теперь мы с вами отправимся обратно в Петрозаводск. Замечу, однако, что вепсские земли продолжаются и за Шелтозером. В 13 км к юго-востоку от центра волости, дальше по дороге на Вознесенье, расположено село Рыбрека. Здесь, на Ропручейском месторождении, ведется добыча диабаза — очень прочной горной породы, которая широко используется в строительстве, особенно дорожном. Многие из вас хоть раз в жизни ходили по камням из Ропручья, ведь именно оттуда родом положенная на Красной площади Москвы брусчатка.
12. Наша экскурсия окончена, и я надеюсь, что те несколько часов, которые вы провели в гостях у вепсов, произвели на вас сильное неизгладимое впечатление.