Смекни!
smekni.com

Использование национального колорита традиций вепсов Прионежского края при составлении туристической программы (стр. 3 из 14)

В настоящее время на территории состоят на государственном учете 111 памятников археологии, истории, архитектуры и культуры, несколько природных объектов. 34 объекта археологии представляют собой стоянки первобытных людей, датируемые VI-I тысячелетиям до н.э., могильники, относящиеся к III-I тысячелетиям до Рождества Христова. Все памятники, обнаруженные на сегодняшний день, располагаются вблизи или непосредственно на побережье Онежского озера и впадающих в него рек, причем большинство - в пределах территории населенных пунктов или недалеко от них. В настоящее время имеется несколько материальных объектов, связанных с религиозными обрядами вепсов. Из общего числа памятников этого рода три связаны с традиционными (дохристианскими) верованиями - это культовые рощи в д. Вехручей, Каскесручей и Рыбрека.

Наибольшее количество памятников, состоящих на государственном учете, относится к объектам деревянного зодчества. Это, прежде всего, традиционные постройки жилого и хозяйственного характера: дома, амбары, хлевы, конюшни. Вепсская архитектура во многом переняла традиции русской народной архитектуры и носит черты, окончательно сформировавшиеся в основном в XIX веке. До наших дней они ярко прослеживаются в большом количестве существующих крестьянских домов конца XIX - начала XX вв., имеющих свои отличительные национальные особенности. Они выявляются и в общем объемно-планировочном решении и деталях декора. Общее число таких памятников - 68. Располагаются они, в основном, в Шелтозере, Вехручье, Горнем Шелтозере, Другой Реке, Шокше, Матвеевой Сельге, Каскесручье и Рыбреке. Наибольшую аттрактивность имеют широко известный дом Мелькина (Вепсский национальный музей), жилые дома по ул. Гористая в Шелтозере, комплекс застройки дер.Матвеева Сельга и Горнее Шелтозеро (в совокупности с храмом), а также единичные жилища и хозяйственные постройки в этих и других поселениях.

Наибольший интерес как памятники истории представляют объекты индустриального наследия - месторождения природного декоративного камня. Это Шокшинские ломки, где с конца XVIII века добывали малиновые и красные кварциты для нужд Санкт-Петербурга и его пригородов, затем с XX века для Москвы и других городов. Они использовались и используются как ценнейший облицовочный и декоративный материал, в том числе при сооружении надгробия могилы Наполеона Бонапарта в Доме Инвалидов в Париже, оформлении Мавзолея В.И. Ленина (потолок траурного зала, буквы на фронтоне), станции метрополитена. Из него делают также блоки, футеровочные плиты, щебень, мостовую шашку, брусчатку.

В поселениях работает три общеобразовательных школы, детские сады, музыкальная школа в Шелтозере, библиотеки, имеется три Дома культуры и клуб. Шелтозерский вепсский этнографический музей

Данный музей является уникальным, так как он единственный музей в России, рассказывающий и повествующий о материальной культуре этноса вепсов, потомков легендарного племени "весь".

Коллекции Шелтозерского музея, расположившиеся в уникальном памятнике архитектуры начала Х1Х века — доме Мелькина, раскрывают этнографическую историю вепсов. Здесь представлены 4 крупных тематических раздела: "История, быт и хозяйство прионежских вепсов", "Интерьер крестьянской избы конца Х1Х — начала ХХ вв.", "Хозяйственный двор" и "Культура современных вепсов".

В 1937 году создан Вепсский народный хор, в 1982 году - детский вепсский хор. Оба творческих коллектива широко известны в Карелии и за ее пределами как участники концертов в Эстонии, Финляндии и регионах России с финно-угорским населением. Хоры - непременные участники национального праздника "Древо жизни", ежегодно проводимого в июле.

Праздник традиционной вепсской культуры "Древо Жизни" ежегодно проходит с 1988 года. Первый праздник был организован в нелегкое для вепсского народа время. В результате политических установок 1950-60х годов было отмечено резкое снижение численности вепсов. Это произошло благодаря государственной политике, направленной на ассимиляцию малых народов СССР с целью формирования вненациональной общности "советский народ", что привело к отрицанию частью вепсской интеллигенции необходимости изучения вепсского языка и культуры, к тому, что многие попросту стыдились называть свою национальность.

Проведение праздника стало отправной точкой нового восприятия вепсской культуры, изменения мышления и отношения к проблеме вепсов не только у местного населения, но и у республиканской и мировой общественности, властей всех уровней. Праздник восстанавливает праздничный вепсский календарь, популяризирует языковые и культурные традиции, песенное и танцевальное наследие, обычаи и легенды этого малого народа. Древо жизни - один из вариантов образа мирового дерева в вепсской мифологии, поэтическая метафора рождения, роста и становления человека. Оно соединяет мир умерших предков (корни), современное поколение - мир живых (ствол) и мир существующих и будущих потомков (крона). Образ Древа Жизни можно рассматривать, как древо вепсской культуры, по которому происходит передача народных традиций от поколения к поколению. Уникальность этого проекта в том, что праздник вепсской культуры такого масштаба единственный в республике. Накоплен значительный опыт сотрудничества работников культуры, краеведов и жителей волости, которые с интересом относятся к работе по подготовке и проведению праздника.

Большой интерес к празднику проявляют гости из Вологодской и Ленинградской областей, где так же расположены территории компактного проживания вепсов, гости и туристы из Финляндии, Норвегии, Швеции.

1.3 Туристическая ценность района

Рассмотрев основные природные и культурно-исторические особенности Прионежского района, мы можем сделать следующие выводы:

1. Прионежский район расположен в юго-восточной части республики Карелия. Восточная граница района проходит вдоль юго-западного побережья Онежского озера, а с севера район примыкает к Петрозаводску. Район включает 13 сельских муниципальных образований, в том числе 3 вепсских: Шелтозерское, Шокшинское, Рыборецкое.

2. Численность населения Прионежского района Карелии составляет 21 тыс. чел., из которых на долю вепсов приходится около 1%.

3. Большую часть территории Прионежского района занимают ельники, сосновые и лиственные леса. Характер рельефа территории Прионежского района по преимуществу холмисто-грядовый. В экологически чистых зонах, среди сосновых боров, на берегах рек и озер располагаются базы отдыха, гостевые дома, отели и загородные клубы Прионежского района Карелии.

4. На территории Прионежского района сосредоточено более 100 памятников культурно-исторического наследия, среди которых 34 стоянки древних людей. Особый интерес для тех, кто предпринимает тур в Прионежский район Карелии, представляют вепсские поселения на территории района - Шелтозеро, Шокша и Рыбрека, и другие. Вепсы занимают небольшую территорию на юго-западном побережье Онежского озера. Сохранились культовые рощи в деревнях Вехручей, Каскесручей и Рыбрека, связанные с религиозными обрядами древних вепсов. В деревнях Прионежского района Карелии сохранились образцы традиционного вепсского деревянного зодчества: дома, амбары, хлевы, конюшни. В широко известном доме Мелькина расположен Вепсский национальный музей. Среди других памятников бытовой деревянной архитектуры XIX в. - жилые дома в Шелтозере, интерес представляет комплекс застройки деревень Матвеева Сельга и Горнее Шелтозеро (в совокупности с храмом), и др. В Прионежском районе, и в частности в вепсских деревнях, часто проходят колоритные фольклорные праздники, например, традиционный фольклорный фестиваль "Древо жизни". Вепсский народный хор образован в 1932 г., а в 1982 г. – детский вепсский хор.


Глава 2. Национальная специфика традиций и обрядов вепсов

2.1 Ареал расселения, быт и нравы вепсов

В сокровищницу мировой культуры внесли свой вклад все этносы, и большие, и малые. Но для малого народа приобщение к "плодам цивилизации" имеет и обратную сторону - утрату национального своеобразия, забвение культуры собственной. Бережно ее сохранять могут только талантливые, гордые, независимые народы. И в полной мере это можно отнести к вепсам.

Вепсы, или "весь", принадлежат к прибалтийской ветви финно-угорской языковой семьи. Судя по широкой известности этно- и топонимов, производных от veps, в источниках IX-XIII веков, по той роли, которую играла "весь" в ранней истории Древнерусского государства, это был весьма многочисленный и сильный народ. Нестор-летописец указывает на Белоозеро как на центр, где первоначальным населением была "весь". Вероятно, судя по археологическим памятникам (культура курганов приладожского типа) и топонимике, древнейшей территорией обитания вепсов было Межозерье -треугольник между Ладожским, Онежским и Белым озёрами, куда, как следует думать, они продвинулись ещё во второй половине I тыс. н.э. с запада или северо-запада, вытеснив или ассимилировав более древнее население, оставившее топонимы, которые можно рассматривать как саамские.

"Весь" принимала участие в самых ранних событиях русской истории, в частности в "призвании варягов" в IX веке. По-видимому, с XI века земли вепсов начинают захватываться новгородскими феодалами и здесь начинает распространяться православие. В XI-XII веках часть вепсов, очевидно, смешалась с переселявшимися в Прионежье карелами, была ассимилирована ими и вошла в состав карел-людиков. Процесс ассимиляции вепсов карелами в Прионежье продолжался и в более поздние эпохи.

Примерно с XIII-XIV веков, когда, с одной стороны, старые торговые связи Восточной Европы, в которых вепсы играли важную роль (путь "из варяг в греки", торговля по Волге через Волжскую Булгарию), оказались разрушены вследствие монголо-татарского нашествия, а, с другой стороны, между Новгородом и Швецией устанавливается более или менее твёрдая государственная граница, территория обитания вепсов — Межозерье становится своего рода медвежьим углом, и "весь" перестаёт быть одной из важнейших этнополитических единиц Северной Руси. На севере своей этнической территории вепсы постепенно включаются в состав карел-людиков, значительная часть их, живущая в более оживлённых местах вдоль дорог и водных путей, по-видимому, ассимилируется русскими. Всё это приводило, с одной стороны, к сокращению территории обитания вепсов и их численности, с другой — к сохранению у них более консервативного уклада жизни.