Смекни!
smekni.com

Использование национального колорита традиций вепсов Прионежского края при составлении туристической программы (стр. 5 из 14)

Традиционные жилища вепсов близки к северорусским; отличия: Т-образная планировка связи жилой части с крытым двухэтажным двором; так называемое финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы.

Традиционная одежда - важнейший многофункциональный компонент материальной и духовной культуры этноса. В настоящее время, уже давно исчезнув из обихода населения, традиционная одежда продолжает играть существенную роль в демонстрации "этнического лица" народа на различных национальных мероприятиях (конгрессах, конференциях, фестивалях, фольклорных праздниках), направленных на сохранение и укрепление этноса.

Материалом для изготовления древневепсской одежды служили лен, конопля, овечья шерсть. Ткани производились на ткацком стане в домашних условиях. Судя по археологическим находкам, древние вепсы в основном использовали два приема тканья: полотняное и саржевое переплетение. Пояса, тесьму, ленты плели на вилочке, ткали на дощечке. На основе изучения найденных в курганах XI в. фрагментов тканей, А.М. Линевский сделал некоторые выводы относительно древневепсской одежды: "Верхняя одежда у мужчин и женщин шилась из сукна, обычно бурого цвета. Но бывали сукна и красноватого тона, возможно это результат окраски сукна из белой шерсти. Женщины опоясывались плетеными поясками, очень напоминающими современные. Применялось также белое, очень тонкое полотно, образцы которого до нас дошли в очень мелких (1-2 см) образцах".

Для изготовления зимней верхней одежды использовался мех домашних и диких животных. Прохождение великого торгового пути "из варяг в греки" вблизи земель древних вепсов способствовало появлению в их одежде шелковых тканей из восточных стран. Интересной находкой древневепсских курганов являются фрагменты воротников из плотного безузорного шелка фиолетового цвета с золотой вышивкой. Скорее всего, они принадлежали зарождавшейся среди "веси" феодальной знати.

Следующая информация о вепсской одежде, которой мы располагаем, относится уже ко второй половине XIX - началу XX в. В этот период времени вепсская одежда подверглась сильному русскому воздействию и влиянию города, что отразилось также и в терминологии. Причем заимствованные вепсами названия одежды на русском языке не всегда соответствовали их русским формам. Так, например, у вепсов штофник - женская шуба, у поморов - косоклинный сарафан из штофа и т.д.

На рубеже веков процесс вытеснения традиционных комплексов одежды городскими формами усилился. В значительной степени он был связан с ростом отходничества, существенно повлиявшим на весь сельский быт. Новая мода всегда сначала затрагивала праздничную одежду и лишь постепенно переносилась на будничную. В то же время вытесненные устаревшие виды праздничной одежды переходили в разряд будничных. Городское влияние сказывалось не только на формах одежды, но и на видах тканей, используемых для шитья. Праздничную одежду шили из различных тканей фабричного производства, будничную - из домотканых материй- холста, сукна. Вместе с тем, в вепсской одежде рассматриваемого периода сохранился ряд самобытных элементов, сближающих ее с одеждой других финно-угорских народов. Эти элементы чаще всего "оседали" в будничной одежде, как наиболее консервативной. Кроме того, в вепсском женском костюме уцелели некоторые архаичные различия по возрастным группам, которые касались в основном расцветки и украшений одежды, а также головных уборов.

По мнению специалистов, в генетическом и типологическом отношении декоративное искусство вепсов стоит в одном ряду с искусством карел, особенно южных и средних районов Карелии, а также с искусством русских северо-западных областей России. Существенно, что исследователи установили в стилистической трактовке многих мотивов вепсской орнаментации аналогии с археологическими материалами памятников древней веси эпохи раннего средневековья. При этом в прикладном искусстве вепсов компонентами отразились многие черты искусства поздних эпох, включая XIX в.

Вышивки были наиболее распространенным способом украшения текстильных изделий. Правда, на рубеже ХIХ-ХХ вв. ими украшали уже ограниченный круг изделий, в основном женские рубахи и полотенца, причем полотенца, как правило, лишь предназначенные для праздничного и обрядового использования. В более ранний период, в XIX в., вышивками украшались также женские головные уборы, праздничные юбки молодух), мужские венчальные рубахи и штаны. Изредка, как у карел и русских, вышивали также свадебные простыни, еще реже - подзоры к кроватям.

Вышивали вепсы бумажными и льняными нитями, в красно-белом или только белом цветах. Исключение составляли старинные женские головные уборы (сороки и повойники с кичкой), которые, судя по единичным музейным экземплярам, орнаментировались разноцветными нитями, в том числе шелковыми и шерстяными.

Расположение вышивок на изделиях было традиционным. На женских рубахах орнаменты вышивали по подолу в виде бордюрных рамок различной ширины. На полотенцах вышивали концы. При этом орнаменты включали широкую центральную полосу и один или два узких окаймляющих фриза. Орнамент центральной полосы состоял из одного крупного мотива либо раппорта двух-трех фигур. К концам полотенец часто пришивали белые кружева, а иногда между кружевами и орнаментами вшивали еще полосу кумача. Это встречалось на изделиях средних и южных вепсов, у полотенец северных вепсов (как и у карел южной и средней Карелии) вставки и кружева не использовали.

Для вепсских вышивок характерны два типа орнаментов: изобразительные и геометрические. Геометрические узоры более типичны для вышивок женских рубах, изобразительные - для полотенец. Встречались также мотивы смешанного вида. Если, например, геометрические узоры использовались в вышивке полотенец, то они наделялись изобразительными элементами (ветками растений и др.), тогда как иногда встречавшиеся на рубахах изобразительные мотивы столь сильно схематизировались, что приобретали вид геометрических орнаментов.

Изобразительные узоры одинаково широко распространены в вышивках всех этноязыковых групп (северных, средних и южных) вепсов. Аналогично вышивкам других народов Северо-Запада (карел южной и средней Карелии, русских, ижорцев) они включали древесно-растительные, орнитоморфные, зооморфные и антропоморфные изображения.

Особеного многочисленны мотивы деревьев (растений). Чаще всего они выполнялись двусторонним швом и тамбуром. Композиции, включавшие изображения деревьев или растений, исключительно разнообразны. Их вышивали то рядом с птицей фантастического облика, то с конем, то с антропоморфной фигурой. Птицы и животные всегда изображались повернутыми к дереву. Наиболее часто встречались (особенно у северной и средней групп вепсов) композиции, которые состояли только из мотивов деревьев. Их вышивали либо в виде одной крупной фигуры, например на всю ширину конца полотенца, либо раппортом одного или двух различных мотивов.

Исключительно развиты орнитоморфные мотивы, причем преимущественно в вышивках полотенец у средних и южных вепсов. Исполнялись они старинной техникой - двусторонним швом и строчкой по сетке. У северных вепсов они отмечены реже.

Композиции имели несколько основных типов: птицы, повернутые друг к другу, образовывали раппорт с рисунками геометризованных деревьев или вышивались одной крупной фигурой на всю ширину полотенца. Птицы были одной из наиболее распространенных фигур при заполнении орнаментального "поля" между другими изображениями, а также в фризовых окаймлениях узоров. Часто птицы оказывались также атрибутами других мотивов (например, женская фигура с птицами в поднятых руках, дерево с птицами на ветвях и т.д.).

Орнитоморфные изображения в вышивках вепсов, как и у соседних народов, выполнены в условно-реалистическом стиле, и поэтому определить в них какие-либо конкретные виды птиц можно лишь с большой долей вероятности. В отдельных случаях можно узнать птиц из семейства водоплавающих, куриных (лесных), хищных, а также, возможно, болотных птиц.

На рубеже XIX—XX вв., несмотря на широкое проникновение в быт фабричных тканей, изготовление в домашних условиях полотен, в том числе узорных, продолжало еще сохранять большое значение.

Узорные полотна вепсские крестьянки ткали полотняной и саржевой, а также многоремизной, браной одноуточной и двухуточной техникой. При этом браное двухуточное тканье у вепсов, в отличие от соседних карел и русских, было развито слабо. Кроме того, вепсы вообще не знали закладной и ажурной техники ткачества. Это свидетельствует о том, что у вепсов, по сравнению с русскими и карелами, узорное ткачество в целом стояло на более низком уровне развития.

Ткани для повседневных нужд — постельного белья, одежды — ткались обычно полотняной и саржевой техникой. Сложными видами техники - браной одноуточной и многоремизной — изготовляли в основном ткани для скатертей. Скатерти у вепсов, как и у карел, ткали только из белых льняных нитей. Они декорировались геометрическими рисунками рельефной фактуры. Орнаменты состояли из сеток, вдавленных ячеек, а также рубчатых квадратов, прямоугольников, ромбов и других фигур. К боковым сторонам скатерти нередко пришивали белые кружева. На рубеже ХIХ-ХХ вв. незначительное распространение имело браное красное тканье с использованием двух утков; из него шили полотенца. По сравнению с привозными полотенцами, орнаментированными браной техникой, вепсские изделия отличались низкой техникой и простотой узоров.

Наконец, следует сказать об изготовлении узорных поясов и тесьмы для одежды и различных хозяйственных нужд. Широкие пояса вепсы ткали на ткацких станках, узкие плели на пальцах и ткали ручным способом в основном на дощечках. Для изготовления поясов использовали шерстяную пряжу, как правило, ярких расцветок: красную, желтую, синюю, голубую, фиолетовую и пр. Орнамент состоял из простейших геометрических узоров - косых крестов, уголков, "столбиков", косых и продольных линий и т.д.