Смекни!
smekni.com

Использование Стоунхенджа для развития научного туризма (стр. 4 из 12)

Археолог и архивариус Кембриджского университета, ведущий автор по Стоунхенджу Кристофер Чиппиндэйл говорит: "Не многое из того, что мы видим в Стоунхендже, не была затронута так или иначе". Студент-историк Брайен Эдвардс, который недавно показал, что соседний памятник Эйвбери был полностью восстановлен, нашел редкие картины восстановления Стоунхенджа. "Как будто Стоунхендж исторически вычистили. Поразительно, как мало людей знают об этом, ведь в восстановления было вовлечена масса народа. Замечательно, что путеводитель собирается раскрыть полную историю".

Миллионы посетителей в год преисполняются благоговейного страха, они оглядываются назад, в глубину времен, и поражаются примитивной технологии и физической мощи людей, которые ворочали огромные монолиты по равнине Солсбери. Им рассказывают об этом странном духовном участке..., первом компьютере человечества. Отдельные камни и трилитоны выстраиваются в волшебные линии и загадочно сопрягаются с небесными светилами.

Но теперь все должно измениться. После исследований Эдвардса и местный газеты брошюры и путеводители будут переписаны, включив в содержание и "забытые годы". Годы, когда команды землекопов и самые большие подъемные краны Британской империи поднимали ставили вертикально гигантские камни, водружали упавшие перемычки на трилитоны. Говорит Эдвардс: "Все это время мы смотрели на пейзаж 20-го столетия, который напоминает о том, как, возможно, выглядел Стоунхендж тысячи лет назад. Этот комплекс создан почти современной промышленностью, а не доисторическими людьми".

По археологическим меркам переписывание путеводителей сродни взрыву динамита. Английское Наследие управляло Стоунхенджем от имени нации, теперь они говорят: «Темные силы работали в 70-х годах, когда было принято решение о сокрытии информацию про восстановления. Теперь пришло время все изменить»[6].

Итак, в XXвеке Стоунхендж подновлялся и реконструировался неоднократно. В том числе и ревнителями его древней истории, силёнок и умения у которых оказалось маловато.

В 2000 году была предпринята попытка перевести относительно небольшой камень медного купороса по ровным дорогам и современным каналам, но она оказалась более трудной, чем ожидали, и закончилась тем, сто камень утонул в море.

Дополним рассказ о широко не афишируемой истории Стоунхенджа, в доказательство нетождественности его воссоздания, аналогичной «тайной мадридского двора» в истории строительства Кёльнского собора. Упоминание о ней обнаружили А.Т.Фоменко и Т.Н.Фоменко во время соответствующего тура в узкоспециальной брошюре. Известно, что средневековый Кельнский собор(Германия, город Кельн) строился, якобы, на протяжении нескольких сотен лет (приложение11).Считается, что строительство собора началось в средние века, еще в 1248 году. Известна даже точная дата: 15 августа1248 года. Далее предполагается, что строительство было "в основном" завершено в XVI веке (около 1560 года). Затем этот огромный средневековый собор лишь частично реставрировался, подновлялся и т.п., но в целом его облик менялся мало (приложение 12).Насколько эта традиционная точка зрения обоснована? Когда был построен тот собор, который мы видим сегодня? В самом ли деле это – средневековое сооружение, основная часть которого создана в XIII-XVI веках.В приложение 13 воспроизведена схема из технической брошюры, наглядно показывающая – какие части собора состоят из средневековой кладки, а какие построены в последние два века. Полное название брошюры таково: "Gefahrfürden Kölner Dom. Bild-Dokumentationzur Verwitterung. Auszugausdem Kölner-Dom-Lese- and Bilderbuch. Professor Dr. Arnold Wolff." Эта брошюра предназначена для специалистов, интересующихся подробностями консервации и реставрации каменных сооружений. Отпечатана она в Кёльне, и ее можно получить внутри Кёльнского собора.Самая древняя кладка, а именно, кладка 1248-1560 годов, показана на схеме горизонтальной штриховкой. Все остальные кладки, изображенные семью другими способами (наклонная штриховка, точечная и так далее), относятся уже к эпохе, позднее 1826года. Поразительно, что она – самая древняя средневековая кладка1248-1560 годов (с горизонтальной штриховкой на рисунке) – составляет лишь меньшую часть современного здания.В самом деле, это лишь половина фундамента собора, да и то, этот сохранившийся средневековый фрагмент состоит из двух частей, довольно далеко отстоящих друг от друга. Вся остальная кладка (то есть подавляющая часть объема современного здания) появилась здесь лишь в начале XIX века. В частности, на схеме совершенно отсутствует кладка эпохи 1560-1825 годов? Это означает, что в эпоху с 1560 до 1825 годов работы вообще не проводились (во всяком случае, они не привели к заметному изменению в структуре стен собора).Из выше сказанного следует, что тот собор, который мы видим сегодня, фактически полностью построен в XIX веке. Но в таком случае, на каком же основании традиционная история уверяет нас, что перед нашими глазами – средневековый храм? Традиционно настроенный читатель может возразить: пусть так, пусть собор почти полностью создан в XIX веке; но почти наверняка он воспроизводит средневековый оригинал, стоявший на этом месте начиная с XIII века.А какие есть основания для такой гипотезы? – спросим мы. Есть ли подлинные средневековые рисунки, изображающие средневековый Кельнский собор ранее XVIII века? Нам почему-то кажется, что таких рисунков (датируемых ранее XVIII века) попросту нет. Во всяком случае, в той же брошюре Арнольда Вольфа, приведена (как, по-видимому, самая древняя) лишь гравюра 1834/1836годов, изображающая Кельнский собор. Замечательно, что на ней показан собор, очень похожий на современный. По нашему мнению это означает только то, что строительство собора в его современном виде началось около 1825 года, (что, собственно говоря, и утверждает приведенная нами выше схема каменной кладки), и было завершено в основных чертах около 1835 года. Строили около 10лет. Гравюра зафиксировала последний этап создания храма. Затем, в XIX и XX веках он несколько раз действительно реставрировался, перестраивался, но внешний его облик менялся незначительно.Какие-то следы древнего строения на месте современного Кельнского собора все-таки, вероятно, были. Ведь отмечена же на чертеже какая-то загадочная кладка в некоторых частях фундамента, датируемая эпохой 1248-1560 годов. Однако из той же схемы совершенно недвусмысленно следует, что эта древняя средневековая кладка была использована, в том числе и как строительный материал при постройке собора в XIX веке. Взгляните на рисунок. Левая башня собора в своей нижней части выложена камнями XIX века, между которыми кое-где проложены камни XIII-XVI веков! А верхняя половина башни (как и второй башни) целиком создана в XIX веке. Таким образом, древнее средневековое строение, бывшее на месте со временного Кельнского собора, было демонтировано в XIX веке, и его материал пошел на строительство фактически нового здания.

3. Подновление памятников истории и культуры. Происхождения Стоунхенджа

3.1 Традиционные версии подновления памятников

Продолжая тему реконструкции памятника и нетождественности его воссозданию рассмотрим традиционные версии подновления на примере отечественных памятников.

Памятники истории и культуры - важнейшая часть духовного наследия народа. Они призваны служить целям развития науки, народного образования и культуры, формирования высокого чувства советского патриотизма, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания.

Памятники культуры, как и все живое, подвержены старению. Этот процесс неудержим, однако он может быть замедлен, приостановлен, памятник может быть возвращен к жизни. В этом и состоит задача реставрации. Реставрация - это укрепление и восстановление разрушенных, поврежденных или искаженных памятников истории и культуры с целью сохранения их исторического и художественного значения.

Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации — восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации — сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет.

Искусство реставрации памятников известно с давних пор. Еще в XVII и XVIII вв. известные мастера наряду с созданием новых реставрировали старые памятники. Во второй половине XIX в. появилось новое понимание задач реставрации: восстановление первоначального вида памятника на основе предварительного изучения произведений искусства соответствующего периода. Утраты стали восполнять путем копирования сохранившихся частей или аналогичных предметов.

На рубеже XIX и XX вв. складываются основы научной реставрации музейных экспонатов, наиболее полно разработанные в отношении памятников архитектуры. Большой вклад в создание теории научной реставрации памятников культуры внесли отечественные архитекторы, художники и искусствоведы. Основные принципы этой теории закреплены Венецианской Хартией II Международного конгресса архитекторов и технических специалистов (1964 г.), а также в ряде решений международных организаций по охране и реставрации памятников (ЮНЕСКО и др.). Главный из этих принципов заключается в том, что реставрируемый памятник культуры рассматривается прежде всего как исторический документ, значение и ценность которого со временем только возрастают, поэтому его искажение или модификация недопустимы. Реставрационные действия должны быть направлены главным образом на укрепление, консервацию памятника.

В последние годы во многих странах отмечается повышенный интерес к истории культуры, проблемам охраны и реставрации произведений искусства. Эта тенденция особенно характерна для нашей страны, где сохранение памятников культуры стало всенародным делом. Повсеместно возрождаются историко-архитектурные памятники, разрушенные войной, восстанавливаются старые и создаются новые мемориальные музеи выдающихся людей нашей Родины - писателей, художников, общественных деятелей, ученых. Интерьеры этих музеев должна заполнить мебель, которая также нуждается в реставрации.