Смекни!
smekni.com

Использование Стоунхенджа для развития научного туризма (стр. 5 из 12)

Далее рассмотрим отечественные примеры реставрации (подновления) памятников.

Церковь св. Георгия в Старой Ладоге (приложение 14).

Этот строгий по очертаниям древний белокаменный храм, увенчанный единственным куполом, возвышается рядом с остатками старинной крепостной стены бывшей ладожской крепости — несмотря на простоту своих форм, этот памятник древнерусской архитектуры производит сильнейшее впечатление и навевает атмосферу давно ушедшей старины. Весьма знамениты и уцелевшие фрагменты фресок Георгиевской церкви, относящиеся к числу самых ранних произведений русской живописи, дошедшей до нашего времени.

За многие века своего существования церковь не могла не прийти в аварийное состояние — капитальный ремонт храма был произведен в 1683—1684 годах, когда щипцовое покрытие кровли заменили на четырехскатное, что повлекло за собой повышение барабана, закладку четырех его окон и растеску оконных проемов в северной и южной стенах храма. С течением времени грунт вокруг храма сильно повысился, поэтому в ходе реставрации уровень пола был поднят примерно на 1 м, что привело к повышению порталов. Конструкция здания была укреплена дубовыми связями, заведенными в толщу стен. Кроме того, с западной стороны к церкви пристроили притвор, который также выполнял функцию контфорса, подпирающего стену.

Эта реставрация была выполнена настолько основательно и своевременно, что необходимость в следующем ремонте возникла только в 1760-е годы. Вместе с тем значительная часть росписей сильно пострадала в ходе перестроек, расширения оконных и дверных проемов. Остальные росписи были сбиты со стен, за исключением тех участков, где грунт фресок имел прочное сцепление с кладкой. Стены изнутри полностью заштукатурили и забелили, а остатки росписей, закрытые этими напластованиями, были преданы забвению, и лишь росписи барабана, благодаря своей цельности и хорошей сохранности красочного слоя, оставались нетронутыми. Сбитые фрески оказались погребенными под новым полом, и лишь недавно, благодаря стараниям сотрудников Староладожского музея, они были собраны и учтены.

В 1890-х годах один из основоположников русской реставрационной школы академик В. В. Суслов поставил вопрос о необходимости научной реставрации церкви св. Георгия, однако ремонтно-реставрационные работы были проведены лишь в 1902 году на выделенную государством субсидию. 14 июля 1904 года храм был вновь освящен. В ходе работ 1903—1904 годов была полностью заменена на цементную штукатурку наружная обмазка, поставлены новые металлические рамы в окна, сделана новая железная кровля, покрытие купола выполнено в виде шлемовидной главы с металлической имитацией лемеха и установлен новый цементный карниз под четырехскатную кровлю. Внутри храма были отремонтированы хоры и настлан новый пол из метлахской плитки на бетонной основе. Что же касается фресок, то их постарались оставить в нетронутом виде. Вместе с тем эта реставрация не решала проблемы конструктивного укрепления памятника.

Между тем эти работы явились одним из первых и печальных опытов широкого применения цемента в архитектурной реставрации — его губительными последствиями, проявившиеся уже в ближайшие годы, стало разрушение цоколей стен, отслоение цементной обмазки, повышенная сырость внутри храма и появления плесени и выступавших кристаллов солей на фресках.

Следующая научная реставрация началась лишь в 1920-е годы. В 1925—1928 годах силами специалистов Ленинградских реставрационных мастерских был проведен огромный комплекс работ по архитектурной реставрации Георгиевской церкви, в результате чего памятник был освобожден от большинства поздних пристроек и напластований В 1927—1928 и 1933 годах силами московских реставраторов из Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) были обновлены и фрески. Но, к сожалению, всем этим работам не суждено было завершиться, поскольку в 1934 году в ходе антирелигиозной кампании все государственные реставрационные учреждения, специализировавшиеся на реставрации древнерусских памятников, были ликвидированы. Но главное, что строение получило запас прочности, позволивший ему прожить еще несколько десятилетий.

Разрушения, которые коснулись многих храмов северо-западной России во время Великой Отечественной войны, не затронули Георгиевской церкви в старой Ладоге. И уже в период с 1952 по 1962 год ленинградские реставраторы под руководством архитектора А. А. Драги провели значительные ремонтно-восстановительные работы, коснувшиеся главных ладожских древностей, в том числе и Георгиевского храма. В результате церковь максимально приблизилась к своему первоначальному виду: был понижен до первоначального уровня грунт вокруг храма, соответственно понижен его пол, восстановлены формы дверных проемов, раскрыты все заложенные окна стен и барабана, установлены деревянные окончины в древних формах, вычинена кладка стен, заменено покрытие кровли и купола и, наконец, оштукатурен весь храм. Тем не менее, многие архитектурные работы остались незавершенными, а реставрация фресок вообще не проводилась. В конце 1970-х годов специалисты снова приступили на этот раз уже к целому комплексу сложных научно-изыскательских, исследовательских и практических работ, которые продлились почти два десятилетия и были по большей части завершены только в 1996 году. Архитектура храма впервые со времен первых перестроек XV века обрела свой первозданный облик, а сохранившиеся участки стенописи были полностью раскрыты из-под чужеродных напластований и приведены в экспозиционный вид.

Исаакиевский собор (приложение 15).

Исаакиевский собор был освящен и открыт в 1858 году, но уже в 1870-е годы ему потребовалась реставрация. Большая масса этого здания, разновременность постройки восточной (ринальдиевской) и западной частей храма, а также то, что портики воздвигались раньше стен, привели к неравномерной осадке и деформации отдельных частей сооружения. Кроме того, начался естественный процесс выветривания мраморной облицовки. Все это потребовало проведения длительных и трудоемких ремонтных и реставрационных работ, которые начались, по существу, еще на завершающем этапе строительства собора в 1840-х годах. Тогда Монферрану пришлось дополнительно укреплять основания колонн портиков и частично заменить мраморную облицовку фасадов. В дальнейшем подобные работы не прерывались, та или иная часть здания постоянно находилась в лесах.

В 1867 году обнаружили трещины в местах соединений медных листов кровли, в которые просачивалась влага, повреждая кладку стен. В течение двух лет ремонтировали кровлю, была выполнена реставрация медной обшивки стилобата главного купола, а также отремонтированы водосточные трубы. В начале 1870-х годов выяснилось, что из-за неравномерной осадки портиков их перекрытия стали опираться только на один край колонны. Колонны, в свою очередь, отклонились у основания от вертикали, в них стали появляться трещины. Под руководством академика Е.А.Сабанеева в 1873 году начинаются работы по выравниванию колонн портиков, определившие начало первой комплексной реставрации храма. Она продолжалась в течение 25 лет. Были устранены основные дефекты конструкции здания, мраморной облицовки и проведена реставрация живописи. Во время ремонта наружный рускеальский мрамор был частично заменен флорентийским мрамором бардиллио - более устойчивым, но отличающимся от рускеальского более темным цветом.

В начале XX века в соборе провели частичную реставрацию живописи.

Следующий этап работ в храме - конец 1920-х годов. После проведения нивелировки, показавшей, что западная часть здания осела на 47 см больше восточной, частично восстановили мраморную облицовку. Тяжелым испытанием стала для собора Великая Отечественная война. Несмотря на принятые меры (позолоту куполов покрыли маскировочной краской), он сильно пострадал от бомбежек, артобстрелов, сырости и холода.

Уже в октябре 1941 года рядом с собором разорвался снаряд, осколки которого частично разрушили мраморную облицовку северной стены и повредили гранитные колонны портика на глубину 10 - 15 см. Взрывной волной были выбиты стекла. Год спустя другой снаряд пробил медную кровлю и разорвался на своде малого купола. Еще больший ущерб был нанесен храму в результате нарушения температурно-влажностного режима. С начала войны здесь не работала отопительная система, снег и дождь проникали внутрь, через пробоины в кровле. Живопись на стенах и сводах была сильно загрязнена, ее лак потемнел и разлагался, осыпался красочный слой, местами штукатурка отставала от кирпичной кладки. Так, были утрачены некоторые фрагменты "Страшного суда" работы Ф.А. Бруни. Пострадала наружная мраморная облицовка, утрачена большая часть золоченой лепнины на сводах и карнизах. Послевоенная реставрация Исаакиевского собора началась в 1945 году с ремонта инженерных сетей, водопровода и канализации. Заново остеклили окна, отремонтировали кровлю и промыли от защитной краски позолоту куполов.

С 1947 по 1950 год реставраторы занялись консервацией настенной живописи.

Красочный слой укрепляли составом из пчелиного воска, канифоли, скипидара и спирта. Места его отставания от штукатурки после нанесения укрепляющего состава в горячем состоянии проглаживали через кальку утюгами. Такой способ позволял надежно скрепить красочный слой со штукатуркой и предохранить его от влажности. Поверхностные загрязнения удаляли составом из спирта-ректификата и скипидара. Эти работы позволили предотвратить дальнейшее разрушение росписей, но консервации подвергалась не вся живопись, а лишь наиболее пострадавшие картины в аттике, алтарях и нишах пилонов.