Смекни!
smekni.com

Использование Стоунхенджа для развития научного туризма (стр. 7 из 12)

Все производимые на сегодняшний день реставрационные и консервационные работы могут быть разделены по видам на 37 основных разделов — от предпроектной стадии до реставрации монументальной живописи, которая состоит из 12 специальных разделов по конкретным видам работ. Стадии проведения реставрационных работ предшествует стадия археологических, научно-технических, инженерно-биологических и архитектурных исследований, с тем, чтобы на момент начала реставрационных работ существовала исчерпывающая информация о памятнике, обследовано состояние памятника, выявлены разрушающие факторы и разработаны методы их устранения, а также необходимая проектная документация.

Сходя из выше сказанного, отметим, что немало проблем при реставрации памятников связано с утратой основаниями и фундаментами полностью или частично своих несущих способностей. Подобные проблемы возникали и при проведении ремонтных работ в минувших веках. Сегодня, чаще всего стены подвалов зданий дополняют новой кирпичной кладкой, в наружных стенах подвалов устраивается вентиляция для улучшения влажностно-теплового режима, также старые фундаменты зданий усиляют вдавливаемыми сваями большой длины, обеспечивая тем самым совместную работу и старых фундаментов, и свай. Дефектные участки кирпичной кладки стен подвала и наземных этажей заменяют новой кладкой, трещины в кладке инвестируют раствором. В каждом конкретном случае после детального обследования состояния всех элементов и конструкций зданий разрабатывается ряд ремонтно-реставрационных мероприятий.

Памятники и случаи реставрации обладают бесконечным многообразием, не допускающим догматического подхода. Поэтому нет и не может существовать набора жестких требований, которые реставратору надлежит механически соблюдать. Реставрацию следует рассматривать, как специфический творческий процесс. При этом вынесение решения о судьбе памятника не может быть доверено суждению одного человека, какой бы высокой квалификацией он ни обладал, а подтверждается авторитетным кругом специалистов.

3.2 Естественнонаучные возражения и скандальные фотодокументы

Заметим, что все камни Стоунхенджа-I происходят из местных каменоломен.

Второй Стоунхендж выглядит совсем иначе, вернее, он дважды выглядел иначе, потому что лет за 20—30 строители дважды меняли замысел. Сначала они собрали круг из голубоватых камней (тех самых, из Уэллса), поставив их тесно в пары и перекрыв каждую пару такой же балкой. Теперь казалось, что вокруг центра движется хоровод великанов, уставившихся друг другу в затылок. Почему-то эта композиция не понравилась строителям, и они разобрали порталы, аккуратно выстроив 60 вертикальных камней по кругу.

Сомнений нет, Стоунхендж-II строили люди «бейкеров», осевшие здесь плотной колонией — принадлежавшие им и только им предметы во множестве попадаются во втором слое снизу. Но ведь это указывает нам на то, кто были строителями первого храма под открытым небом. Конечно же, это были те самые миссионеры солнечного культа, которые причалили к берегам острова за одно-два поколения до торговцев-путешественников.

Перепутать невозможно потому, что строители Стоунхенджа-I были типичными доликоцефалами — длинноголовыми северянами, тогда как люди бейкеров — брахицефалами, круглоголовыми средиземноморцами.

Но прошло еще несколько поколений, и Стоунхендж перестраивается вновь. Именно теперь возникла та четырехслойная концентрическая композиция, которую зарисовывал в свой блокнот Иниго Джонс.

Архитектурный профессионализм первых стадий строительства несомненен, но строительством «третьей очереди» мог уже явно руководить только очень изощренный в своем искусстве зодчий (чтобы яснее понять масштаб времени, заметим, что перестройки Московского Кремля или парижского Лувра заняли столько же столетий, не больше и не меньше). «Подкова» из пяти порталов нарастающей к центру высоты — это отточенная художественная идея. Включить в нее подобную по форме «подкову» из камней поменьше (иного цвета), стоящих мощным частоколом вокруг «алтаря», окружить «подкову» снаружи кольцом голубоватых столбов, а это кольцо — еще одним кругом серых порталов, — это работа, которой бы не постыдился ни один из живших в прошлом и живущих сейчас архитекторов планеты.

Вместе с окружающим земляным валом, вместе с камнем Хеле и дорогой, обтекающей его с обеих сторон, вместе с окрестным пейзажем Стоунхендж представляет собой настоящий шедевр искусства, не нуждающийся ни в каких скидках на «доисторическое происхождение».

Кто же он, великий строитель? Самое удивительное, что мы можем ответить на этот вопрос почти точно, но сначала еще немного о самом строительстве. Уже камни Стоунхенджа-I обработаны техникой, которой пользовались египтяне и в те времена, когда у них было множество бронзовых инструментов. Каменный блок не отесывают зубилом (сделать это с излюбленным египтянами гранитом без сверхпрочных стальных инструментов почти невозможно), а обивают тяжелым и очень прочным молотом. Не нужно думать, что это неэффективная техника: студенты Каирского университета опробовали ее не так давно, и оказалось, что не перенапрягаясь, можно сколоть с гранита площадью в квадратный дециметр примерно 1,5 см толщины за один час. Камень Стоунхенджа много мягче гранита, и работа должна была идти довольно спорно.

При этом, Давиденко и Кеслер ссылаются на фотографии, на которых «явственно» видны следы отпадения кусков «штукатурки», а под ней - подозрительно гладкий камень.

Зубья и гнезда надо было притесывать точно. И вот оказалось, что хотя среди каменных молотов, вес которых колебался между 12 и 30 кг, не найдено ни крупинки бронзы или меди, строители Стоунхенджа все же использовали металл. На глубоко ушедшем в землю конце серого камня обнаружилась слабая зеленая черточка, и тонкий химический анализ показал: это след медного орудия. Металл можно было только привезти сюда издалека, и цена его была непомерно высока, чтобы позволить себе потерять или забыть инструмент. Это инструмент с юга, большего мы пока сказать не можем.

Загадка уэлльских голубоватых камней прояснилась довольно быстро, когда анализ аэросъемки и пробные траншеи доказали, что прямая как стрела дорога сворачивает в полумиле к берегу реки Эйвон. Заметили также, что дорога петляет не случайно. Подобно персидским или римским шоссе, эта дорога проходит по самым пологим уклонам от берега реки до Стоунхенджа. Стало ясно, что строители избрали длинный, но выгодный путь по воде. Каменные блоки стащили к заливу Милфорд-Хейвен, провезли вдоль берега по Бристольскому заливу, вверх по Эйвону до того места, откуда камни можно было тащить по наивыгоднейшему маршруту. Где был накоплен к тому времени наибольший опыт перевозки огромных каменных блоков на большие расстояния по воде? В Египте, там за тысячу лет до Стоунхенджа гранит далекого Асуана перевозили по Нилу к Мемфису, и было это вполне заурядным делом.

И тем не менее не египтяне строили Стоунхендж, хотя их опыт был использован архитектором. Как-то вечером один из участников очередной археологической экспедиции заметил, что косой свет выделил на поверхности одного из гигантских блоков съеденные временем гравированные контуры. После всевозможных манипуляций рисунок удалось «проявить» — представьте себе, что вы пытаетесь прочесть на четвертом снизу листке тетради то, что было написано шариковой ручкой на первом, верхнем. Ошибки не было: кто-то вырезал на поверхности камня изображение медного топора и характерный, опознаваемый специалистами с первого взгляда контур крито-микенского кинжала.

Чужое оружие изображали всегда только в руке поверженного врага, в груде добытых в бою трофеев. Нет, перед нами очевидный «автограф». Да и время «подходит» — XVI век до н.э., это расцвет культуры на Крите. Мы знаем, что критские корабли бороздили все Средиземное море, критские колонии были и на сирийской, и на сицилийском берегах, Крит (египтяне называли его Кефтиу) был очень тесно связан с Египтом. Значит, ничего невероятного в этом нет: Стоунхендж-III мог строить архитектор из Кносса или Микен, а посредниками, которые наняли его для работы в далеком северном краю, могли быть люди «бейкеров», бывавшие всюду.

Конечно, перед нами только косвенные свидетельства. Трудно надеяться на то, что мы когда-либо узнаем больше и прочтем, к примеру, письмо или своего рода отчет о творческой командировке. Но даже это нельзя исключить наверное — критское линейное письмо «А» еще не расшифровано. Пока же мы вправе дать некоторую волю фантазии. Вы помните греческий миф о Дедале, который построил для царя Миноса Лабиринт, в таинственной глубине которого жил Минотавр, убитый Тезеем с помощью Ариадны, влюбившейся в заморского героя с первого взгляда? У этого предания есть продолжение, донесенное нам великим Геродотом.

Обелиски трилитов обливались бетонной смесью в вертикальном положении: трещины в штукатурке идут сверху вниз, замыкаясь книзу. Ядро обелиска – плотный бетон, внешняя оболочка – зернистый пористый бетон под травертин. Хороший цемент, известняковая крошка, медный купорос в качестве красителя – вот исходные составляющие. Искусственный голубой травертин как внешний слой "псевдомонолитов". Обнаружены следы обрушения штукатурки. Есть сведения о переговорах Исаака Ньютона с лордом Солсбери по поводу места для обсерватории Нулевого меридиана; тогда понятна черновая разметка территории. Гринвич был выбран позже. А каменная модель обсерватории осталась на равнине Солсбери.