Cтонхендж, одна из крупнейших мегалитических построек, расположен на просторной равнине в окрестностях Солсбери, в трех километрах к западу от Эймсбери.
Уже в VI—VII веках люди начали задаваться вопросами: кто его построил и какое назначение имела эта постройка. Ученые разных времен ми народов выдвигали различные версии:
-место ритуальных церемоний и погребений/жертвоприношений;
-храм Солнца;
-символ власти доисторических жрецов;
-город Мёртвых или место захоронений;
-языческий собор или священное место;
-астрономическая обсерватория древних учёных;
-место посадки космических кораблей НЛО.
Первое письменное упоминание о Стоунхендже встречается в труде клирика Генри Хантингтонгского, описавшего историю Англии около 1130 года. Это был единственный древний монумент, который он счел достойным упоминания:
"Стэнэнджес (Стоунхендж), чьи камни удивительного размера были воздвигнута на манер дверей, являет собой одно из чудес древности; никто не может понять, каким образом столь огромные камни были подняты над землей и почему они стоят именно в этом месте".
Однако еще до Генри Хантингтонгского Стоунхендж должен был привлекать к себе значительный интерес, поскольку его староанглийское название состоит из слов stan (stone - камень) и hencg (hinge - стержень, шарнир) и происходит от языка саксонских завоевателей, покоривших Британию гораздо раньше. Стоунхендж - единственный каменный круг, название которого относится к столь отдаленному прошлому. Генри Хантингтонгский, благоразумно избегавший спекуляций на тему Стоунхенджа, не произвел впечатления на своих современников, предпочитавших красочное описание Гальфрида Монмутского, которое увидело свет несколько лет спустя. Гальфрид приписывал строительство Стоунхенджа волшебнику Мерлину, который выполнял приказ Аврелия Амброзия (согласно легенде, это был дядя короля Артура). Монумент был воздвигнут в память о безоружных вождях бриттов, убитых коварными саксами. Интересно заметить что, по словам Гальфрида Монмутского, каменный круг уже стоял в Ирландии, но был перенесен в Англию колдовством Мерлина.
История Гальфрида Монмутского, полная убедительных деталей, содержала дату сооружения каменного круга и объясняла причину его постройки. Не удивительно, что она имела огромный успех. Как заметил доктор Крис Чиппендейл, изучавший сочинения о Стоунхендже, Гальфрид "написал о том, что хотели услышать английские читатели: о поразительных приключениях, доблести, волшебстве и рыцарских подвигах с явным патриотическим оттенком". Представления о Стоунхендже в средние века опирались в основном на историю Гальфрида Монмутского.
К XVII веку исследователям понадобились новые аргументы в поддержку теорий Гальфрида Монмутского помимо утверждений, что он пользовался "одной очень древней книгой на бриттском языке". Первые раскопки в Стоунхенджа проводились по указанию короля Якова I, посетившего монумент в 1620 году. Герцог Бэкингемский предложил владельцу земли Роберту Ньюдайку крупную сумму за Стоунхендж, но столкнулся с отказом. Однако Бэкингем получил разрешение выкопать яму в центре монумента. Никаких сведений о результате работ не сохранилось, и родоначальник систематических исследований Стоунхенджа Джон Обри, расспрашивавший местных жителей в 1666 году, выяснил, что они помнят лишь о находке "оленьих и коровьих рогов, а также древесного угля". Тем досаднее выглядели намеки на более важные открытия: "Что-то нашли, но миссис Мэри Тротмэн (одна из опрошенных) забыла, что именно".
Король попросил своего главного архитектора Иниго Джонса составить описание замечательного монумента. На основании своих наблюдений Джонс пришел к выводу, что строители Стоунхенджа следовали римским правилам архитектурной планировки, но он умер, прежде чем успел опубликовать результаты своих размышлений. Пользуясь записями, оставленными Джонсом после его смерти в 1652 году, его помощник и преданный ученик Джон Уэбб написал объемистый труд "Самая Известная Древняя Достопримечательность Великобритании, в Просторечии Называемая Стоунхендж на Равнине Сейлсбери: Реконструкция". Для Джонса и Уэбба архитектурная премудрость строителей Стоунхенджа ничем не отличалась от познаний римских, архитекторов, строивших дворцы и храмы в Италии. Качество и масштабы конструкции исключали участие в строительстве древних жителей Британии, которые считались "жестоким и варварским народом, не способным даже нормально одеваться, не говоря уже о строительстве "таких замечательных памятников, как Стоунхендж". Автор книги пришел к выводу, что Стоунхендж был построен в I-IV веке н. э., в эпоху мира и изобилия, когда Англия была частью владений Римской империи.
Критики сразу же подвергли сомнению доказательства в поддержку этой теории. Они указывали, что римские пропорции в плане Стоунхенджа применимы лишь в том случае, если превратить подковообразную форму внутреннего кольца сарсенов в правильный шестиугольник. Стоячие камни вовсе не являются колоннами, не говоря уже о "тосканском ордере"1, поскольку у них отсутствует и база, и капитель". Более того, ученым современникам было трудно поверить, что римляне осуществили такой крупный строительный проект и не снабдили монумент множеством надписей, высеченных на камне.
Через несколько лет доктор УолтерЧарльтон, личный врач короля Карла II, предложил совершенно иную датировку для Стоунхенджа после поиска сходных структур в континентальной Европе. Переписка Чарльстона с датским знатоком древностей Олафом Вормом убедила его в том, что Стоунхендж был воздвигнут в IX веке нашей эры, когда скандинавы завоевали большую часть Англии. По его мнению, Стоунхендж был местом коронации датских королей, а его планировка соответствовала форме короны. Это была актуальная трактовка с учетом того, что Карл II лишь недавно вернулся на трон, но она не подтверждалась реальными доказательствами. Отсутствие каких-либо упоминаний о Стоунхендже в ранних средневековых текстах лишает эту теорию убедительности, в то время как знакомство со скандинавскими мегалитическими постройками показывает, что они значительно уступают в размерах Стоунхенджу.
Первым, кто предположил, что Стоунхендж построен древними бриттами, был Джон Обри в 1666 году. Обри лично составил план участка и обратил внимание на кольцо углублений, расположенных с внутренней стороны вала и ныне известных как "лунки Обри". Его подход весьма отличался от предыдущих комментаторов: он не стал искать доказательств иностранного происхождения Стоунхенджа, а указал на его связь с многими другими каменными кругами на территории Британии. Обнаружив, что ни римляне, ни саксонцы, ни датчане не строили подобных монументов, Обри пришел к выводу, что они "имеют отечественное происхождение". По мнению Обри, Стоунхендж был создан друидами, известными по описанию из римских источников.
Уильям Стьюкли популяризировал теорию о доисторическом происхождении Стоунхенджа в 1740 году, когда вышла его книга "Стоунхендж: храм британских друидов". К сожалению, его раскопки в центре подковообразной структуры никак не подтвердили это предположение. Первая находка хронологически определимых объектов в районе монумента - несколько римских монет, выброшенных кроликами, рывшими норы в окрестностях - вызвала у него некоторую озабоченность, но он решил, что монеты были оставлены посетителями Стоунхенджа. Стьюкли также открыл аллею, идущую от северо-восточного входа
Итак, научная работа Стьюкли по изучению Стоунхенджа была первой попыткой установить дату происхождения памятника[7]. Работая вместе с известным астрономом Эдмундом Галлеем, он предположил, что строители Стоунхенджа обладали знаниями о магнетизме, и выровняли памятник по направлению на северный магнитный полюс. Стьюкли воспользовался неполными данными по смещению Северного Магнитного Полюса; он предположил, что полюс колеблется с определенной закономерностью. Сегодня известно, что Северный Магнитный Полюс перемещается неравномерным образом. Тем не менее, Стьюкли пришел к выводу, что Стоунхендж был закончен в 460 г. д.н. э., что, как мы знаем, на несколько тысяч лет позднее установленной даты.
Во времена Стьюкли посещение Стоунхенджа начало входить в моду, причем многие посетители не только жгли костры внутри круга камней, но и старались увезти с собой какой-нибудь сувенир. Стьюкли протестовал против "возмутительного обычая откалывать куски камня тяжелыми молотами". От этого вандализма главным образом страдали сарсены, так как "синие камни" были гораздо прочнее. Продолжающееся разграбление монумента привело к предсказуемым последствиям; в январе 1797 года один из трилитонов рухнул на землю. Это несчастье послужило толчком для дальнейших исследований. Их возглавил Уильям Каннингтон, раскопавший около двухсот могильных курганов вокруг Стоунхенджа на долине Сейлсбери. В 1802 году он изучил центральный участок; но не добился большого успеха, если не считать разрозненных находок доисторической керамики.
«Этим летом я проводил раскопки в нескольких местах, как в самом Районе, так и в окрестностях Стоунхенджа, стараясь не слишком приближаться к камням. В частности, перед Алтарем (упавший сарсен) я копал на глубину пяти футов или более и обнаружил древесные угли, кости животных и глиняные черепки. Среди последних было несколько кусков, сходных с грубо обработанными урнами, какие иногда находят в могильных курганах, а также обломки керамики римского периода»[8].