Смекни!
smekni.com

Анализ историко-культурного и природно-рекреационного потенциала Орехово-Зуевского района Московской области (стр. 9 из 14)

Необходимо также отметить, что для строительства разных объектов в городе Морозовы приглашали только лучших архитекторов и художников России. Например, Зимний театр строился по проекту согласованному с Ф. О. Шехтелем; все украшения в Орехово-Зуевском храме были выполнены по проектам академика архитектуры С. У. Соловьева; колокольню и притвор Зуевского храма строил известный московский архитектор И. Е. Бондаренко; своды Ореховского и Зуевского храмов расписывал сам Васнецов с учениками, а Н. А. Касаткин написал здесь две картины:"Викуловский бунт 1897 г." И "Новый ткацкий зал в Орехово-Зуеве".Именно любовь Саввы Морозова к театру сделали возможным рабочим Орехово-Зуева приобщиться к большому искусству. Благодаря ему здесь выступали Шаляпин, Станиславский, Нежданова, Книппер-Чехова, Гельцер, Смирнов, Давыдов, Правдин, Голованов, Рыжов, Остужев и многие другие титаны сцены.[28]

Мало какие другие города Подмосковья могли бы сравниться с Орехово-Зуевом по своей исторической значимости, развитию образования, культуры и промышленности. И ведь почти все это связано с Морозовыми, которые никогда не оставляли без внимания свою историческую родину и продолжали любить ее и заботиться о ней, несмотря на стачки и другие разборки с рабочими. А рабочие искренне любили Морозовых. К примеру, в церкви села Нестерево недалеко от Орехово-Зуева висела икона Саввы Стратилата, на которой в нижней части бронзовой доски были отлиты следующие слова: "Сия святая икона сооружена рабочими в вечное воспоминание безвременно скончавшегося 13 мая 1905 года, незабвенного директора правления, Саввы Тимофеевича Морозова, неустанно стремившегося к улучшению быта трудящегося люда".

Впервые вопрос объединения Орехова, Зуева и Никольского в один город поднимался Морозовыми еще 1889 году, второй раз в 1901 году на встрече с владимирским губернатором в семейном особняке Морозовых в Никольском, однако решился он в положительную сторону временным правительством3 июня 1917 года после февральской революции. Именно после нее Орехово-Зуево и осталось без Морозовых.

Недалеко от города Орехово-Зуево располагалась густонаселенной в основном старообрядцами местность под названием Гуслицы. В этот край, который находится на востоке Подмосковья, входит около 60 населённых пунктов. Раньше он был в составе Богородского уезда Московской губернии, а на сегодняшний день это южная часть Орехово-Зуевского района Московской области. Населён преимущественно старообрядцамиБелокриницкойиерархии, но имелись также небольшие общины беглопоповцев-лужкан, поморцев, мокеевцев. Последних из них можно до сих пор встретить в некоторых деревнях Гуслицы.[29]

Впервые это название, которым местность обязана реке Гуслице, протекающей неподалеку, употреблялось в духовной грамоте Ивана Калиты первой половины XIV века.

Считается, что после стрелецких бунтов в конце XVII века в Гуслицкие леса бежали гонимые за старую веру царём стрельцы и бояре. В старых источниках деревня Барская,которая находится рядом с нынешним Давыдовым раньше так и называлась - Боярская. Далее они сменили многих хозяев.С 1710 года Гуслицы принадлежали А. Д. Меншикову. С 1728 годаС. В. Лопухину и его жене. В 1767 году Н. И. Демидов купил одну треть Гуслиц и переселил в Сибирь более 600 гусляков, а в 1794 году эта часть Гуслиц, в которую входило 44 деревни, перешла во владение помещицы О. А. Жеребцовой.

Название «Гуслицы» сохранилось, после ликвидации волости как административной единицы, именно благодаря старообрядцам, которые создали здесь самобытную культуру и были известны жителям всей России как гусляки.

Ликино-Дулево

Вторым по величине городом района является Ликино-Дулево. Расположен он в семи километрах южнее от Орехово-Зуево, а население его по данным 2010 года составляет более 31 тысячи человек.

В некоторых источниках считается, что деревни Ликино и Дулёво появились еще во времена Ивана Грозного, в других - деревня Ликина впервые упоминается в 1637 году в книгах переписи церковных земель Владимирского уезда. В 1832 году крестьянин Терентий Кузнецов, разбогатев, купил землю близ деревни Ликино на пустоши Дулёво и основал на этом самом месте фарфоровый завод.[30]Считается, что рядом с пустошью был лес, за которым присматривал лесник, И.Дулёв, благодаря чему место и получило название Дулёво. Необходимо отметить, что этот крестьянин, купивший землю, был дедом самого известного в Российской империи фарфорового фабриканта Матвея Кузнецова, который сделал этот завод одним из самых крупнейших в России и лучших в Европе.

В то время власти решили искоренить незаконные промыслы, что освободило много дешёвых рук, чем и воспользовался Кузнецов, решивший построить фарфоровый завод. К тому же этому способствовало то, что Гжель на тот момент выпускала кустарную некачественную, непрочную и неряшливую продукцию, которую из-за дешевизны покупали крестьяне, но людям с хорошим достатком была неинтересна. Заводже Кузнецова строился современным, рассчитанным на выпуск только высококачественной продукции. Здесь, впервые в отрасли, было устроено разделение труда: формовка, роспись, обжиг, что на четверть увеличило производительность, количество и качество готового товара. Затем Терентий Кузнецов выкупил посудный завод Сафронова в соседней деревне Короткой, который славился своей росписью по фарфору, и перевел лучших специалистов в Дулево. Этот ход привел к развитию ремесла, а замечательные цвета вдохнули новую жизнь в фарфор. Кстати, благодаря прочным связям со старообрядцами и постоянному росту предприятия, в 1843 году был основан новый завод в Риге, где, продавая продукцию по демпинговым ценам, разорили всех конкурентов. Позже именно Матвей Кузнецов быстро оценил все преимущества использования торфа, увидев в нем возможность добиться постоянного качества, ведь таким образом снижалась доля брака. Таким образом, Дулёвский завод, который был окружён торфяниками, одним из первых в России перешел на новое топливо. Матвей Кузнецов постоянно искал новые способы снижения себестоимости продукции и трепетно относился к кадровой политике, приглашая только отличных специалистов. Так как производственную дисциплину укрепляла производительность рабочих, при заводах и фабриках возводились храмы, а каждому новому рабочему даровалась Библия. Так в 1887 году был построен храм во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Дулёве.

В 1882 году сразу после Всероссийской художественно-промышленной выставки Кузнецов поднес императрице Марии Федоровне фарфоровый чайный сервиз, который ей так понравился, что фабрикант был награжден двумя высочайшими благодарностями, а в 1883 году еще и орденом Святого Станислава III степени за полезную деятельность на поприще фарфоровой промышленности.[31]

Кроме религиозных мер воздействия на персонал использовались и экономические рычаги. Например, лучшим сотрудникам от имени хозяина дарилась посуда, постоянно совершенствовалась система штрафов, а для «не очень удобных» работников действовала интересная система найма. Перед Первой Мировой войной Дулевский завод по своему техническому оснащению стал одним из лучших в Европе. Кстати, благодаря тесным связям со многими высшими чиновниками, были установлены запретительные таможенные пошлины на ввоз посуды зарубежного производства, так Кузнецов хотел избавиться и от заграничных конкурентов. Также он был одним из первых, кто старался собирать максимально полную информацию о потребностях и вкусах покупателей: по ярмаркам рассылались доверенные лица, которые изучали спрос и отправляли заказы на ходовую посуду на заводы.

Более семидесяти лет особой популярностью пользовался дулевский «агашечный» фарфор - посуда, украшенная яркими розанами, которые наносились на фарфор вместо кисти пальцем. Также Кузнецовы выпускали предельно декоративный фарфор для отечественного «общепита», именно этот яркий фарфор и помог Кузнецову стать продавцом-монополистом к началу XX века. А после того, как благосостояние людей стало расти и сословию предпринимателей захотелось иметь такую же посуду, как у аристократии, но немного дешевле. Таким образом, продукция была стилизована под западноевропейский фарфор, а после этого на заводе в Дулево начали покрывать посуду золотом изнутри сплошь или наполовину, за это она получила большую популярность, так как кричала о богатстве владельца. Однако Кузнецову очень хотелось обосноваться на самом дорогом и прибыльном рынке высокохудожественной посуды, но ни участие на выставках, ни переманивание опытных мастеров-живописцев не помогло завоевать дорогой сегмент рынка. Тогда Кузнецов выкупил завод Гарднера в Вербилках - производителя посуды высшего класса, что подхлестнуло сбыт дорогой продукции.

Таким образом, в XX век Кузнецов вступил как самый маститый производитель фарфорофаянсовых изделий в России с годовым оборотом более семи миллионов рублей, а в 1902 году он стал поставщиком императорского двора, после чего все самые выгодные заказы предлагались сначала ему.

После революции 1917 года почти все Кузнецовы были сосланы, а часть семьи стала простыми рабочими, но история завода продолжалась и без них, ведь произведения художников еще много лет исправно приносили фарфоровым заводам медали и призы на различных международных выставках. А дворец культуры Дулёвского завода, построенный выдающимся архитектором К. С. Мельниковым, является памятником архитектуры.

Чуть позже в 1930 году Ликино и Дулёво объединились в один посёлок, а спустя семь лет Ликино-Дулёво получил статус города. На тот момент его население составляло более 17 тысячи жителей.[32]

В этом же году в городе был построен Лесохимический опытный завод облагораживания древесины, который выпускал прессованную древесину и изоляционные плиты. Этот завод в 1945 году был преобразован в Ликинский Машиностроительный — ЛиМЗ по производству электропил, передвижных электростанций и шпалорезные станки. А в 1959 году именно этот завод был переименован в ЛиАЗ – знаменитый автобусный завод. В 1975 году производство было выведено на проектную мощность 10 000 автобусов в год, и уже в следующем году Указом Президиума Верховного Совета СССР ЛиАЗ был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.[33]