Смекни!
smekni.com

Показатели ловкости и их влияние на формирование навыков ведения мяча у юных баскетболистов (стр. 1 из 11)

Введение

Ведение мяча - один из основных технических элементов баскетбола, второй, после передачи, способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведение мяча - фундамент для стабильного контроля за ним, основа индивидуального обыгрывания соперника.

Сложно объясним тот факт что, игроки, не плохо владеющие техникой ведения, некоторыми финтами, на тренировочных занятиях, с трудом водят мяч даже против позиционной защиты и ошибаются на простых элементах ведения, таких как перевод перед собой, не говоря уже об ошибках на ведении против прессинга.

На данный момент для развития ведения предлагается множество упражнений, в большинстве своем они направлены на развитие ручной ловкости и эта закономерность понятна, так как для эффективного ведения мяча необходимо развивать ручную ловкость. Но ведение в баскетболе – это перемещения игрока с мячом по площадке с остановками поворотами и препятствиями, которые необходимо преодолевать максимально быстро. Из этого следует, что только ручной ловкости не достаточно, необходимо развитие телесной ловкости для максимально эффективного перемещения мяча с помощью ведения.

Теоретическая значимость работы обуславливается тем, что в литературных источниках не достаточно описано влияние развития координационных способностей и в частности специальной ловкости на выполнение ведения и эффективность его применения в соревновательной деятельности у юношей 13-14 лет.

Выявленные закономерности помогут в разработке и модификации конкретных средств для тренировки ведения – одного из сложнейших и наиболее важных элементов в баскетболе.


Глава 1. Обзор литературы по изучаемой проблеме

1.1 Сущность ведения мяча

Ни одна спортивная игра не видоизменялась в техническом отношении так, как баскетбол. На мой взгляд, это объясняется тем, что в баскетбол играют руками и предела совершенствования поэтому, видимо, нет. Виртуозное владение мячом и своим телом достигается только большим повседневным трудом. Десятки тысяч повторений отшлифовали филигранный дриблинг М. Валдмониса и бросок в прыжке В. Муйжниекса. Только таким образом количество переходит в качество.

Дриблингом должны пользоваться все игроки без исключения. Нельзя считать игрока сильным, если он не владеет ведением мяча. Не умея вести мяч нападать почти не возможно. Если обороняющийся противник приближается к нападающему, владеющему мячом, слишком близко (не далее одного метра), последний может ускользнуть от опеки с помощью ведения. Если ни одному из партнеров нельзя передать мяч, нападающий может опять таки воспользоваться дриблингом. Ведение необходимо и при позиционном нападении на организованную защиту и при быстром прорыве. Здесь оно должно быть максимально быстрым и способствовать созданию численного перевеса над противником.

Из всего сказанного ясно, что ведение – технический приём, без которого нельзя играть в баскетбол. Забегая вперёд, скажу, что мы очень много времени уделяем тренировке ведения мяча и считаем, что поступаем правильно. При ведении ощущаешь настоящее единоборство, чувствуешь руку соперника. Но единоборство не всегда оправдано, так как баскетбол прежде всего игра коллективная и все должны подчинить своё «Я» и свою технику интересам команды.

Как только игрок кончает ведение - его немедленно атакуют, мешая ему передать мяч или бросить в корзину. Необходимо добиваться максимально быстрого ведения при правильном техническом исполнении на полусогнутых ногах. Ведение на прямых ногах недопустимо. При быстром ведении игрок должен смотреть только вперед (Гомельский А. А., 1964).

Ведение мяча – приём, дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении. Ведение позволяет уйти от опекающего защитника, выйти с мячом из-под щита после успешной борьбы за отскок и организовать стремительную атаку. Обучая ребят правильной технике ведения мяча, нужно следить за тем, чтобы они управляли мячом с помощью предплечья, кисти и особенно кончиков пальцев, но не касались его ладонью. Не следует хлопать по мячу ладонью, нужно его толкать вниз, причём с такой силой, чтобы мяч отскакивал от площадки примерно до талии игрока. Чтобы быстрее развивать «чувство мяча» при его ведении, можно давать ребятам задание водить мяч в специальных очках, у которых нижняя часть стекла непрозрачная. В таких очках игрок видит партнёров и соперников, но от него скрыт мяч. Юные баскетболисты привыкают, таким образом, к ведению мяча без зрительного контроля.

Во всех случаях ведения мяча необходимо приучить игроков «отрывать» взгляд от мяча и видеть окружающую обстановку.

челночный бег ведение мяч баскетболист

1.2 Классификация ведения мяча

Ведение мяча - один из основных технических элементов баскетбола, второй, после передачи, способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведение мяча - фундамент для стабильного контроля за ним, основа индивидуального обыгрывания соперника.

Ведение различают по основным способам:

- высокое скоростное ведение (высокий отскок мяча от пола, угол сгибания ног в коленях - 135-160).

- низкое ведение с укрыванием мяча (низкий отскок мяча от пола, угол сгибания ног в коленях - 90-120″).

- комбинированное ведение.

При ведении мяч переводится с руки на руку тремя приемами: ударом перед собой, ударом за спиной или между ногами, пивотом (поворотом на 270-360 при соприкосновении с защитником).

Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, наклон тела - чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов любой момент изменить направление движения, сделать остановку, передачу или бросить по кольцу. Мяч укрывается от соперника корпусом, плечом, свободной рукой. Кисть руки, ведущей мяч, регулирует силу удара, высоту отскока и направление движения мяча. При этом мяча касаются лишь кончики пальцев, игрок не должен смотреть на мяч, а только периферическим зрением контролировать его. В поле зрения дриблера одновременно должны находиться партнеры, защитники, судьи. (Тренировка дриблинга от А.Я. Гомельского)

1.3 Ведение как сложное координационное действие

В баскетболе для быстрого и точного выполнения приемов необходим определенный уровень развития физических качеств. Поэтому при обучении юных баскетболистов важно знать возрастную динамику изменения этих качеств, которая связана с особенностями развития двигательного аппарата, и определить благоприятные (сенсетивные) периоды времени для обучения различным движениям и периоды, когда обучение в силу различных факторов затруднено.

Данные о возрастной динамике показателей быстроты, точности, совместного проявления быстроты и точности при выполнении технических приемов, а так же данные о влиянии на эти показатели возраста, занятий баскетболом и спортивной тренировки представляются актуальными для совершенствования методики обучения юных баскетболистов.

Уровень достижения спортивного мастерства в баскетболе непосредственно связан с проявлением быстроты и точности при выполнении различных двигательных действий в постоянно изменяющихся условиях игры. В учебной и методической литературе по баскетболу вопросы обучения техническим приемам, при выполнении которых необходимо проявлять быстроту и точность в сочетании, освещены недостаточно. В связи с выше изложенным и выбрана тема настоящего исследования.

Определена взаимосвязь между способностями проявлять быстроту, точность и сочетание быстроты и точности и результатами выполнения технических приемов, разработана методика контроля, позволяющая оценивать степень этой взаимосвязи.

Учитывая, что быстрота и точность выполнения технических приемов вносят существенный вклад в уровень спортивного мастерства баскетболистов, было выдвинуто предположение о том, что эффективность выполнения заданий, требующих проявления быстроты и точности, зависит от двух факторов: становление двигательного аппарата происходит неравномерно, уровень развития физических качеств и уровень развития способности проявлять точность неодинаково в разном возрасте сказываются на результатах выполнения заданий, когда необходимо проявлять координацию и точность.

Ф. Линдеберг в книге: «Баскетбол: игра и обучение» - говорит о важности ведения мяча со сменой темпа и направления движения. Так же выделяет высокое и низкое ведение, а в способах развития указывает в основном эстафеты с обводкой стоек и с включением передач мяча.

Теоретическая значимость. В теории баскетбола нет достаточно четко разработанных методических положений, позволяющих подбирать методы и средства для воспитания умений выполнять технические приемы одновременно быстро и точно, учитывая сенситивные периоды обучения быстроте и точности движений.

Практическая значимость. На основе исследования предполагается выявить степень влияния развития координационных способностей на степень владения техническим приемам юных баскетболистов в соответствии с развитием двигательного аппарата и учетом сенситивных возрастных периодов.

Рекомендации по определению периодов времени, наиболее благоприятных для обучения юных баскетболистов быстрому и точному выполнению отдельных технических приемов.

На самых первых порах изучения движений Бернштейн обнаружил, что при повторении одного и того же движения, например удара молотком по зубилу, рабочая точка молотка каждый раз очень точно попадает по зубилу, но путь руки с молотком к месту удара при каждом ударе в чем-то различен. И повторение движения не делает этот путь одинаковым. «Повторением без повторения» назвал это явление Н. А. Бернштейн. Значит, при каждом новом ударе нервной системе не приходится точно повторять одни и те же «приказы» мышцам. Каждое новое движение совершается в несколько отличных условиях. Поэтому для достижения того же результата нужны иные «команды» мышцам. Тренировка движения состоит не в стандартизации «команд», не в научении «командам», а в научении каждый раз быстро отыскивать «команду», которая в условиях именно этого движения приведет к нужному двигательному результату. Нет однозначного соответствия между результатом движения и «командами», посылаемыми мозгом к мышцам (Н.А. Бернштейн).