2.4. Понятие методологической культуры и её функции
Понятие методологической культуры в своё содержание включает
по меньшей мере два смысловых момента:
1. Прежде всего – это методологическая культура учёного как не-
обходимая составляющая его профессиональной компетенции, ее ха-
рактеризуют следующие признаки: уровень развития и степень освое-
ния ученым философских, общенаучных и конкретно-научных методо-
логических представлений, принципов, подходов и т. п.; адекватность
методологических исследований и их результатов состоянию и тенден-
циям развития философии и науки; соответствие ориентации и стиля
методологической рефлексии культурно-исторической ситуации обще-
ства, духу эпохи, основным направлениям культуры в целом; эффектив-
ность __________применения методологических знаний в конкретных научных ис-
следованиях.
35
2. Следующий смысл понятия методологической культуры рас-
крывает её в более широком масштабе как качественную характеристи-
ку любого вида деятельности. Здесь методология предстаёт в виде
форм, принципов, методов самоорганизации мышления (мыследеятель-
ности), а через это выступает средством рационализации любого вида
деятельности, способствуя реализации последней в качестве деятельно-
сти с рефлексией.
Рациональность, взятая с элементной и операциональной сторона-
ми, выступает как методология, т. е. знание о том, «как» и «чем» постигать
мир, прояснять неопределенные ситуации. Методология же со своей сто-
роны, как отмечалось, выступает средством рационализации мышления и
любого вида деятельности. Рациональность в современном понимании
предполагает целесообразность, систематичность, согласованность, ло-
гичность суждений, действий, поведения. Рациональность – это непре-
менная склонность к упорядочиванию. Методология повышает потенциал
рациональности не только за счет придания технологической оснащённо-
сти любому виду деятельности, но и, что особенно важно, вносит в про-
цесс деятельности момент рефлексивности.
Рефлексия (reflexio – обращение назад) – это способность к умо-
зрению и анализу своих актов мышления в сопряжении с их основания-
ми, посылками. Рефлексия бывает поведенческая (анализ житейской
практики); научная (критический анализ оснований и постулатов кон-
кретных научных теорий); философская (постижение предельных зна-
чений человеческого существования, культуры в целом).
В рефлексии происходит сдвиг внимания с «предметов» и решае-
мых проблем на сам процесс решения, его оснований и средств реше-
ния. Рефлексия исследует природу знания, как оно возможно, экспли-
цирует неявные посылки и базисные допущения рассуждений, мнений,
теорий.
В зависимости от направленности различают два вида рефлексии:
1) экстравертивную рефлексию, которая проявляется через обра-
щённость нашего «Я» вовне, но в рамках мышления. Здесь внимание
направлено на основания знаний о внешнем мире. Создание своих лич-
ностных образов мира, момент __________сомнения, умение видеть мир по-
другому – признаки экстравертивной рефлексии;
2) интровертивную рефлексию – это более тотальная, всеобъем-
лющая рефлексия. Здесь добавочно к анализу знания о мире подключа-
ется самоанализ, т. е. обращение внимания «Я» на само себя. Своя
жизнь, её основания (кто Я, откуда, зачем?) делаются объектом иссле-
дования. Сомнения, критика обращаются на себя. Незыблемое, уверен-
ное в себя «Я» расщепляется на должное (идеалы, нормы, мечты) и эм-
пирическое, житейское, реальное «Я». Это высший тип рефлексии, но
36
и более опасный с точки зрения внутреннего равновесия, стабильности
самосознания личности.
Методологическая культура характеризуется совмещением этих
типов рефлексии, что позволяет существенно повысить эффективность
любого вида деятельности, в том числе и научной работы. Методологи-
ческая рефлексивность способствует обоснованной, реалистичной по-
становке целей и задач деятельности, нахождению наиболее адекватных
и оптимальных средств их решения и наиболее благоприятного способа
применения полученных результатов.
37
Тема 3
НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
И ЕЁ МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
3.1. Понятие, социокультурные предпосылки
и условия возникновения науки
3.2. Этапы развития и функции науки в обществе
3.3 Основные особенности научного знания (критерии научности)
3.4. Этика науки
3.1. Понятие, социокультурные предпосылки
и условия возникновения науки
На современном уровне развития общества и культуры наука по-
нимается как своеобразная форма познания, специфический тип духов-
ного производства и социальный институт. Однако в таком качестве она
возникла в условиях новоевропейской культуры только в ХVI–ХVII в.
Рассмотрим эти условия и факторы. В первую очередь следует обратить
внимание на то, что в это время во Франции, Нидерландах, а затем
и в Англии совершаются буржуазно-демократические революции, в ре-
зультате которых происходит становление капиталистических отноше-
ний, давших толчок для развития промышленной революции – массо-
вому строительству железных дорог, фабрик, заводов; утвердивших то-
варно-денежные отношения в качестве господствующих отношений
между людьми в обществе. Цель капиталистического производства –
это максимизация прибыли, капитала. Для её достижения становится
необходимым обеспечение научно-технического прогресса как важней-
шего фактора повышения производительности труда. Следовательно,
новый способ производства нуждается в применении не просто знаний
о явлениях природы и общества, но знаний, полученных особыми сред-
ствами и несущих в себе объективное содержание, что является услови-
ем их успешного использования на практике, т. е. именно научных зна-
ний. Востребованная капитализмом наука становится мощным средст-
вом развития не только буржуазной экономики, но и на её основе ката-
лизатором формирования нового типа культуры, который в культуроло-
гии определяется как индустриальный или техногенный тип культуры.
Вместе с тем в условиях техногенной цивилизации сама наука испыты-
вает определяющее обратное воздействие со стороны ценностных ми-
ровоззренческих доминант индустриальной культуры, которые высту-
пают в качестве глубинных оснований развития науки. Поскольку по-
38
следние определяются сущностью техногенной культуры, следует более
подробно остановиться на ее характеристике.
Техногенная цивилизация началась задолго до компьютеров
и даже задолго до паровой машины. Ее преддверием можно назвать раз-
витие античной культуры, прежде всего культуры полисной, которая
подарила человечеству два великих изобретения – демократию и теоре-
тическую науку, первым образцом которой была Евклидова геометрия.
Эти два открытия – в сфере регуляции социальных связей и в способе
познания мира – стали важными предпосылками для будущего, прин-
ципиально нового типа цивилизационного процесса.
Второй и очень важной вехой стало европейское средневековье
с особым пониманием человека, созданного по образцу и подобию Бога,
с культом человекобога и культом любви человека к человекобогу,
к Христу, с культом человеческого разума, способного понять и постиг-
нуть тайну божественного творения, расшифровать те письмена, кото-
рые Бог заложил в мир, когда он его создавал. Последнее обстоятельст-
во необходимо отметить особо: целью познания как раз и считалась
расшифровка помысла Божьего, плана божественного творения, реали-
зованного в мире, – страшно еретическая мысль с точки зрения тради-
ционных религий. Но это все – преддверие.
Впоследствии, в эпоху Ренессанса, происходит восстановление
многих достижений античной традиции, но при этом ассимилируется
и идея богоподобности человеческого разума. И вот с этого момента за-
кладывается культурная матрица техногенной цивилизации, которая на-
чинает свое собственное развитие в XVII в. Она проходит три стадии:
сначала – предындустриальную, потом – индустриальную и, наконец, –
постындустриальную. Важнейшей основой ее жизнедеятельности ста-
новится прежде всего развитие техники, технологии, причем не только
путем стихийно протекающих инноваций в сфере самого производства,
но и за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в тех-
нико-технологические процессы. Так возникает тип развития, основан-
ный на ускоряющемся изменении природной среды, предметного мира,
в котором живет человек. Изменение этого мира приводит к активным
трансформациям социальных связей людей. В техногенной цивилиза-
ции научно-технический прогресс постоянно меняет типы общения,
формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В резуль-
тате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ори-
ентацией на будущее. Для культуры техногенных обществ характерно
представление о необратимом историческом времени, которое течет от
прошлого через настоящее в будущее. Отметим для сравнения, что
в большинстве традиционных культур доминировали иные понимания:
время чаще всего воспринималось как циклическое, когда мир периоди-
39
чески возвращается к исходному состоянию. В традиционных культурах
считалось, что «золотой век» уже пройден, он позади, в далеком про-
шлом. Герои прошлого создали образцы поступков и действий, которым
следует подражать. В культуре техногенных обществ иная ориентация.
В них идея социального прогресса стимулирует ожидание перемен и