рименты в алхимических лабораториях и т. п.
3.2. Этапы развития и функции науки в обществе
В современной философии науки наиболее авторитетной считает-
ся концепция развития науки В. С. Стёпина, известного отечественного
философа [84; с. 47–56]. Взяв за основу характер связи науки и практи-
ки, а также способ построения репрезентирующих моделей, он выделяет
две стадии в развитии науки – стадию преднауки и стадию науки в соб-
ственном смысле. На стадии преднауки познание отражает преимуще-
ственно те вещи и способы их изменения, с которыми человек много-
кратно сталкивается в производстве и обыденном опыте. Эти вещи,
свойства и отношения фиксировались в форме идеальных объектов,
43
с которыми мышление оперировало как со специфическими предмета-
ми, замещающими объекты реального мира. Соединяя исходные иде-
альные объекты с соответствующими операциями их преобразования,
ранняя наука строила таким путем модели тех изменений предметов,
которые могли быть осуществлены в практике. Примером таких моде-
лей могут служить знания об операциях сложения и вычитания целых
чисел. Эти знания представляют собой идеальную схему практических
преобразований, осуществляемых над предметными совокупностями.
Однако по мере развития познания и практики наряду с отмечен-
ным формируется новый способ построения знаний. Он заключается
в построении схем предметных отношений за счет переноса уже соз-
данных идеальных объектов из других областей знания и объединения
их в новую систему без непосредственного обращения к практике. Та-
ким путем создаются гипотетические схемы предметных связей дейст-
вительности, которые затем прямо или косвенно обосновываются прак-
тикой.
Вначале этот способ исследования утвердился в математике. Так,
открыв для себя класс отрицательных чисел, математика распространя-
ет на них все те операции, которые были приняты для положительных
чисел, и таким путем создает новое знание, характеризующее ранее не-
исследованные структуры объективного мира. В дальнейшем происхо-
дит новое расширение класса чисел: применение операций извлечения
корня к отрицательным числам формирует новую абстракцию – «мни-
мое число». И на этот класс идеальных объектов опять распространяют-
ся все те операции, которые применялись к натуральным числам.
Описанный способ построения знаний утверждается не только
в математике. Вслед за нею он распространяется на сферу естественных
наук. В естествознании он известен как метод выдвижения гипотетиче-
ских моделей реальности (гипотез) с их последующим обоснованием
опытом.
Благодаря методу гипотез научное познание как бы освобождает-
ся от жесткой связи с наличной практикой и начинает прогнозировать
способы изменения объектов, которые, в принципе, могли бы быть ос-
воены в будущем. С этого момента кончается этап преднауки и начина-
ется наука в собственном смысле слова. В ней, наряду с эмпирическими
законами (которые знала и преднаука), формируется особый тип знания
– теория.
Рассмотренная выше модель развития науки характеризует её
в эпистемологическом смысле. Однако можно выделять определенные
вехи и этапы научного развития и в других отношениях, например
в зависимости от распространения способа теоретического познания,
основанного на движении мысли в поле теоретических идеальных объ-
44
ектов, как бы сверху практики. Первоначально такой способ познания
утвердился в математике – самой древней науке. Следующей вехой ста-
ло появление естествознания, основанного на соединении математиче-
ского описания природы с её экспериментальным исследованием –
в эпоху Ренессанса, Реформации и раннего Просвещения. Затем –
в XVIII–XIX вв. – происходит становление технических и социальных
наук, что было связано с интенсивным индустриальным развитием об-
щества, усиливающимся внедрением научных знаний в производство
и возникновением потребностей научного управления социальными
процессами. На каждом из этапов развития научное познание усложня-
ло свою организацию. Во всех развитых науках складываются уровни
теоретического и эмпирического исследования со специфическими для
них методами и формами знания. К середине XIX в. формируется дис-
циплинарная организация науки, возникает система дисциплин со
сложными связями между ними. Каждая из наук (математика, физика,
химия, биология, технические и социально-гуманитарные науки) имеет
свой предмет, свою внутреннюю дифференциацию и свои основания:
свойственную ей картину исследуемой реальности, специфику идеалов
и норм исследования и характерные для неё философско- мировоззрен-
ческие основания. Взаимодействие наук, которое по мере развития нау-
ки возрастает, формирует междисциплинарные исследования, удельный
вес их, соответственно, повышается.
Каждый этап развития науки сопровождался особым типом её ин-
ституализации и соответствующими социальными функциями в жизни
общества. Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различ-
ными сферами жизни общества и отдельного человека, можно выделить
три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых,
функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как
непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как
социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне
все шире используются при решении самых разных проблем, возни-
кающих в жизни общества.
Порядок, в котором перечислены эти группы функций, в сущно-
сти отражает исторический процесс формирования и расширения соци-
альных функций науки, т. е. возникновения и упрочения все новых ка-
налов ее взаимодействия с обществом. Так, в период становления науки
как особого социального института (это период кризиса феодализма, за-
рождения буржуазных общественных отношений и формирования ка-
питализма, т. е. эпоха Возрождения и Новое время) ее влияние обнару-
живалось прежде всего в сфере мировоззрения, где в течение всего это-
го времени шла острая и упорная борьба между теологией и наукой.
45
Должно было пройти немало времени, вобравшего в себя такие
драматические эпизоды, как сожжение Дж. Бруно, отречение Г. Гали-
лея, идейные конфликты в связи с учением Ч. Дарвина о происхожде-
нии видов, прежде чем наука смогла стать решающей инстанцией в во-
просах первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся
структуры материи и строения Вселенной, возникновения и сущности
жизни, происхождения человека и т. д. Еще больше времени потребова-
лось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на эти и другие во-
просы стали элементами общего образования. Без этого научные пред-
ставления не могли превратиться в составную часть культуры общества.
Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления культур-
но-мировоззренческих функций науки само занятие наукой постепенно
становилось в глазах общества самостоятельной и вполне достойной
сферой человеческой деятельности. Иначе говоря, происходило форми-
рование науки как социального института в структуре общества.
Что касается функций науки как непосредственной производи-
тельной силы, то нам сегодня эти функции, пожалуй, представляются не
только наиболее очевидными, но и первейшими, изначальными. И это
понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы совре-
менного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо
проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности че-
ловека.
В период становления науки как социального института вызрева-
ли материальные предпосылки для осуществления такого синтеза, соз-
давался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабаты-
вался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание
и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но
связь между ними носила односторонний характер. Некоторые пробле-
мы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом на-
учного исследования и даже давали начало новым научным дисципли-
нам. Так было, например, с гидравликой, с термодинамикой. Сама же
наука мало что давала практической деятельности – промышленности,
сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в недостаточном
уровне развития науки, но прежде всего в том, что практическая дея-
тельность, как правило, не умела, да __________и не испытывала потребности опи-
раться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учиты-
вать их. Вплоть до середины ХIX в. случаи, когда результаты научных
исследований находили практическое применение, были эпизодически-
ми и не вели ко всеобщему осознанию и рациональному использованию
тех богатейших возможностей, которые сулило их практическое ис-
пользование.
46
Со временем, однако, становилось очевидным, что сугубо эмпи-
рическая основа практической деятельности слишком узка и ограничена
для того, чтобы обеспечить непрерывное развитие производительных
сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые начинали видеть
в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствова-
ния средств производственной деятельности. Осознание этого резко из-
менило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для
ее решающего поворота в сторону практики, материального производ-
ства. И здесь, как и в культурно-мировоззренческой сфере, наука недол-
го ограничивалась подчиненной ролью и довольно быстро выявила свой
потенциал революционизирующей силы, в корне меняющей облик и ха-
рактер производства.