т. е. такое представление, которое опирается на глубокое знание внут-
ренней природы предмета. Эта цель достигается с помощью таких опе-
раций, как анализ и синтез.
Анализ – это расчленение целостного предмета на составляющие
части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всесто-
роннего изучения.
Синтез – это соединение ранее выделенных частей (сторон, при-
знаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.
75
Объективной предпосылкой этих познавательных операций явля-
ется структурность материальных объектов, способность их элементов
к перегруппировке, объединению и разъединению.
Анализ и синтез являются наиболее элементарными и простыми
приемами познания, которые лежат в самом фундаменте человеческого
мышления. Вместе с тем они являются и наиболее универсальными
приемами, характерными для всех его уровней и форм.
Еще один общелогический прием познания – абстрагирование.
Абстрагирование – это особый прием мышления, который заключается
в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одно-
временным выделением интересующих нас свойств и отношений. Ре-
зультатом абстрагирующей деятельности мышления является образова-
ние различного рода абстракций, которыми являются как отдельно взя-
тые понятия и категории, так и их системы.
Предметы объективной действительности обладают бесконечны-
ми множествами различных свойств, связей и отношений. Одни из этих
свойств сходны между собой и обусловливают друг друга, другие же
отличны и относительно самостоятельны. Например, свойство пяти
пальцев человеческой руки взаимно однозначно соответствовать пяти
деревьям, пяти камням, пяти овцам оказывается независимым от разме-
ра предметов, их окраски, принадлежности к живым или неорганиче-
ским телам и т. д. В процессе познания и практики устанавливают пре-
жде всего эту относительную самостоятельность отдельных свойств
и выделяют те из них, связь между которыми важна для понимания
предмета и раскрытия его сущности.
Процесс такого выделения предполагает, что эти свойства и от-
ношения должны быть обозначены особыми замещающими знаками,
благодаря которым они закрепляются в сознании в качестве абстракций.
Например, указанное свойство пяти пальцев взаимно однозначно соот-
ветствовать пяти другим предметам и закрепляется особым знаковым
выражением – словом «пять» или цифрой, которые и будут выражать
абстракцию соответствующего числа.
Когда мы абстрагируем некоторое свойство или отношение ряда
объектов, то тем самым создается основа для их объединения в единый
класс. По отношению к индивидуальным признакам каждого из объек-
тов, входящих в данный класс, объединяющий их признак выступает
как общий. Обобщение – это такой прием мышления, в результате ко-
торого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.
Операция обобщения осуществляется как переход от частного или
менее общего понятия и суждения к более общему понятию или сужде-
нию. Например, такие понятия, как «клен», «липа», «береза» и так да-
лее, являются первичными обобщениями, от которых можно перейти
76
к более общему понятию – «лиственное дерево». Расширяя класс пред-
метов и выделяя общие свойства этого класса, можно постоянно доби-
ваться построения все более широких понятий, в частности, в данном
случае можно прийти к таким понятиям, как «дерево», «растение», «жи-
вой организм».
В процессе исследования часто приходится, опираясь на уже
имеющиеся знания, делать заключения о неизвестном. Переходя от из-
вестного к неизвестному, мы можем либо использовать знания об от-
дельных фактах, восходя при этом к открытию общих принципов, либо,
наоборот, опираясь на общие принципы, делать заключения о частных
явлениях. Подобный переход осуществляется с помощью таких логиче-
ских операций, как индукция и дедукция.
Индукцией называется такой метод исследования и способ рас-
суждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.
Дедукция – это способ рассуждения, посредством которого из общих
посылок с необходимостью следует заключение частного характера.
Основой индукции являются опыт, эксперимент и наблюдение,
в ходе которых собираются отдельные факты. Затем, изучая эти факты,
анализируя их, мы устанавливаем общие и повторяющиеся черты ряда
явлений, входящих в определенный класс. На __________этой основе строится ин-
дуктивное умозаключение, в качестве посылок которого выступают су-
ждения о единичных объектах и явлениях с указанием их повторяюще-
гося признака, и суждение о классе, включающем данные объекты и яв-
ления. В качестве вывода получают суждение, в котором признак при-
писывается всему классу. Так, например, изучая свойства воды, спир-
тов, жидких масел, устанавливают, что все они обладают свойством уп-
ругости. Зная, что вода, спирты, жидкие масла принадлежат к классу
жидкостей, делают вывод, что жидкости упруги.
Дедукция отличается от индукции прямо противоположным хо-
дом движения мысли. В дедукции, опираясь на общее знание, делают
вывод частного характера. Одной из посылок дедукции обязательно яв-
ляется общее суждение. Если оно получено в результате индуктивного
рассуждения, тогда дедукция дополняет индукцию, расширяя объем
нашего знания. Например, если мы знаем, что все металлы электропро-
водны, и если установлено, что медь относится к группе металлов, то из
этих двух посылок с необходимостью следует заключение о том, что
медь электропроводна.
Но особенно большое познавательное значение дедукции прояв-
ляется в том случае, когда в качестве общей посылки выступает не про-
сто индуктивное обобщение, а какое-то гипотетическое предположение,
например новая научная идея. В этом случае дедукция является отправ-
ной точкой зарождения новой теоретической системы. Созданное таким
77
путем теоретическое знание предопределяет дальнейший ход эмпириче-
ских исследований и направляет построение новых индуктивных обоб-
щений. Изучая свойства и признаки явлений окружающей нас действи-
тельности, мы не можем познать их сразу, целиком, во всем объеме,
а подходим к их изучению постепенно, раскрывая шаг за шагом все но-
вые и новые свойства. Изучив некоторые из свойств предмета, мы мо-
жем обнаружить, что они совпадают со свойствами другого, уже хоро-
шо изученного, предмета. Установив такое сходство и найдя, что число
совпадающих признаков достаточно большое, можно сделать предпо-
ложение о том, что и другие свойства этих предметов совпадают. Ход
рассуждения подобного рода составляет основы аналогии.
Аналогия – это такой прием познания, при котором на основе
сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве
и в других признаках. Так, при изучении природы света были установ-
лены такие явления, как дифракция и интерференция. Эти же свойства
ранее были обнаружены у звука и вытекали из его волновой природы.
На основе этого сходства Х. Гюйгенс заключил, что и свет имеет волно-
вую природу. Подобным же образом Луи де Бройль, предположив оп-
ределенное сходство между частицами вещества и полем, пришел к за-
ключению о волновой природе частиц вещества.
Умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко как
перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносео-
логическую основу моделирования.
Моделирование – это изучение объекта (оригинала) путем созда-
ния и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с опре-
деленных сторон, интересующих познание.
Модель всегда соответствует объекту – оригиналу – в тех своих
свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличается от
него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследо-
вания интересующего нас объекта.
Использование моделирования диктуется необходимостью рас-
крыть такие стороны объектов, которые либо невозможно постигнуть
путем непосредственного изучения, либо невыгодно изучать их таким
образом из чисто экономических соображений. Человек, например, не
может непосредственно наблюдать процесс естественного образования
алмазов, зарождения и развития жизни на Земле, целый ряд явлений
микро- и мегамира. Поэтому приходится прибегать к искусственному
воспроизведению подобных явлений в форме, удобной для наблюдения
и изучения. В ряде же случаев бывает гораздо выгоднее и экономичнее
вместо непосредственного экспериментирования с объектом построить
и изучить его модель.
78
Модели, применяемые в обыденном и научном познании, можно
разделить на два больших класса: материальные и идеальные. Первые
являются природными объектами, подчиняющимися в своем функцио-
нировании естественным законам. Вторые представляют собой идеаль-
ные образования, зафиксированные в соответствующей знаковой форме
и функционирующие по законам логики, отражающей мир.
На современном этапе научно-технического прогресса большое
распространение в науке и в различных областях практики получило