Смекни!
smekni.com

Методы научных исследований 2 (стр. 27 из 45)

механические соударения и т. д.

96

Очевидно, что построение идеального объекта и последующее его

исследование предполагает в ходе исследования, по выражению

К. Маркса, «восхождение от конкретного к абстрактному». Дальнейшее

развитие теоретического знания, учитывая значимость конкретного,

предполагает __________также процесс восхождения от абстрактного к конкретно-

му, которое осуществляется специфически для каждой науки и разных

типов знания. Маркс, разрабатывавший и применявший этот метод

в «Капитале» как правильный в научном отношении, писал: «Конкрет-

ное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следо-

вательно, единство многообразно. В мышлении оно выступает как про-

цесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно пред-

ставляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого,

также исходный пункт созерцания и представления. На первом пути

полное представление подверглось испарению путем превращения его

в абстрактные определения, на втором пути абстрактные определения

ведут к воспроизведению конкретного посредством мышления»

[55; т. 46, ч. 1, с. 37]. Первый путь – это восхождение от конкретного к

абстрактному, второй – от абстрактного к конкретному, т. е. синтез, на-

полнение конкретными определениями абстрактных понятий на новом

уровне знания.

В гуманитарном и социальном знании абстракции также служат

основой научного познания. Здесь также создаются понятия, формули-

руются идеи и принципы, однако это абстракции невысокой степени от-

влечения от эмпирического материала, близкие к реальности и индиви-

дуальным явлениям. Анализ историко-литературных исследований по-

зволяет увидеть различные способы абстрагирования, уровень которых

не стремится к предельной степени общности, что обусловлено самим

характером гуманитарного познания, отражает его специфику.

При этом заслуживает внимания вопрос о сохранении содержа-

тельной стороны абстракций и даже возвращении от чрезмерной абст-

ракции к более конкретным и детализирующим моментам понятия. На-

пример, такую базовую абстракцию, как поэтика, понимали ранее

(Б. В. Томашевский) как «способ построения» литературных произведе-

ний, т. е. близких к лингвистике, своего рода «рабочих принципов» ав-

тора или литературной школы. В дальнейшем это понятие было допол-

нено более конкретными философско-эстетическими принципами

(Р. Якобсон, М. Бахтин). Наконец, в исследованиях Д. С. Лихачева

и С. С. Аверинцева понятие «поэтика» было включено в культурно-

исторический контекст, восходящий к мировоззрению в целом – эстети-

ческому, богословскому, философскому значениям [59; с. 104–108].

В гуманитарном контексте значимы не только сами приемы абст-

рагирования, их общеметодологический характер, но и то, как проявля-

97

ется зависимость характера и уровня абстракций от мировоззренческих,

ценностных целей и предпосылок.

Так, Д. С. Лихачев показал, как уже отмечалось, что предельное

«возвышение» стиля и языка осуществляется через абстрагирование,

путем исключения бытовой, политической, военной, экономической

терминологии, а также названий должностей, мест, исторических усло-

вий, что в полной мере отражало стремление средневековой литературы

найти общее, абсолютное и вечное в частном, конкретном и временном,

невещественное в вещественном. Такие приемы позволяли разрушить

конкретность и материальность мира, поднять события жизни дейст-

вующих лиц над обыденностью, рассматривать их под знаком вечности

и тем самым перевести, по существу, на уровень идеального и всеобще-

го. Эти же задачи, обязательные для любого гуманитарного исследова-

ния, лежат в основе другого приема абстрагирования – повторяемости

образов, сочетания сходных сравнений, метафор, эпитетов, использова-

ния трафаретных, традиционных сочетаний, в которых отражаются

сложившиеся представления. При использовании этих приемов к отвле-

ченности мысли добавляется отвлеченность чувств, поскольку в резуль-

тате повторов, трафаретов стираются все ощутимые признаки и сохра-

няется лишь общее эмоционально-возвышенное описание.

Ни одно исследование не обходится без так называемой абстрак-

ции отождествления, в ходе которой отвлекаются от свойств, индиви-

дуализирующих объекты, что позволяет рассматривать их как неразли-

чимые, тождественные и обобщать или объединять их в некоторые

классы (множества), поскольку каждый из них может быть представи-

телем этого класса. Это дает право, исследуя такой идеальный объект,

ставший представителем класса, переносить полученные данные на весь

класс. Воспользуемся известным примером: Сатин – герой пьесы

А. М. Горького «На дне» – восклицает: «Что такое человек?.. Это не ты,

не я, не они... нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в од-

ном!» Так иллюстрируется сочетание индивидуального и общего в по-

нятии «человек», создание которого возможно лишь в ходе абстракции

отождествления.

Однако нельзя забывать, что реальный объект обладает всеми –

общими и индивидуальными – свойствами и деление на классы относи-

тельно. Очевидно, что в зависимости от цели, предмета, а также исход-

ной концепции (парадигмы, гипотезы) создаются различные абстракции

одного и того же объекта. В этих случаях мы имеем дело с различными

способами идеализации реальных объектов. Но существует и собствен-

но метод идеализации, основанный на абстрагировании, но предпола-

гающий также мысленное конструирование таких объектов, в которых

то или иное свойство, состояние представлены в предельном, наиболее

98

выраженном виде. Речь идет об идеализированных объектах типа абсо-

лютно черного тела, несжимаемой жидкости, абсолютно твердого тела,

идеального зеркала и др.. Этот познавательный прием, предполагающий

как фантазию, воображение, так и расчет, строгую __________логическую последо-

вательность, позволяет еще более, чем в обычной абстракции, обнажить

значимые для исследования признаки, увидеть проявление объективной

закономерности.

Почему необходим переход к объекту как теоретической модели?

Реальный объект всегда сложен, имеет иерархическую структуру, пере-

плетение значимых для данного исследования и второстепенных

свойств, затемненность необходимых, закономерных отношений слу-

чайными явлениями, тогда как научные законы и теории в целом фор-

мулируются по отношению именно к идеализированным объектам, их

свойствам и состояниям, которые выступают в функции особого рода

идеальной модели. Модель – это идеализированный объект, наделенный

небольшим количеством специфических и существенных свойств,

имеющий относительно простую структуру. Все понятия и утверждения

теории относятся именно к такому объекту, его свойства и отношения

описываются системой основных уравнений. Дальнейшее развитие тео-

рии предполагает прежде всего изменение, уточнение лежащего в ее ос-

нове идеализированного объекта. Правомерность такой идеализации, ее

познавательная значимость доказываются не прямолинейным сопостав-

лением идеального объекта с действительностью, но применимостью на

практике той теории, которая создана на основе этой модели.

С такими же объектами имеет дело и мысленный эксперимент –

специфический теоретический метод, конструирующий идеализирован-

ные, неосуществимые ситуации и состояния, исследующий процессы

в «чистом виде». Особенность этого метода в том, что он, не будучи ма-

териальным, но только мысленным представлением операций с пред-

ставляемыми объектами, позволяет идеализированный объект и процесс

сделать наглядными, понятия теории как бы наполнить чувственным

содержанием. В мысленном эксперименте участвуют специфические

воображаемые объекты, например тележка, движущаяся без сопротив-

ления окружающей среды; ракеты, летящие со скоростью света; лифты,

падающие в безвоздушное пространство, и т. п.

Мысленный эксперимент предполагает оперирование с мыслен-

ными моделями, представление о которых разработано в концепции

В. А. Штоффа. Как и материальные, мысленные модели выполняют од-

новременно функции упрощения, идеализации, отображения и замеще-

ния реального объекта. В истории науки это, например, первоначальные

атомные модели вещества, модели атомов и молекул, модели газов,

волновая и корпускулярная модели света и др.. Подобные модели при-

99

меняются и в социальных науках, например модель простого товарного

хозяйства и общества, состоящего из собственников средств производ-

ства, обменивающих товары в условиях разделения труда, – именно та-

кую модель общества и описывает теория стоимости. Конструируемые

учеными абстрактные, идеализированные мысленные модели выступа-

ют промежуточным звеном между утверждениями теории и действи-

тельностью, с той или иной степенью приближения они дают знания об

объекте, поскольку создаются на основе отношения сходства с ним –

изоморфизма или гомоморфизма [105; с. 236–237].

Очевидно, что такого рода «эксперимент», являясь необходимой