Смекни!
smekni.com

Методы научных исследований 2 (стр. 30 из 45)

Исторический метод требует мысленного воспроизведения кон-

кретного исторического процесса развития. Его специфика обусловли-

вается особенностями самого исторического процесса: последователь-

ностью событий во времени, проявлением исторической необходимости

106

через множество случайных событий, учетом случайностей. Историче-

ский способ построения знания опирается на генетический способ объ-

яснения, который применяется в том случае, если объектами исследова-

ния являются возникновение и развитие явлений, процессы и события,

происходящие во времени. В свою очередь, логический способ построе-

ния знания о развивающемся объекте, его истории есть отображение ис-

торического процесса в абстрактной и теоретически последовательной

форме. Этот процесс воспроизводится логическим методом как некото-

рый итог и условия формирования, например, этапа, периода, формации

как системного образования. Сама по себе временная последователь-

ность исторических явлений не может рассматриваться как порядок по-

строения теории, поскольку историческое, включая случайные, второ-

степенные факторы, отклоняющиеся от главного направления генетиче-

ского изменения, не совпадает с логическим, воспроизводящим необхо-

димое, значимое, закономерное [58; с. 312–313].

Энгельс, исследовавший эту проблему, отмечал, что логический

метод освобождает ход исследования от исторической формы, мешаю-

щих случайностей. «С чего начинается история, с того же должен начи-

наться и ход мыслей, и его дальнейшее движение будет представлять

собой не что иное, как отражение исторического процесса в абстракт-

ной и теоретически последовательной форме; отражение исправленное,

но исправленное соответственно законам, которые дает сам действи-

тельный исторический процесс, причем каждый момент может рассмат-

риваться в той точке его развития, где процесс достигает полной зрело-

сти, своей классической формы» [55; т. 13, с. 497].

Следует отметить, что здесь не идет речь о формально-

логическом индуктивном или дедуктивном следовании, скорее о логи-

ческом вообще, о последовательно развертывающемся, непротиворечи-

вом мышлении, и в этом смысле логический метод как абстрактный

и вероятностно-гипотетический должен быть, в свою очередь, дополнен

и уточнен генетическим и историческим анализом явлений и событий.

Подчеркнем, что науки, строящие теорию на основе сочетания и диа-

лектики исторического и логического, сохраняющие тесную связь с эм-

пирией, не имеющие часто возможности вводить математические моде-

ли, пользоваться гипотетико-дедуктивным методом, не должны оцени-

ваться как несовершенные, «не дотягивающие» до строгой научности.

Можно лишь говорить о специфике познавательных средств и методов

этих наук.

Традиционное и привычное сочетание «проверка теории» при де-

тальном рассмотрении оказывается приблизительным, неопределенным

термином, за которым скрываются достаточно сложные и противоречи-

вые процедуры. Как уже отмечалось, проверке подвергается не сама

107

теория и лежащие в основании схемы-модели, а ее эмпирическая интер-

претация, следствия, проверяемые опытным путем. Теория не может

быть отброшена, если ей противоречат отдельные факты, но она не мо-

жет считаться оправданной, даже если существуют отдельные факты,

безоговорочно подтверждающие ее. В таких случаях возникает задача

дальнейшего уточнения и совершенствования теории, лежащих в ее ос-

нове моделей либо пересмотра всей программы исследования. Особенно

это относится к тому случаю, когда теория развивается в относительной

независимости от эмпирии, с помощью знаково-символических и мате-

матических формализованных операций, путем гипотетических допу-

щений и мысленного эксперимента. Оправдание такой теории, безус-

ловно, требует обращения к эмпирическому уровню исследования.

В ходе исследования этих проблем в философии науки и методо-

логии логического позитивизма был введен принцип верификации как

возможности установления истинности научных высказываний в ре-

зультате их сопоставления с данными опыта. При этом структура опыта

понималась как совокупность «абсолютно простых фактов» и допуска-

лось, что они могут быть однозначно отображены в предложениях язы-

ка (протокольные __________высказывания), которые, соответственно, приобрета-

ли статус истинных или отбрасывались, если не отображали факты опы-

та. Любое высказывание о мире, претендующее на научность и истин-

ность, должно быть сводимо к предложениям, фиксирующим данные

опыта. Например, для верификации предложения «все металлы элек-

тропроводны» потребовалось бы бесконечное количество протокольных

предложений, фиксирующих конкретные случаи электропроводности

конкретных изделий из конкретных бесконечно разнообразных метал-

лов. Такой «радикальный эмпиризм», ограничение познания пределами

чувственного опыта и невозможность свести весь опыт к отдельным

предложениям подверглись различным формам критики, в том числе

и внутри самого логического позитивизма. Не соглашаясь с концепцией

верификации, К. Поппер развивал другую точку зрения, получившую

название фальсификационизма, где процедура фальсификации (опро-

вержения) имела нормативный характер. Непротиворечивость или под-

тверждаемость эмпирическими данными не могут служить критериями

истины, поскольку не существует единственного пути (логического вы-

вода) от эмпирических данных к теории, любое фантастическое рассуж-

дение можно построить непротиворечиво, а ложные мнения или веро-

вания могут случайно подтвердиться. Всегда существует возможность

фальсифицировать теорию новыми экспериментами, если она вступит

в противоречие с новыми фактами, поэтому всегда необходимо реши-

тельное критическое испытание проверяемых в опыте высказываний,

теории в целом. И если нельзя установить с помощью фальсификации

108

их окончательную истинность, то можно обнаружить их ложность, оп-

ровергнуть и отбросить, не подновляя «к случаю», поскольку это ведет

к догматизму. Однако в конечном счете, преодолевая крайности своей

концепции, Поппер согласился признать возможность модифицировать

фальсифицированную теорию на основании специально разработанных

критериев [67; с. 112–123].

В целом, как показывают исследования различных представите-

лей философии науки и, в частности, американского математика и фи-

лософа У. Куайна, проверка и оправдание научных высказываний воз-

можны при установлении логической согласованности между эмпири-

ческим базисом, интерпретативной теорией и системой теоретических

постулатов.

Таким образом, рассмотренные методы и формы теоретического

уровня исследования раскрывают его специфику, те логические и эври-

стические средства, которые, хотя и не ведут прямым путем к открытию

новых идей и законов, но в целом регулируют и обеспечивают процесс

исследования, служат необходимой методологической опорой творче-

ского поиска и оправдания теории. Эти познавательные средства суще-

ственно дополняются идущими от общества и его культуры социально-

историческими, мировоззренческими и философскими предпосылками,

определяющими в конечном счете стратегию поиска, оценки его ре-

зультатов.

109

Тема 8

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

8.1. Современное представление о предмете, структуре и функциях

социально-гуманитарных наук

8.2. Сходство и различие естественных и социально-гуманитарных наук

8.3. Понимание и объяснение в социально-гуманитарных науках

8.4. Методологические принципы анализа текста как «первичной

данности (реальности)» всякой гуманитарной дисциплины

8.5. Специфические средства и методы социально-гуманитарных наук

8.1. Современное представление о предмете, структуре

и функциях социально-гуманитарных наук

Современный образ социально-гуманитарных наук включает

в качестве существенных моментов учёт своеобразия генезиса, структу-

ры и функций, а также особенностей обоснования и защиты их научно-

го статуса.

В отношении первого аспекта отметим, что фундаментом этих на-

ук послужили знания об обществе и человеке, которые формировались

с древнейших времён.

История возникновения и развития социально-гуманитарного

знания неразрывно связана с историей становления человечества как

социума в его культуре. Сами языки народов мира, важнейшие элемен-

ты и трансляторы культуры со всей очевидностью формировались в ка-

честве вербальных форм знания об окружающем мире, о богах и самом

человеке в его отношениях с другими людьми и т. д. Знания аккумули-

ровались в мифах, в религиозных верованиях, магии, фольклоре, обря-

дах, обычаях, мистериях, здравом смысле и передавались от поколения

к поколению вначале в устной, а затем и в письменной традициях. Вы-

ступая в качестве достоверного социального опыта и понимаемого на-

шими предками как непреложные истины, не подлежащие сомнению,

они, эти древние знания, служили им «руководством к действию» в их