Смекни!
smekni.com

Методы научных исследований 2 (стр. 31 из 45)

повседневной жизни – в хозяйственной и торгово-экономической сфе-

рах деятельности, в организации управления и выполнения властных

функций, ориентировали на определенные стандарты и формы действий

и поведения, помогали регулировать и межличностные, коммунитарные

отношения, и развивающиеся социальные отношения.

Активно участвуя (в качестве мыслеобразов, мыслеформ челове-

ческой деятельности) в формировании социума в системную организа-

110

цию, социально-гуманитарное знание одновременно оформляет его

культуру, наполняя её многообразное и сложное содержание. Оно за-

полняет собою летописи, проступает в религиозных текстах, литератур-

ных и исторических сочинениях и в философских трактатах. Впервые

«в чистом виде» в качестве самостоятельных дисциплин социально-

гуманитарные знания были выделены Аристотелем (логика, политика,

этика, психология и др.). Однако в дальнейшем ходе человеческой ис-

тории (практически всё средневековье) оно остается и функционирует

на уровне все тех же «учебных» дисциплин, развиваясь лишь в рамках

теософии и позже – философии истории в виде «утопий», социальных,

гуманистических, этических идей. И только после социальных потрясе-

ний в Европе в конце XVIII–XIX вв. общество испытывает потребность

в более рациональной организации, расстановке сил и перспективных

прогнозах своего развития, что послужило толчком к самостоятельному

развитию социально-гуманитарного знания и его институцианализации.

Это была скорее предыстория социальных и гуманитарных наук.

Что же касается истории этих наук, то она началась сравнительно недавно,

в первой половине XIX в., когда в культуре техногенной цивилизации от-

чётливо оформилось, с одной стороны, отношение к различным человече-

ским качествам и к социальным феноменам как к объектам управления

и преобразования, с другой стороны, потребность в соответствующем ти-

пе образовательных практик, формирующих нужный для данного типа

культуры социальный тип личности. В ракурсе означенных социокуль-

турных потребностей конституировалась объектно-предметная область

социально-гуманитарного познания, слоистая по своей конституции, что

и определило структуру наук, а именно выделение социальных наук (эко-

номика, политология, социология, юриспруденция и т. д.) и гуманитарных

(филология, история, культурология, философия и др.), имеющих разли-

чие в предмете, методе и функциях. Так, предметом социальных наук яв-

ляется общество в целом или законы развития его подсистем (экономиче-

ской, политической, социальной и т. п.), формы общественных отноше-

ний, социальные общности и механизмы их связей и т. д. Знание об этих

сферах необходимо для управления социальным развитием, для его про-

гнозирования, для разработки стратегических планов и целей обществен-

ного развития. Гуманитарные науки своим предметом имеют внутреннюю

духовную жизнь человека. Для них важно раскрыть пути и формы форми-

рования человека как личности, жизненноважные ценности и смыслы че-

ловеческого существования.

Человеческая жизнь – это всегда осмысленное бытие. «Смысл

предстает как духовная направленность бытия человека, как его само-

достаточное основание, реализация высших культурно-исторических

ценностей, как истина, добро и красота». Гуманитарное познание и при-

111

звано выявить и обосновать смысл существующего. А смысловые глу-

бины мира культуры, как тонко подметил М. М. Бахтин, так же бездон-

ны, как и глубины материи.

Нужно иметь в виду, что понятие «смысл» – очень сложное, мно-

гогранное, многоаспектное и, можно сказать, довольно расплывчатое.

Приведенное выше определение – лишь одно из многих. Прежде всего

отметим, что в обычной, повседневной речи смысл – это синоним зна-

чения, которое есть содержание, связываемое с тем или иным выраже-

нием (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка. Значения

языковых выражений изучаются в языкознании, логике и семиотике.

В более широком плане смысл – это: а) идеальное содержание,

идея, сущность; б) предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо

(смысл жизни, смысл истории и т. д.); в) целостное содержание какого-

либо высказывания, не сводимое к значениям его элементов, но само

определяющее эти значения (например, смысл художественного произ-

ведения и т. д.); г) назначение, цель какого-либо поступка, действия;

д) направленность к чему-либо; е) разумное основание чего-нибудь (не-

разумное основание бессмысленно); ж) «здравый смысл» – толковость,

рассудительность и т. д.

Так, например, М. Хайдеггер считает, что «понять направление,

в каком вещь уже движется сама по себе – значит увидеть ее смысл. Во

вникании в такой смысл – суть осмысления. Под осмыслением подразу-

мевается большее осознание чего-либо». Иначе говоря, во-первых, под

смыслом необходимо понимать «к чему» и «ради чего» всякий посту-

пок, поведение и свершение. Во-вторых, у смысла есть направленность,

точнее, – он сам есть направленность к какому-то концу. В-третьих, со-

гласно Хайдеггеру, идеалы и нормы, принципы и правила, цели и цен-

ности учреждены «над» сущим, чтобы придать ему в целом цель, поря-

док и – как вкратце говорят – «смысл» всякого поступка, поведения

и свершения [96].

Таким образом, в __________социально-гуманитарном познании вещь рас-

сматривается не в ее пространственно-временных параметрах, а как но-

ситель смысла, воплощение вне- и сверхпредельных значений, как знак,

символ человеческого проявления. А это значит, что сознание в сфере

гуманитарного знания апеллирует не к природной сущности вещи,

а к ее смыслу, ибо здесь мир задан человеку не вещнонатуралистически,

а духовно-смысловым образом как ценностная сущность, подлежащая

пониманию и истолкованию. В связи с этим ряд авторов отличают

предмет гуманитарного знания («мир человека») от его объекта. По-

следний и толкуется как смысл, «смысловая реальность», которая раз-

вертывается при контакте с соответствующими фрагментами объектив-

ной реальности. Отсюда следует, что «…объект гуманитарного знания

112

образует не пространство эмпирически-фактуальных данностей, а про-

странство человеческих значений, ценностей, смыслов, возникающих

при усвоении и освоении культуры» [47; с. 106].

Касаясь смыслового аспекта социального познания, необходимо

заметить, что процедуры осмысления не тождественны актам доказа-

тельства и объяснения. Осмысление затрагивает внутренние духовные

установки личности, связанные с его общими мировоззренческими ори-

ентирами. Зачастую человек вообще не в состоянии объяснить и тем бо-

лее рационально обосновать принимаемый или отвергаемый им смысл.

В процессе постижения смысла огромную роль играют внерациональ-

ные факторы познавательной активности. Именно они во многом при-

дают особую экзистенциальную ценность тем или иным смыслам чело-

веческой жизни.

Благодаря этим знаниям, полученным в данной научной области,

общество может осмысливать цели и перспективы развития. В соответ-

ствии с предметом в социальных и гуманитарных науках применяются

определённые средства, приёмы и методы познания.

Осмысление природы социально-гуманитарных наук, их предме-

та, метода, целей, особенностей истины, т. е. того, что составляет задачу

обоснования их научного статуса, осуществлялось в течение длительно-

го времени в развитии спорящих друг с другом двух философско-

методологических традиций.

Представители первой, желая придать научный статус обществоз-

нанию, ориентировались на идеалы и нормы естествознания (эксплици-

рованные и обоснованные ранее, чем в обществознании), которые дли-

тельное время рассматривались как всеобщая модель научного знания.

Как и естествознание, социально-гуманитарные науки должны были

объяснять явления на основе универсальных законов (в более позднем

позитивистском контексте это требование приобрело форму тезиса

о «единстве науки»). Эта первая традиция своё наиболее яркое выраже-

ние нашла в философско-методологических платформах позитивизма на

разных стадиях его развития. Наши отечественные философы науки

обозначают её как механицистскую (В. С. Стёпин), натурцентристскую

(В. Г. Федотова). С нашей точки зрения, данная традиция может имено-

ваться как номологическая (nomos – закон), если иметь в виду главную

цель естествознания – объяснение явлений на основе раскрытия законов

природы.

Вторая, альтернативная, традиция, представленная такими фило-

софскими направлениями, как философия жизни (В. Дильтей, Ф. Ниц-

ше, О. Шпенглер и др.), неокантианство в лице В. Виндельбанда,

Г__________. Риккерта, феноменология (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер), философская

герменевтика (Г. Гадамер), характеризуется критическим отношением

113

к возможности прямого переноса установок, идеалов и норм естество-

знания на социально-гуманитарные науки. Представители данной тра-

диции протестовали против позитивистского тезиса о естественных

науках как единственном образце научного знания и выдвигали идею