Смекни!
smekni.com

Методы научных исследований 2 (стр. 36 из 45)

__________пишет, что «реконструкция ситуации может быть настоящим историче-

ским событием. Она может объяснить какой-нибудь до того не объяс-

ненный аспект истории, и она может быть подкреплена новыми данны-

ми, например, может улучшить понимание нами некоторого документа,

быть может, привлекая наше внимание к каким-то ранее незамеченным

и необъясненным намекам в нем» [68; с. 67–71].

Поппер полагает, что ситуационный анализ «применим далеко за

пределами научных теорий». Его можно (по крайней мере в некоторых

случаях) применить даже к произведениям искусства. Например, пред-

положить, в чем состоит проблема художника, подкрепив это предпо-

ложение независимыми фактическими данными. Тем самым ситуаци-

онный анализ может помочь нам понять работу художника, его цели,

намерения, которыми он руководствовался в своем творчестве (в част-

ности, «подражать природе», «создавать иллюзию реальности» и т. п.).

В социально-гуманитарном познании специфически используется

такой общенаучный метод, как наблюдение. Так, в социально-

гуманитарных науках результаты наблюдения в большей степени зави-

127

сят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных

ориентаций и других субъективных факторов. В этих науках различают

простое (обычное) наблюдение, когда факты и события регистрируются

со стороны, и соучаствующее (включенное) наблюдение, когда иссле-

дователь включается, «вживается» в определенную социальную среду,

адаптируется к ней и анализирует события «изнутри».

В психологии давно применяются такие специфические формы

наблюдения, как самонаблюдение (интроспекция) и эмпатия. Интрос-

пекция (лат. – смотрю внутрь) – осознанное систематическое наблюде-

ние за действиями собственной психики с целью выявления ее особен-

ностей. Для преодоления субъективизма самонаблюдение должно соче-

таться с внешним наблюдением («со стороны»). Блестящие примеры

использования интроспекции как способа познания и регуляции жизни

дают многие восточные учения, ориентированные на самосовершенст-

вование человека. Интроспекция связана с развитием высшей формы

психической деятельности – с осознанием человеком окружающей дей-

ствительности, выделением __________у него мира внутренних переживаний, фор-

мированием внутреннего плана действий.

Эмпатия (лат. – вчувствование, проникновение) – способность

представить себя на месте другого человека и понять его чувства, жела-

ния, идеи и поступки, т. е. проникновение в переживания других людей.

Таким образом, эмпатия – это восприятие внутреннего мира другого че-

ловека как целостное, с сохранением эмоциональных и смысловых от-

тенков, сопереживание его духовной жизни. Она позволяет чувствовать

себя как бы другим, как бы жить жизнью других.

Вступая в глубокий эмпатический контакт с пациентом, психолог

помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять

на себя ответственность за решение собственных проблем. Эмпатия как

способ такого общения предполагает временную жизнь как бы другой

жизнью, деликатное, без предвзятых оценок и суждений, пребывание

в личностном мире другого, чувствительность к его постоянно меняю-

щимся переживаниям.

Своеобразные методы и приемы наблюдения формируются с

60-х гг. ХХ в. в рамках трансперсональной психологии в работах амери-

канских __________психологов А. Маслоу, Л. Уотса, С. Грофа и др. В трансперсо-

нальной психологии «сделана продуктивная попытка заново взглянуть

на человека в тех областях, где он выходит за прежние границы созна-

ния – в экстатическом, религиозном, мистическом опыте, в опыте око-

лосмертных переживаний умирания и рождения».

В этой связи С. Гроф, в частности, предлагает «новую картогра-

фию человеческой психики», по-иному толкует духовный кризис чело-

века – не как психиатрические заболевания (неврозы и психозы), а как

128

кризисы роста. К. Уилбергером осуществлена интеграция психотера-

певтических и психологических подходов на основе теории «спектра

сознания». Происходит широкое введение в научный оборот восточных

эзотерических традиций, более глубоко изучается медитация и т. п.

С. Гроф разработал метод, который он назвал «целостной инте-

грацией», или «холотропной терапией», которая использует средства

активации психики и индуцирования необычных состояний сознания.

«Главное кредо холотропной терапии состоит в признании потенциала

необычных состояний сознания, способных __________к трансформации и эволю-

ции и обладающих оздоровительным действием».

Картография психики, согласно Грофу, включает уровень биогра-

фических воспоминаний, элементы процесса смерти-рождения и спектр

трансперсональных переживаний. Среди них Гроф выделяет четыре ти-

па: а) абстрактные (эстетические); б) психодинамические, биографиче-

ские (вспоминательные); в) перинатальные (связанные с рождением

и смертью); г) трансперсональные, которые он интерпретирует как

«регрессию в историческое время и исследование биологического,

культурного или духовного прошлого (например, испытание человеком

реальных эпизодов жизни плода и эмбриона). Общим знаменателем

этой четвертой – наиболее богатой и разветвленной – группы необыч-

ных переживаний является, по Грофу, ощущение индивида, что его соз-

нание расширилось за пределы эго и трансцендировало за границы вре-

мени и пространства.

На основании своих многолетних исследований С. Гроф приходит

к выводу о том, что данные трансперсональной психологии «представ-

ляются чрезвычайно важными, они указывают на настоятельную необ-

ходимость основательно пересмотреть наши фундаментальные понятия

о природе человека и природе реальности» [23].

Активно развивается экзистенциальная психология (с ее «лично-

стно-центрированным подходом»), которая, по оценке ряда авторов

(В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом и др.), – сегодняшний день психологии, ее

«живой нерв». Дело в том, что «экзистенциальная психология представля-

ет собой оригинальное направление в теоретической и прикладной психо-

логии, обладающее четко очерченной спецификой, своей теорией и мето-

дологией и отличающееся философской глубиной и ориентированностью

на анализ ключевых проблем и ситуаций человеческой жизни».

Мир человеческих чувств, переживаний все более становится

центром интереса психологов. Показательно в этом отношении то об-

стоятельство, что в современной российской психологии начинают

формироваться такие ее направления (и соответствующие методы и

подходы), как гуманитарная, нравственная и христианская психология.

129

Разновидностью включенного наблюдения является этнометодо-

логия, суть которой состоит в том, чтобы результаты описания и на-

блюдения социальных явлений и событий дополнить идеей их понима-

ния. Такой подход изложил впервые в своей работе «Исследования по

этнометодологии» (1917) американский ученый Х. Гарфинкель. И с тех

пор данный метод находит все более широкое применение в этногра-

фии, социальной антропологии, социологии и культурологии.

Все шире развиваются социальные эксперименты, которые спо-

собствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации

и оптимизации управления обществом. Объект социального экспери-

мента, в роли которого выступает определенная группа людей, является

одним из участников эксперимента, с интересами которого приходится

считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую

им ситуацию.

В психологии для выявления того, как формируется та или иная

психическая деятельность, испытуемого ставят в различные экспери-

ментальные условия, предлагая решать определенные задачи. При этом

оказывается возможным экспериментально сформировать сложные

психические процессы и глубже исследовать их структуру. Такой под-

ход получил в педагогической психологии название формирующего

эксперимента. Это метод активного воздействия на испытуемого, спо-

собствующий его психическому развитию и личностному росту. Актив-

ное воздействие экспериментатора заключается главным образом в соз-

дании специальных условий и ситуаций. Они, во-первых, инициируют

появление определенных психических функций и, во-вторых, позволя-

ют целенаправленно их изменять и формировать. Формирующий экспе-

римент воплощает в себе единство исследования психического развития

детей с их воспитанием и обучением. Этот метод опирается на конст-

руирование и переконструирование новых программ воспитания и обу-

чения и способов их реализации. Таким образом, формирующий экспе-

римент выступает как метод экспериментального развивающего воспи-

тания и обучения детей.

Кроме формирующего эксперимента, в психологии выделяют ес-

тественный, лабораторный, экспериментально-патологический и неко-

торые другие виды экспериментов.

Лабораторный эксперимент – это исследование, проведенное

в некоторой искусственной обстановке (например, в лаборатории), в ос-

нове которого лежит специально созданная ситуация, позволяющая экс-