Смекни!
smekni.com

Методы научных исследований 2 (стр. 4 из 45)

щихся представлений, пытается выявить присущий ему «человеческий

смысл». В немецкой классической философии приоритетными стано-

вятся также положения о социальных и культурных параметрах позна-

вательного процесса (Кант), об определяющем значении деятельности в

познании (Фихте) и др. И хотя данная модель также обладает опреде-

ленными недостатками (в частности, ее можно упрекнуть в некоторой

абсолютизации теоретической деятельности), в ее рамках тем не менее

были разработаны те гносеологические принципы, которые позже во

многом составили основания новейших теорий познания.

3. Современная модель – условно назовем ее полисубъектно-

деятельностной. Ее истоки лежат в двух предыдущих концепциях, но

основное содержание сложилось в ХIХ–ХХ вв. в результате развития

философии и научного знания. Сущность этой модели можно свести

к следующим основным тезисам:

· Определяющим моментом в субъект-объектных отношениях

выступает активная творческая деятельность человека, направленная на

изменение объекта познания с целью раскрытая его сущности. Она

складывается из материальной и духовной составляющих. Материаль-

ная деятельность (практика) связана с реальными изменениями предме-

та в результате определенного физического воздействия на него, духов-

ная – с мысленными операциями с ним. Познание, таким образом, «не

может быть лишь послушным отражением действительности... – оно

есть также активное преображение, осмысливание бытия». Изучаемый

объект представлен поэтому субъекту не в форме созерцания, а в фор-

мах деятельности, через призму примененной практики и использован-

ного знания. Иными словами, мы знаем предметы лишь такими, какими

их раскрывает наша деятельность.

· Субъект познания всегда «социально окрашен». Любой че-

ловек, познающий мир, выступает частью той или иной общности лю-

дей – профессионального коллектива, социальной группы, общества,

14

всего человечества. Поэтому активное воздействие человека на предмет

познания так или иначе подразумевает явное или неявное присутствие в

этом процессе всех человеческих поколений, точнее, их практического

и духовного наследия. Индивид, следовательно, как субъект познания

есть «полномочный представитель» человечества.

· Познавательная деятельность субъекта направляется и орга-

низуется определенной социокультурной программой. Она формируется

под влиянием индивидуальных и общественных потребностей, целей, зна-

ний, мировоззрения и других компонентов культуры, в поле которых дей-

ствует субъект. В свою очередь, программа __________деятельности определяет вы-

бор объекта познания, ориентирует субъекта на изучение конкретных

свойств предмета, обусловливает применение тех или иных средств и ме-

тодов познания. Именно уровень и содержание культуры, принимаемой

для себя субъектом познания, «задает» ему определенное видение изучае-

мых объектов и интерпретацию полученных новых знаний.

· Все компоненты познавательного отношения – субъект, его

деятельность, объект познания – динамичны и историчны, изменяются

с развитием общества. Увеличивается «духовный багаж» субъекта, каче-

ственно изменяются средства и методы его деятельности, расширяется

мир познаваемых им объектов. В результате усиливается активное вмеша-

тельство человека в изучаемую реальность, что ведет в конечном счете

к все более глубокому проникновению в скрытые сущности явлений.

Данная модель познавательного отношения довольно удачно фик-

сирует его основные аспекты. Поэтому она так или иначе используется

практически всеми гносеологиями, хотя и может получать при этом

различную интерпретацию. Вместе с тем было бы неверно считать ее

истиной в последней инстанции: нет сомнения в том, что развитие об-

щества и культуры рано или поздно приведет к серьезным изменениям

в познавательном процессе, что потребует новой оценки роли и функ-

ций субъекта и объекта познания.

Итак, сущность познавательного отношения состоит в двусторон-

нем взаимодействии, «диалоге» субъекта и объекта познания. С одной

стороны, объект физически воздействует на человека, сам «говорит»

что-то о себе, и это есть необходимое, но недостаточное условие позна-

ния. Легко представить, что, если бы субъект-объектное отношение

сводилось только к этому воздействию, человеческие знания были бы

поверхностными и довольно случайными. С другой стороны, субъект ак-

тивно действует с познаваемым объектом, вопрошает его о том, о чем сам

объект «умалчивает» (например, о законах своего бытия) и заставляет так

или иначе «отвечать». Получить от объекта ответ на свои вопросы – и есть

важнейший смысл познавательной деятельности субъекта.

15

1.3. Понятие знания и его типы

Знание лежит в основе многих областей человеческой деятельно-

сти и является специальным объектом исследования и анализа в теории

познания и многих науках. В европейской культуре это понятие ведёт

своё начало из древнегреческой философии, существует тысячелетия

и вместе с тем до сих пор не имеет однозначного, точного (единствен-

ного) определения, продолжает оставаться предметом обсуждения

и дискуссий. Ситуация такова, что мы приходим к пониманию, что не-

возможно дать понятию «знание» единственное определение, так как

оно принципиально многозначно и многогранно, а эту неопределен-

ность можно снять, только включив его в конкретный контекст, опреде-

лив аспект, грань рассмотрения, что мы и возьмём за основу рассмотре-

ния данного понятия.

Наиболее распространёнными смыслами понятия «знания» явля-

ются по меньшей мере три смысла – это способности, умения, навыки,

т. е. осведомлённость о том, как что-либо сделать; во-вторых, – это лю-

бая адекватная информация; в-третьих, – это особая познавательная

единица, гносеологическая форма отношения человека к действитель-

ности. Эта форма существует во взаимосвязи с практическим отноше-

нием человека к действительности. В приведённых выше определениях

раскрываются разные грани природы знания. В первом случае – это

функционально-практическая его природа, ибо именно знания ориенти-

руют, целенаправляют, технологически оснащают любую сферу челове-

ческой деятельности. Второй момент подчёркивает информационную

сущность знания, то, что знание – это своеобразная социальная и инди-

видуальная память, способ сохранения и использования наследуемого

и вновь создаваемого объёма информации (в переводе с латинского оз-

начает разъяснение, изложение, осведомлённость). Это слово обознача-

ет некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний.

В качестве носителя информации выступает сообщение, передаваемое

в различных формах коммуникации.

Всякое знание имеет информационную природу, но не всякая ин-

формация является знанием. Только адекватная информация может иметь

статус знания. Данный критерий считают важным отметить исследователи.

Так, в определении А. Л. Никифорова подчёркивается, что «знание – ре-

зультат познания, обычно выраженный в языке или в какой-либо знаковой

форме и допускающий истинную оценку» [61; с. 55]. В. П. Филатов пишет:

«знание – соответствующее реальному положению дел, оправданное фак-

тами и рациональными аргументами убеждение субъекта» [31; с. 154].

Третий смысл раскрывает гносеологическое, теоретико- познава-

тельное измерение знания, установленное ещё Аристотелем, который

16

в данном случае понимал его как равнозначное методу, как согласован-

ность элементов опыта между собой.

В «Новейшем философском словаре» В. Л. Абушенко делает по-

пытку системного определения понятия «знание», стремясь обозначить

существенные его признаки: «знание – селективная (1), упорядоченная (2),

определённым способом (методом) полученная (3), в соответствии

с какими-либо критериями (нормами) оформленная (4) информация,

имеющая социальное значение (5) и признаваемая в качестве именно

знания определёнными социальными субъектами и обществом в це-

лом.» [1; с. 392].

На основе выделенных критериев можно определить основные

типы или виды знания. По способу существования и уровню функцио-

нирования выделяют два типа знания: обыденное знание повседневной

жизни и специализированное знание (научное, религиозное, философ-

ское и т. д.).

Обыденное (или повседневное) знание – это преобладающая об-

ласть знания; это повседневные, дотеоретические, массовые знания –

всё то, что считается в обществе «знанием», независимо от обоснован-

ности и достоверности, это сфера, которую исследователи называют

«фабрикой значений» самой реальности, которую «знают» люди. Без

обыденного, повседневного знания невозможно выработать теоретиче-

ское знание, не может сложиться и сам «мир повседневной жизни», ко-

торый рассматривается и переживается нами в качестве непосредствен-

ной реальности. Л. А. Микешина, характеризуя данный тип знания, от-

мечает, что оно обладает рядом фундаментальных черт, позволяющих

строить представления о реальности, сохраняя преемственность тради-

ций и одновременно признавая многообразие «реальностей» в разных

обществах и в разное время. Личный опыт даёт нам малую часть знания

о мире, большая часть нашего знания имеет социальное происхождение,

передаётся нам в ходе обучения, в общении и совместной деятельности.

Прежде всего это нормативные системы – внутренний механизм сущест-

вования социальных традиций, в рамках которых живёт человек и являет-

ся их участником. Знание предстаёт здесь как своего рода путеводитель по

образцам жизненных явлений и инструкция по пользованию ими.