Смекни!
smekni.com

Методы научных исследований 2 (стр. 43 из 45)

Сенсуалистская гносеология, сенсуализм (от лат. sensus – чувство,

ощущение) – учение о познании, в котором ощущения, чувства признаются

единственным источником и основанием знания. Главный представитель –

Дж. Локк__________, XVII в.

Сепир Эдуард (1884–1939) – американский лингвист, культуролог

и этнолог.

Синкретичность, синкретизм (от греч. synkretismys – соединение) –

нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние явления; смеше-

ние, неорганическое слияние разнородных элементов.

Скептицизм – философская школа (от греч. scepticos – ищущий, рас-

сматривающий, исследующий), созданная в IV в. до н. э. Пирроном из Элиды

(ок. 360–270 до н. э.), который практиковал воздержание от суждения. Своей

целью скептики ставили опровержение догматов всех школ, для них всякое

знание либо целиком и окончательно верно, либо полностью ошибочно.

Смирнов Владимир Александрович (1931–1996) – выдающийся рос-

сийский логик и методолог науки. Особое внимание уделял анализу научных

теорий: способам их построения, введения новых терминов, логической

структуре и сравнению теорий между собой.

Социум (от лат. societas) – общество.

Спенсер Герберт (1820–1903) – английский философ и ученый, стре-

мившийся создать «синтетическую» философию, объединяющую эмпириче-

ские данные и общие закономерности всех наук.

Степин Вячеслав Семенович (род. 1934) – известный специалист

в области философии и методологии науки, философской антропологии и со-

циальной философии, академик РАН. Разработал фундаментальную концеп-

цию структуры и генезиса научной теории.

Структурализм, постструктурализм – общие названия для ряда на-

правлений в гуманитарном познании ХХ в., прежде всего в структурной лин-

гвистике, литературоведении, этнографии, истории науки и др., связанных

151

с выявлением структур, способных сохранять устойчивость при различных

изменениях и преобразованиях. Представители – Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар,

Ж. Делез, М. Фуко, Р. Барт, К. Леви-Строс и др.

Тематический анализ – термин, внедренный Дж. Холтоном, означает

способ изучения истории науки путем обращения к глубинным устойчивым

структурам мышления (темам), лежащим в основе научной деятельности ученых.

Трансцендентальный – буквально выходящий за пределы. Трансцен-

дентальной сознание – независимость содержания сознания от эмпирического

телесного индивида и от сообщества других Я, «сознание вообще».

Тулмин Стивен Эделстон (1922–1997) – известный американский фи-

лософ науки, разрабатывал концепцию науки как сложной эволюционирую-

щей системы в единстве ее истории, познавательных и социально- организа-

ционных форм. Автор работ по логике, этике, истории философии, эволюци-

онной биологии, космологии.

Универсалии (от лат. universalis – общий, относящийся к целому) –

категории, в которых фиксируются наиболее общие характеристики объекта

или субъекта, например: «человек», «общество», «сознание», «истина» и мно-

гие другие.

Универсум (от лат. universum – весь вообще) – целостность, целостный мир.

Фальсификационизм (от лат. falsifico – подделываю) – учение

К. Поппера о научной процедуре, устанавливающей ложность гипотезы (тео-

рии) или подтверждающей ее истинность в результате экспериментальной

или теоретической проверки.

Фейерабенд Пол Карл (1924–1994) – американский философ и методо-

лог науки, отстаивал позиции теоретического и методологического плюрализма,

относительность критериев рациональности в познании и деятельности.

Феномен – явление, предмет, данный в чувственном созерцании.

Феноменология – философское учение; стремится очистить сознание

от установок, выявить изначальные основы познания, человеческого сущест-

вования и культуры. Метод анализа «чистого» сознания. Основал направле-

ние немецкий философ Э. Гуссерль (1859–1938).

Физическая реальность – понятие, обозначающее систему теоретиче-

ских объектов, построенных физической теорией и наделяемых онтологиче-

ским статусом.

Фуко Мишель (1926–1984) – известный французский философ, исто-

рик культуры, исследовал «археологию знания» как способов построения

предметов познания и социальной практики.

Хайдеггер Мартин (1889–1976) – немецкий философ, оказавший в ХХ в.

мощное влияние на философию и гуманитарные науки. Главное сочинение –

«Бытие и время» (1927), где разработана проблема смысла бытия и человека,

вопрошающего о смысле своего бытия. Лауреат Нобелевской премии по ли-

тературе (1968).

Хакен Герман (род. 1927) – известный немецкий ученый, один из ос-

нователей синергетики, исследующий процессы самоорганизации в физиче-

ских, химических и биологических системах.

152

Хакинг Ян (род. 1936) – канадский философ науки, известен исследо-

ваниями в области философии и методологии естественных наук на основе

идей «научного реализма» – течения в русле аналитической философии.

Хинтикка Яаакко (род. 1929) – финско-американский философ, ло-

гик, методолог. Его научные интересы включают историю философии, эпи-

стемологию, формальную, неформальную, математическую логики, филосо-

фию языка, математики, лингвистики.

Холтон Джеральд (род. 1922) – американский историк и философ нау-

ки. Создатель концепции «тематического анализа науки» – способа изучения

истории науки, дополняющего стандартный анализ логической структуры на-

учного знания.

Хронотоп (от греч. chronos – время, topos – место) – «время– про-

странство», единство временных и пространственных отношений, например

у М. М. Бахтина при рассмотрении сюжетного развития романа.

Целерациональность – термин, введенный М. Вебером и обозначаю-

щий действие, ориентированное на цель, рационально взвешивающее цели,

средства и результаты.

Швырев Владимир Сергеевич (род. 1934) – российский философ,

специалист по теории познания, методологии науки, проблемам природы фи-

лософского знания, концепции рациональности.

Шлейермахер Фридрих Эрнст Даниель (1768–1834) – немецкий фи-

лософ__________, разрабатывал проблемы теории понимания и философию герменевти-

ки. Как протестантский теолог исследовал природу религии.

Шопенгауэр Артур (1788–1860) – немецкий философ, рассматривав-

ший «мир как представление и волю» через познание, метафизику, эстетику

и этику.

Шпет Густав Густавович (1879–1937) – известный философ, методо-

лог истории и психологии, искусствовед, переводчик художественной и фи-

лософской литературы. Разрабатывал идеи феноменологии и герменевтики.

Шредингер Эрвин (1887–1961) – австрийский физик-теоретик, один

из создателей квантовой механики.

Штофф Виктор Александрович (1915–1984) – известный специалист

по теории познания, методологии науки и философским проблемам естество-

знания.

Шюц (Шутц) Альфред (1899–1959) – австро-американский философ

и социолог, создал феноменологическую социологию, предложив обоснова-

ние социальных наук на основе гуссерлевской феноменологии.

Эволюционная эпистемология (теория познания) – направление,

связывающее биологическую эволюцию с эволюцией познавательной систе-

мы человека, его способностей извлекать, обрабатывать и хранить когнитив-

ную информацию.

Эйдос (от греч. eidos) – форма, вид, идея – термин древнегреческой

философии.

Эйнштейн Альберт (1879–1955) – великий физик-теоретик, один из

основоположников современной физики, разработал специальную (1905)

и общую (1915) теории относительности. Лауреат Нобелевской премии по

физике (1921).

153

Экзистенциализм (от лат. existentia – существование) – философия

существования, учение об уникальности человеческого бытия как непосред-

ственной нерасчлененной целостности.

Экзистенциальный – определяемый переживанием субъектом своего

«бытия-в-мире».

Экспликация (от лат. explicatio – объяснение, уточнение значения

слова) – замещение представления обыденного сознания точным научным

понятием.

Элиминация (от лат. elimino – выношу за порог, удаляю) – удаление,

исключение.

Эмпириократизм (от греч. empeiria – опыт) – философское учение, кри-

тическое исследование опыта, второй этап позитивизма (Р. Авенариус, Э. Мах).

Энгельс Фридрих (1820–1895) – немецкий социалист и философ, со-

вместно с К. Марксом создавший учение о научном коммунизме, применив-

ший диалектику как метод не только к обществу, но и к природе.

Эпистемология (от греч. episteme – знание, logos – учение) – теория

познания.

Этнометодология – одно из направлений в современной культуроло-

гии и социологии, предметом которого являются методы и принципы изуче-

ния и интерпретации способов организации, взаимодействия и речевого об-

щения в повседневной жизни различных народов и общностей.

Этноцентризм – склонность оценивать жизненные явления на основе

ценностей своей этнической группы.

Юдин Эрик Григорьевич (1930–1976) – специалист по методологии

науки и системным исследованиям. Один из первых стал разрабатывать «дея-

тельностный подход» как объяснительный принцип, сочетая деятельность