Смекни!
smekni.com

Методы научных исследований 2 (стр. 5 из 45)

Другая черта повседневного знания состоит в том, что наследуе-

мое знание даётся нам преимущественно как типичное и мы разделяем

его с другими людьми. Перенимаемые схемы, типичные способы и мо-

тивы деятельности, типы поведения и установки позволяют нам пони-

мать других, осуществлять совместную деятельность. Нормативность,

рецептурность, типизация осуществляют своего рода интеграцию раз-

розненных элементов знания каждой личности, выстраивают своего ро-

да логику «того, что знает каждый». Пока это знание позволяет решать

17

повседневные проблемы, оно принимается как достоверное и по суще-

ству является для нас таковым [58; с. 59–60].

Третья особенность повседневного знания как социального фено-

мена – его социальное распределение: разные люди или типы людей об-

ладают запасом знания в разных объёмах и содержании. Различие опре-

деляется многообразием культур и языков, жизненным опытом, в част-

ности возрастным, профессиями, а также конкретными видами и родами

непосредственных действий и занятий. Знание об этом само является

важным элементом социального запаса знаний каждого из нас и позво-

ляет определять возможности не только свои, но и в определённой мере

других людей, с кем мы вступаем во взаимодействие.

Специализированное, профессиональное знание, в отличие от

обыденного, производится профессионалами – подготовленными и обу-

ченными специалистами, владеющими особыми средствами и методами

получения знания в конкретных областях (наука, искусство, религия,

философия и др.). Это знание носит специализированный, систематизи-

рованный, концептуализированный характер и выражено в теориях,

идеях, мировоззрении и т. п. При этом теоретическое знание – не самое

главное, что знает человек, и не самое большое по объёму.

Теоретическая интерпретация мира – это занятие немногих, и зна-

ние, которым обладает малая доля общества, – лишь часть того, что

считается знанием. Преобладающая область знания – это повседневные,

дотеоретические, массовые знания; они то и образуют базу и фундамент

специализированного, теоретического знания. Без обыденного, повсе-

дневного знания невозможно специализированное знание.

Следующая типологическая модель различает структуры явного

и неявного знания. Явное знание – это предъявленное, рационализиро-

ванное, оформленное рационально или иным образом знание.

Неявное знание – это латентное, подсознательное знание, локали-

зованное в структурах социокультурного опыта и подсознания субъек-

тов. Оно выявляется с помощью методологического анализа результа-

тов познания и обнаруживается в ментальных структурах коллективно-

го бессознательного в архетипических образах, религиозных предпоч-

тениях, в стиле мышления и т. п.

Возможно выделение других форм и видов знания в зависимости

от разных оснований. И. Т. Касавин (отечественный специалист по тео-

рии познания, методологии и философии науки) предлагает типологию

на основе различий в способе производства, существования и передачи,

а также функционирования знания [31; с. 18–27]. Данная типология

предполагает три большие группы знания:

1) практическое знание, которое создаётся и функционирует

в различных видах практики – производственной, социальной, полити-

18

ческой, педагогической и др. Это знание чаще всего носит рецептурный

характер и отвечает на вопрос «как сделать?» Например: как воспитать

ребёнка? как выпечь хлеб? как вырастить урожай каких-либо культур?

как сварить сталь? и т. п.

Во всех перечисленных видах практик требуется именно практи-

ческое знание, т. е. знание как делать – соответствующие навыки, уме-

ния, секреты, рецепты и тому подобные знания. Практическое знание

формируется в опыте различных практик и передаётся, транслируется

через непосредственное общение с наставником, учителем, с ближай-

шим окружением;

2) духовно-практическое знание – это знание, которое формирует-

ся и функционирует в духовных практиках и регулирует отношения

людей между собой. Этот вид знания существует в форме нравственных

норм, обычаев, в форме представлений людей о добре и зле, о мужестве,

совести, доблести и тому подобных представлений. Выражено такое

знание может быть в виде манифестов, кодексов, например кодекса чес-

ти рыцаря в средневековье; в клятвах, например в клятве Гиппократа

у медиков, и т. п.;

3) теоретическое знание – знание, которое вырастает из деятель-

ности, обозначаемой как исследование, подчиняющееся особым мето-

дам. Цель исследования – это производство знания на основе творческо-

го, критического освоения всего массива наличного знания. Реальность

воссоздаётся теоретиком в форме возможного мира, подлинность кото-

рого не всегда нуждается в доказательстве. Форма выражения теорети-

ческого знания дискурсивно-понятийная. Это – понятия, концепции,

теоретические модели, теории, аксиомы, учения и т. п.

1.4. Проблема источника знания: сенсуализм и рационализм,

трансцендентализм, иррационализм

Вопрос о том, как происходит познание окружающего мира, каков

источник знания, интересовал философов с давних пор. Начиная с ан-

тичности до XIХ в., в философии было два подхода к этому вопросу:

одни философы – сенсуалисты или эмпирики – считали, что мы познаём

мир чувствами; другие – рационалисты (от лат. rationalis – разумный) –

утверждали, что разумом.

Сенсуалисты, к числу которых относятся Эпикур, Ф. Бэкон, Локк,

Фейербах и др., полагали, что чувства – единственный достоверный ис-

точник наших знаний. Чувства нас никогда не обманывают, дают нам

самую точную информацию. Уж если я взялся рукой за горячий утюг,

то точно буду знать, что это такое. А в наших размышлениях кроется

источник ошибки. Основной лозунг сенсуалистов: чтобы знать – надо

19

видеть! Видеть в широком смысле слова – видеть, слышать, обонять,

ощущать и т. д. Основные формы чувственного познания – ощущение

(когда мы воспринимаем какое-то отдельное качество: теплое, тяжелое,

синее и т. д.), восприятие (когда мы воспринимаем целостный образ

предмета, видим, например, яблоко, человека) и представление (когда

мы можем представить себе наглядно и конкретно предмет, который

сейчас не видим и не ощущаем).

Рационалисты, такие, как Платон, Декарт, Спиноза, Лейбниц

и др., напротив, полагали, что чувства наши слабы и недостоверны.

Чувствам __________не дана сущность вещей, не дано прошлое, не дано будущее.

Зато все это доступно разуму. Нельзя что-нибудь одновременно знать

и не знать: либо я знаю, либо не знаю. Но можно одновременно видеть

и не видеть, например закрыв рукой один глаз. Лозунг рационалистов:

чтобы видеть – надо знать! Поскольку мой глаз не вооружен мыслью,

знанием, я не увижу того, что мне нужно. Допустим, я открываю зад-

нюю стенку телевизора; если я не изучал электронику и электротехнику,

я там ничего не увижу, кроме бессмысленного для меня переплетения

проводов, схем и т. д.

Основными формами рационального познания являются формы

нашей мысли: понятие, суждение, умозаключение. Понятие открывает

нам какой-нибудь существенный признак вещи. Очень многие явления

мира даже представить себе нельзя, например скорость света или ис-

кривляющуюся в трехмерном пространстве Вселенную, но можно по-

нять. Суждение – это такая связь между понятиями, в которой что-либо

утверждается или отрицается, например, яблоня – это дерево. Умозак-

лючение (силлогизм) – это такой способ мышления, когда мы из двух

суждений можем непосредственно вывести третье, например:

Все люди смертны.

Иванов – человек.

Следовательно, Иванов смертен.

Сенсуалисты утверждали, что все наше знание – из опыта, из кон-

кретного индивидуального опыта отдельного человека, а рационалисты

считали, что из опыта никаких всеобщих и необходимых знаний вывес-

ти нельзя. Допустим, я хочу открыть или подтвердить закон всемирного

тяготения. Беру большой камень и подбрасываю его. Зная массу Земли

и массу камня, я могу, в принципе, конечно, рассчитать скорость, с ка-

кой камень будет каждый раз стремиться к Земле. Но все дело в том, что

из своего личного (индивидуального) опыта я не могу делать выводы

относительно всей Вселенной. Нет никакой гарантии, что выводимый

мною закон будет работать везде и всегда. Я могу подбросить камень

сто раз, тысячу раз, но не могу быть уверенным, что в тысячу первый

20

раз он упадет, а не улетит в небо. Как же все-таки Ньютону удалось от-

крыть этот закон?

Рационалисты полагали, что знание – не из опыта, а из головы. Но

как оно попало в мою голову, если я предварительно не пытался уви-

деть, попробовать, поставить эксперимент? Знания, объясняют рацио-

налисты, в голову не попадают, они всегда там находятся в виде врож-

денных идей. Знанию, если это действительно знание, научить нельзя –

его нужно «вспомнить». И Платон, и Декарт, и Лейбниц, и многие дру-

гие рационалисты утверждали, что если правильно развивать человека,

то он неизбежно придет к открытию законов, к новому пониманию ми-

ра, к новому видению.

Таким образом, в философии к концу ХVIII в. сложилась странная

ситуация: знаний человечеством накоплено много, а откуда эти знания –

толком неизвестно.

Разрешить эту проблему попытался Кант в своей знаменитой кни-

ге «Критика чистого разума». Кант настолько глубоко и нетрадиционно

переосмыслил идеи рационалистов и сенсуалистов, дал настолько яркое

и глубокое понимание сути человеческого познания, что его филосо-

фию стали называть коперниканским поворотом. Как Коперник корен-