Смекни!
smekni.com

Методы научных исследований 2 (стр. 7 из 45)

ловека – это крохотный огонек, горящий в ночи, в которой оставляет

человека интеллект. Только искусство, произведения гения являют нам,

24

согласно Бергсону, яркий пример могущества интуиции, пример под-

линного и глубокого познания мира.

1.5. Классическая концепция истины и её альтернативы

Трудно найти проблему, которая бы обладала такой притягатель-

ностью, как истина. Истина является целью познавательной деятельно-

сти человека. Споры, которые ведутся вокруг понятия истины, носят не

терминологический, а мировоззренческий характер. В самом деле, ис-

тину определяют и как продукт соглашения, конвенции; и как то, что

полезно; и как такое знание, которое не содержит в себе противоречия;

и как то, что подтверждается фактами, соответствует реальности и т. д.

Не случайно в мифологическом образе истина предстает как прекрас-

ная, гордая и благородная женщина, а древнеегипетские мудрецы в знак

непогрешимости и мудрости носили золотую цепь с драгоценным кам-

нем, называвшуюся истиной. История человеческой культуры полна

примерами бескорыстного поиска истины и служения ей, ибо, как верно

сказано, не может быть апостолом истины тот, кто не имеет смелости

быть ее мучеником.

Наиболее известной концепцией истины является концепция со-

ответствия (корреспонденции) знания действительности, или классиче-

ская теория истины, идущая от Платона, Аристотеля, а затем разрабо-

танная Гегелем, Фейербахом, Марксом и др. Для этой концепции исти-

ны характерен гносеологический оптимизм, уверенность в том, что че-

ловек в состоянии осуществить адекватное воспроизведение действи-

тельности в форме знания. Позже в марксистском подходе понимание

истины как соответствия знания действительности было дополнено ука-

занием на роль практики в этом процессе. Итак, истина – это соответст-

вие наших знаний объективной действительности, которое устанавлива-

ется общественно-исторической практикой.

При всей простоте и очевидности классическая концепция истины

впоследствии столкнулась с немалыми трудностями. Ее сторонники ис-

ходили из того, что, во-первых, действительность, которая является

предметом познания, не зависит ни от субъекта, ни от условий среды;

во-вторых, мысли, знание могут быть легко приведены в однозначное

соответствие с действительностью; в-третьих, интуитивно ясный крите-

рий, позволяет установить, соответствует ли знание реальности;

в-четвертых, истина непротиворечива. Все эти постулаты нуждались

в критическом переосмыслении. Оказалось, что реальность не дана,

а задана субъекту в зависимости от его культуры, уровня знаний, чувст-

венного восприятия и абстрактного мышления. Далее, соответствие

знаний реальности не является простым, однозначным и зеркальным

копированием реальности. Это __________соответствие включает целый ряд со-

глашений.

25

Язык, знание в действительности не похожи на копию мира. Про-

блема постановки критерия истины также вызывала затруднения, ибо

приводила к парадоксу бесконечного регресса: для доказательства ис-

тинности утверждения необходимо принять некоторый критерий исти-

ны; однако сам этот критерий должен быть доказан на основе другого

критерия истины и т. д.

Эти трудности привели к двоякого рода реакции: 1) попыткам со-

вершенствования классической концепции истины; 2) критическому пе-

ресмотру классической концепции и замене ее другими.

Попытки совершенствования классической концепции истины

привели, во-первых, к формированию диалектико-материалистической

концепции истины, во-вторых, к семантическому определению истины

польским логиком и математиком Альфредом Тарским (1902–1984).

Диалектико-материалистическая концепция истины базировалась

на принципах активного отражения действительности, признания объ-

ективности истины, а также на раскрытии механизмов процесса пости-

жения истины. Всякая истина, коль она является отражением объектив-

ного мира, включает в себя содержание, которое не зависит от человека

и человечества. По форме наши знания субъективны, они представляют

собой продукт познавательной деятельности, человеческой активности.

По содержанию же истины объективны: это содержание есть отражен-

ная реальность, а сама эта реальность не зависит от человека. Поэтому

всякая истина представляет собой объективную истину. Таким образом,

постулат объективности характеризует ее с точки зрения содержания

знания. Признавать объективную истину – значит признавать, что мир

существует независимо от нас, объективно и что наше знание способно

адекватно, т. е. верно, отразить мир.

Если принцип объективности характеризует истину со стороны ее

содержания, то механизмы процесса объективной истины передаются

через диалектику абсолютной и относительной истины. Абсолютная ис-

тина – полное, исчерпывающее знание об объекте. Относительная исти-

на – неполное, приблизительно верное знание об объекте. И абсолют-

ная, и относительная истины включают в себя момент объективности.

Признание __________объективности истины приводит к выводу о том, что внутри

относительной истины должна содержаться абсолютная истина. Дости-

жение истины – длительный процесс все более точного постижения

объекта, проникновения в его суть, а не одновременный акт. Имея это

в виду, Гегель писал, что истина не есть отчеканенная монета, которая

может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман.

В каждом шаге этого процесса мы имеем дело с отдельными сторонами

и свойствами объекта.

Процесс познания идет как процесс накопления моментов абсо-

лютной истины. Именно это и позволяет все глубже познавать объект.

26

Наличие абсолютно достоверных фактов чрезвычайно важно для прак-

тической деятельности людей. В совокупном знании человечества

удельный вес абсолютных истин постоянно возрастает. Новые научные

истины не упраздняют, а дополняют, конкретизируют ранее установ-

ленные истины. В состав новых теорий прежние теории включаются как

частный случай. Так, классическая механика Ньютона в теории относи-

тельности Эйнштейна истолковывается как ее частный случай. Достичь

абсолютной истины как полного, точного знания о мире в целом невоз-

можно, ибо, с одной стороны, мир бесконечно сложен и находится в по-

стоянном развитии, с другой стороны, сам процесс познания ограничен

уровнем развития практической и познавательной деятельности. В то же

время есть абсолютные истины теоретического порядка, которые наука

не отменяет (например, закон сохранения и превращения энергии).

Один из важнейших принципов диалектического понимания ис-

тины предполагает ее конкретность. Конкретность означает такое свой-

ство истины, которое основано на знании реальных связей и закономер-

ностей объекта, учете условий, места, времени, в которых сформулиро-

ваны истины.

Одной из попыток совершенствования классической концепции

истины является семантическое определение истины, данное польским

логиком А. Тарским (1902–1984) в его работе «Понятие истины в фор-

мализованных языках». Цель данного подхода заключается не в опро-

вержении классической концепции истины, а в ее совершенствовании,

рационализации, ибо, как считал А. Тарский, любая реконструирован-

ная формулировка понятия истины должна соответствовать аристоте-

левскому ее определению и отвечать двум требованиям: материальной

адекватности и формальной непротиворечивости. Например, утвержде-

ние «снег бел» – истинно, если снег действительно бел (т. е. формули-

ровка или предложение обозначает определенную ситуацию в реально-

сти и отвечает первому требованию – материальной адекватности); «Р

истинно» – имя этого предложения в рамках формализованного объект-

ного языка. Формулируя второе требование – формальной непротиворе-

чивости, Тарский осуществляет формально-логическое уточнение клас-

сической концепции истины. В этом плане его теория истины является

логической, а не философской теорией, поскольку она предполагает пе-

ревод предложения «Р» из формализованного объектного языка в мета-

язык (это язык, на основе которого происходит исследование объектно-

го языка), в котором оказывается возможным построить непротиворе-

чивое определение истины.

В философии существуют также попытки критического пере-

смотра классической концепции истины и замены ее некоторыми аль-

тернативными подходами. Так, широкое распространение в западной

27

философии получил «принцип фаллибилизма» (от англ. fallible – под-

верженный ошибкам, ненадежный), согласно которому любое наше

знание (в том числе и научное) всегда носит предположительный харак-

тер и может оказаться ошибочным и опровергнутым (Ч. Пирс, К. Поп-

пер). Поэтому лучше говорить не об истинности знания, а об его «исти-

ноподобии». В лучшем случае истина признается здесь как идеальный

предел в динамике научного знания. В конкретных же ситуациях истин-

ными или истиноподобными можно считать такие результаты исследо-

вания, относительно которых у большинства ученых нет серьезных со-

мнений и которые поэтому принимаются на основе соглашений. Другие

же философы предпочли иной путь: понятие истины ими сохраняется,

но приобретает другую трактовку. Такой подход характерен для коге-

рентной и прагматической концепций истины.

Когерентная концепция (от лат. когеренс – находящийся в связи)

считает знание истинным в том случае, если оно внутренне самосогла-

совано, логически непротиворечиво. Причем в одних случаях этот при-

знак рассматривается как единственный критерий истины (О. Нейрат),