в других же истина понимается все-таки как соответствие знаний дейст-
вительности, но критерием этого соответствия выступает их внутренняя
непротиворечивость (Н. Решер). Главная проблема этой концепции со-
стоит в том, что самосогласованность и непротиворечивость знания да-
леко не всегда означает его «совпадение» с реальностью. Тем не менее
принцип когерентности достаточно успешно используется в формали-
зованном знании, – например в современной математике, где вопрос об
ее соответствии действительности отходит как бы на второй план, усту-
пая место внутренней логике математических теорий.
Прагматическая концепция (от греч. прагма – дело, действие) исхо-
дит из функционального понимания истины, ее эффективности и полезно-
сти для достижения целей субъекта (Ч. Пирс, У Джеймс, Д. Дьюи и др.).
Джеймс писал, например, что «истиной прагматизм признает то, и это
единственный его критерий истины, что лучше всего “работает” на нас,
ведет нас», отмечая, правда, что __________именно в этом и заключается для исти-
ны «согласие с конкретной действительностью». В этом утверждении
заложена определенная опасность произвола и субъективации истины:
каждый может считать истинным то, что привело его к намеченной це-
ли – даже преднамеренную ложь. И тогда, возможно, справедлив из-
вестный принцип «Цель оправдывает средства», который позволяет для
достижения, казалось бы, благородных целей (например, построения
коммунизма) использовать самые антигуманные средства – вплоть до
уничтожения «врагов народа». Достоинство же прагматической кон-
цепции состоит в ее реалистическом жизненном подходе к проблеме ис-
28
тины, в стремлении «заземлить» ее, наполнить практически значимым
для человека содержанием.
Названные концепции можно рассматривать как в известной мере до-
полняющие друг друга, поскольку они фиксируют внимание на разных ас-
пектах истинного знания: его связи с реальностью (классическая концепция),
строения и организации (когерентная), операциональном значении (прагма-
тическая) и т. д. Кроме того, следует отметить, что современное понимание
истины дополняется новыми подходами и принципами. Так, классическая
концепция корректируется сегодня пониманием того, что содержание исти-
ны зависит не только от объекта, но и от познавательной деятельности субъ-
екта (вспомним, что в знании нам дается отношение субъекта к объекту). Да-
лее, широко распространенный сейчас принцип плюрализма (множественно-
сти) говорит о существовании не одного, а многих истинных определений,
относящихся к одному и тому же явлению. Понятно, что в данном случае
речь идет не об «истинах-фактах» (типа «Наполеон умер 5 мая 1821 г.»),
а о знании, воспроизводящем достаточно сложное явление со многими его
свойствами, связями, законами и т. д. Знания о нем, полученные различными
субъектами, могут по-разному, но в чем-то верно (хотя и частично) отражать
предмет и быть, следовательно, истинными. Поэтому нельзя отдать предпоч-
тение какой-то определенной истине – все они равноправны и среди них нет
«царской». Значит, целостное знание о предмете должно строиться по прин-
ципу дополнительности, когда каждое из истинных определений должно
быть компенсировано другими, часто даже противоположными, утвержде-
ниями. Так, при характеристике микрообъектов необходим синтез их клас-
сического и квантово-механического описаний.
В заключение данного вопроса отметим, что разнообразные пред-
ставления человека о мире далеко не всегда могут быть уложены в же-
сткие рамки оппозиции «истина – заблуждение». Поэтому современная
гносеология оперирует и такими понятиями, как «степень истины»,
«частичная истина», «приблизительная истина», «правдоподобие», «ве-
роятность», «менее и более ложные суждения» и т. п. Эти характери-
стики знания отражают степень его приближения к подлинной истине
и имеют заметное практическое значение. Так, если высота какой-то го-
ры равна 6 тыс. метров, а мы оцениваем ее в 5,5 тыс., то теоретически
и практически это лучше, чем если бы мы считали ее равной 4 тыс. мет-
ров, хотя оба наши вывода являются заблуждениями. Кроме того, сущест-
вуют такие темы для размышления, особенно философские и религиоз-
ные, в которых, пожалуй, лучшее, что мы можем сделать, – достичь суж-
дений наименее ложных, а не истинных, ибо вопрос об истинности «мета-
физических» взглядов останется, скорее всего, навсегда открытым.
29
Тема 2
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ:
ПРЕДМЕТ И ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ
2.1. Предмет и задачи философии науки
2.2. Предмет и задачи методологии науки
2.3. Взаимодействие методологии науки с другими дисциплинами
2.4. Понятие методологической культуры и её функции
2.1. Предмет и задачи философии науки
Предметом философии науки, которая является относительно но-
вой областью философии, стали собственно научное познание, его ре-
альная история, принципы и методы научной деятельности, структура
знания.
Философия науки включает в своё содержание совокупность раз-
личных течений и школ, – в частности, это позитивизм в его различных
формах, неорационализм, критический рационализм, а также феноме-
нология, марксизм, аналитическая философия, герменевтическая фило-
софия. Соответственно, складывается проблематика философии и мето-
дологии науки, которая достаточно широка. Это выявление идеалов,
предпосылок и оснований науки, прояснение понятий и принципов,
специфики различных форм когнитивной деятельности и знания, выяс-
нение отличия науки от других форм деятельности, особенностей меха-
низмов развития и роста научного знания.
В истории развития философии науки на разных этапах главной
становилась та или иная проблематика: единство научного знания и по-
строения целостной картины мира на основе принципов детерминизма
и причинности, динамических и статистических закономерностей; по-
иски характерных особенностей научного исследования, в частности;
соотношения индукции и дедукции, логики и интуиции, открытия
и обоснования, эмпирического и теоретического уровня знаний. Особое
место занимала проблема эмпирического обоснования науки, возмож-
ности сведения (редукции) всего теоретического знания к конечным эм-
пирическим элементам опыта. Новым этапом в развитии проблем фило-
софии науки стало исследование социальной детерминации науки, рас-
смотрение её совместно с её историей как части культуры, как особой
культурной традиции, как особого социального института и вида чело-
веческой деятельности. Эти проблемы исследовались не только зару-
бежными философами, например: О. Контом, Э. Махом, Витгенштей-
ном, Р. Карнапом, У. Куайном, К. Поппером, Т. Куном, П. Фейерабен-
30
дом, И. Лакатосом и др., но и многими отечественными исследователя-
ми, в частности, Н. В. Мотрошиловой, Л. А. Микешиной, В. С. Стёпи-
ным, В. А. Лекторским, П. П. Гайденко, Ю. В. Сачковым и др.
Философия и методология науки входят в состав более общей
части философского знания и развиваются на её основе. Эта более об-
щая философская область в современном понимании определяется как
философия познания (Л. А. Микешина), исследующая природу позна-
ния, отношение знания к реальности, условия его достоверности и ис-
тинности, существования в системе культуры и коммуникации (обще-
ния). Философия познания вбирает в себя различные тесно взаимосвя-
занные разделы, в том числе традиционную гносеологию, или теорию
познания, современное учение о познании, или эпистемологию, а также
философию и методологию науки как важнейшие части философии по-
знания в целом. Проблемы философии познания – это, в принципе, во-
прос о природе знания, о его формах и типах, о соотношении рацио-
нального и чувственного знания, о соотношении рационального (логи-
ческого) и иррационального моментов в познании, проблема надёжно-
сти знания, решение проблемы истины в эпистемологии, это вопросы
о субъекте и объекте познания в свете современных представлений о
невозможности элиминирования (исключения) из процесса познания
эмпирического субъекта, т. е. целостного человека в его жизнедеятель-
ности, ибо последнее в настоящее время всё более признаётся как глав-
ное условие философии познания.
2.2. Предмет и задачи методологии науки
Методология является ядром философии науки. Она может быть
определена как философское учение о системе апробированных прин-
ципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах,
структуре и функциях научного знания. Её назначение – выявить и ос-
мыслить движущие силы, предпосылки, основания и закономерности
роста и функционирования научного знания и познавательной деятель-
ности, организовать проектно-конструктивную деятельность, её анализ
и критику. Методология науки, основываясь на общефилософских
принципах и законах, исторически возникла и развивается на основе
гносеологии и эпистемологии, логики, а в последние годы также исто-
рии, социологии науки, социальной психологии и культурологии, тесно
смыкается с философскими учениями о языке.
Можно указать на ряд причин, породивших методологию как не-
обходимую принадлежность науки: это – сложность структуры научно-
го знания, способы его обоснования и проверки; сопряжение результа-
тов предметно-орудийного эксперимента с выводами и следствиями
31
«мысленного эксперимента», тесное переплетение описания свойств
материальных объектов с искусственно вводимыми абстракциями, иде-
альными моделями, знаковыми объектами. Эти и многие другие осо-